Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ХОТЬ Ньюс - авторская песня и интегральное искусство


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

ГЛАВНЫЙ АРХИВ   ХОТЬ НЬЮС   КНИЖНАЯ ПОЛКА   MP3   ВСЕМИРНАЯ АФИША   ЛИНКИ
АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ И ИНТЕГРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

HN-Monthly. 07'2001.

Здравствуйте уважаемые любители и профессионалы интегрального искусства и авторской песни!

В сегодняшнем выпуске мы публикуем статью Левина Леонида Иосифовича, любезно предоставленную нам сетевым проектом Gromko.ru. Как мы уже говорили неоднократно, и о чем будем говорить всегда - мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов, публикуемых на наших страницах. Мне кажется, что авторская песня требует глубокого и профессионального изучения. Как жанр, как искусство, как ритуал, если хотите. И здесь крайне важны различные точки зрения, которые, я надеюсь, будут приведены на наших страницах.

Авторская песня

Левин Леонид Иосифович (Государственный Институт Искусствознания)

АВТОРСКАЯ (иначе - “бардовская”, “поэтическая”) ПЕСНЯ - современный жанр устной поэзии (“поющаяся поэзия”), сформировавшийся на рубеже 50 - 60-х гг. в неформальной культуре студенчества и молодых интеллектуалов. Сама по себе “поющаяся поэзия ” - древнейший вид творчества, известный культурам едва ли не всех народов, и не случайно представителей авторской песни часто называют “бардами”, сопоставляют с древнегреческими лириками, русскими гуслярами, украинскими кобзарями и т.п., исходя прежде всего из того, что современный “бард”, как и древний поэт, обычно сам поет свои стихи под собственный аккомпанемент на струнном инструменте (чаще всего - гитаре). Однако это все же внешние, и к тому же не всегда обязательные, признаки жанра. Термин «авторская песня» был введен (по преданию - В.С.Высоцким) для того, чтобы подчеркнуть ее личностный характер, чтобы отделить ее, с одной стороны, от песен, поставляемых профессиональной эстрадой, а с другой - от породивших ее городского фольклора и непритязательных “самодельных” песен, сочиняемых, по случаю, для “своей компании”, “своего института”, и мало кому интересных за пределами этого узкого круга.

Суть авторской песни состоит в утверждении авторской - т.е. свободной, неподцензурной, самостоятельной (от греч. autos - сам) - жизненной позиции , авторского мироощущения. Каждой такой песней автор как бы говорит: “это - мой крик, моя радость и моя боль от соприкосновения с действительностью” (Б.Ш. Окуджава). Такие песни не пишутся “на потребу”, они рождаются спонтанно, естественно, как свободная реализация потребности высказаться, поделиться тем, что наболело. Как поется в одной из песен того же Окуджавы, “каждый пишет, как он дышит, не стараясь угодить... ”. Личностное начало пронизывает авторскую песню и определяет в ней все - от содержания до манеры преподнесения, от сценического облика автора до характера лирического героя. И в этом смысле современная “поющаяся поэзия” - искусство глубоко интимное, даже исповедальное. Мера доверия и открытости значительно превосходит здесь нормы, допустимые в профессиональном творчестве.

Само собой разумеется, такая песня, в отличие от массовой эстрадной продукции, адресована далеко не всем и каждому. Она обращена лишь к тем, кому автор доверяет, кто настроен в унисон с ним, готов разделить его мысли и чувства или, по крайней мере, душевно расположен к нему. Поэтому аудитория, ее состав, ее настрой, даже ее размеры - важная составляющая жанра авторской песни. Да и сам автор здесь неотделим от аудитории, он всегда – «один из нас », «такой же, как мы ».

В связи с этим отношения между автором и слушателями вряд ли можно назвать концертными. Строго говоря, поэт-певец не “исполняет” песню, не “демонстрирует” себя и свое творчество, а ведет с аудиторией доверительный разговор по душам, рассчитывая на ответную реакцию. Атмосфера взаимного доверия и взаимопонимания, возникающая в ходе такого “разговора”, переживаемое всеми присутствующими чувство общности, сопричастия (“Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались”, - О. Митяев) является сущностным признаком авторской песни, который делает ее особой “формой духовного общения единомышленников ” (Б.Окуджава). Родившись в тесных дружеских компаниях, авторская песня является, по сути, не концертным, а бытовым жанром, и изначально рассчитана на теплоту неформального общения в кругу “своих”.

С этим связаны определенные сложности концертного бытия авторской песни. Ей в принципе противопоказаны сцена, праздничный официоз концертного зала, любая формализованная публичность, любая дистанция между участниками песенного общения, создаваемая рампой. И искусство концертного исполнения авторской песни во многом состоит именно в преодолении “эффекта рампы”, в минимизации неизбежной дистанции. Этому служит не только сама песня с ее доверительной интонацией, безыскусной музыкальной и поэтической лексикой, но и непрофессиональный, обыденный, как у всех, голос автора, подчеркнуто обыденная одежда, свободная манера общения с залом, комментарии к песням и т.п.

Обостренно-личностный характер авторской песни, органически присущий ей нонконформизм, ее неангажированность, наконец - способность консолидировать вокруг себя обширный круг неравнодушных к жизни, “думающих” людей, - все это сделало ее не столько художественным, эстетическим, сколько социокультурным явлением и предопределило ту особую роль, которую авторская песня сыграла в глобальном процессе смены ценностных ориентаций, характерном для 50 - 70-х гг. Собственно говоря, авторская песня и была порождена этим процессом, став одной из наиболее действенных, знаковых форм самосознания и самовыражения “шестидесятников” - того социально-активного поколения молодых интеллектуалов, которое в этот период вступало в жизнь. Не случайно на Западе взрыв творчества “поющих поэтов” (Жорж Брассенс, Жак Брель, Боб Дилан, Джоан Баэз, Джон Леннон, Фил Охз и др.) совпал с ростом “антибуржуазных” настроений, студенческими волнениями и антивоенными выступлениями 60-х гг., а в России формирование авторской песни самым непосредственным образом было связано с периодом хрущевской «оттепели».

Речь идет прежде всего о начавшемся тогда процессе реабилитации личности, процессе превращения бездумных и дрожащих от страха “винтиков” государственной машины в самостоятельно мыслящих людей, готовых взять на себя ответственность не только за свои действия, но и за судьбы мира, за все, что происходит вокруг, процессе, о котором Е. Евтушенко позже скажет: “прорастают всюду Лица у безличья на лице” .

С этим тесно связаны легализация и необычайно широкое распространение в среде молодых интеллектуалов т.н. “дружеских компаний”, дополнивших разношерстные и разновозрастные дворовые компании детства и отрочества. Такие внутренне свободные малые группы, спаянные общими интересами и межличностными отношениями, успешно противостояли официальным формам коллективности и являлись естественной средой формирования и реализации личностных качеств, не находивших применения в публичной жизни. Думается, что характерный для того времени взрыв самодеятельного туризма и альпинизма также был вызван все теми же потребностями становления личности, а не внезапно вспыхнувшей тягой к познанию красот природы. Здесь, вдали “от шума городского”, от привычной суеты и обязательств, в необыденных, порою экстремальных, условиях проходила проверку на прочность, на верность избранным принципам и группа в целом, и каждый входящий в нее («Кто здесь не бывал, кто не рисковал - Тот сам себя не испытал, Пусть даже внизу он звезды хватал с небес» , - пел об этом Высоцкий). Сродни этому и распространенная в молодежной среде тех лет “охота к перемене мест” и жизненных обстоятельств, тяга к первопроходничеству в широком смысле слова, к новым людям, уводившая многих в разного рода экспедиции, геологические партии, необжитые места и т.п. - отнюдь не “за туманом и за запахом тайги”, а прежде всего в надежде познать и обрести себя и свой круг друзей.

В таких интеллектуальных дружеских компаниях действовали свои законы и своя система ценностей, выкристаллизовавшаяся в ходе ожесточенных споров “отцов” и “детей”, “физиков” и “лириков”, “романтиков” и “практиков”, свои, отличные от общепринятых, нормы. Официозному “мы” безликих и безответных “нулей» дружеский круг противопоставил свободный союз самоценных личностей, иерархической структуре, жесткой дисциплине, идеологической лояльности и догматизму - дружбу, верность, самостоятельность в мыслях и делах и связанную с ней ответственность, нетерпимость к фальши, чувство юмора и т.п. Эта система ценностей, образующая ядро группового сознания и неявный кодекс поведения, требовала своего выражения. Частично это сделала “молодая поэзия”, раньше других сумевшая воплотить новое мироощущение и возродившая ценность неподцензурного устного слова, ценность прямого общения. Но основной формой группового самосознания стала авторская песня, которая своей интонацией смогла выразить эмоциональную доминанту нового кодекса поведения - доверие. И если “молодая поэзия” дала ей мысль, то свою главную специфическую черту - доверительную интонацию - она обрела в музыке быта.

В музыкальном отношении авторская песня опиралась на тот слой расхожих, легко узнаваемых и любимых интонаций, который бытовал в среде ее обитания и складывался из самых разнообразных источников. Среди них - бытовой романс, студенческий и дворовый фольклор (в том числе и блатная песня), народная песня, популярная танцевальная музыка, песни советских композиторов и т.п. Особую роль в подготовке интонационной почвы авторской песни сыграла лирика военных лет и такие, казалось бы, малозначащие факторы, как безыскусное кинопение М. Бернеса, В. Алейникова, Н. Крючкова, “задумчивый голос Монтана” (арист гастролировал в нашей стране в 1957 г., впервые познакомив нас с современным французским шансоном) и др. Отсюда, из этого всегда находящегося на слуху и постоянно пополняющегося интонационного словаря черпали свои незамысловатые мелодии, нимало не заботясь об их оригинальности, поэты-певцы “первого призыва” – Булат Окуджава, Юрий Визбор, Новелла Матвеева, Александр Городницкий, В.Берковский, В.Вихорев, Е.Клячкин, А.Якушева, Ю.Ким, С.Никитин, А.Дулов, Ю.Кукин, Б.Рысев и др.

Среди них не было ни одного музыканта-профессионала. Более того - лишь единицы могли причислить себя к профессиональному поэтическому цеху. В основном же это студенты, молодые учителя, инженеры, ученые, журналисты, актеры, спортсмены - представители той среды, в которой возникла и для которой существовала авторская песня.

О чем они пели? О жизни, о том, что волновало их сверстников. Излюбленные герои их песен - альпинисты, геологи, моряки, летчики, солдаты, спортсмены, циркачи, бедовые “короли” городских дворов и их подруги - люди не просто мужественные и рисковые, но, прежде всего, личности. Они немногословны, сообразительны, ироничны, по-своему нежны, но главное, они - верны, надежны, на них можно положиться, им можно доверять. Это - персонифицированные групповые ценности. И в то же время они легко узнаваемы: это - ребята “с нашего двора ”, “с нашего курса ”, “из нашей компании ” - одни из “наших”, а потому они убедительны, легко идентифицируются и с личностью автора и с каждым из слушателей. И в этом, по-видимому, заключается один из секретов глубокого консолидирующего воздействия авторской песни.

(продолжение следует)


Вот теперь, собственно, и все,
С уважением,
Владимир Харченко (vakh@mail.com)
VAKh Online


ХОТЬ НЬЮС есть некоммерческая инициатива автора VAKh Online. Автор может не разделять позицию авторов, публикуемых в рассылке.

Публикуемая ниже информация не является рекламной, так как все анонсируемые сайты и рассылки входят в проект VAKh Online.


Проект VAKh Online. Интегральное Искусство:
проза, поэзия, музыка, фотография, авторская песня, библиотека, галереи, MP3.

Рассылки от VAKh Online
ОТ ВИНТА! Раскрутка сайта
Телешкола Сайтпромоутеров. FAQ
Обзоры Мира онлайн и офлайн
Время-Деньги! Оптимальная Модель
Дао Прозрачности Философия Магии
Хоть Ньюс Интегральное искусство
Ваш e-mail:

Дао прозрачности - Беседы с Арги - Магом и Философом. Сайт проекта Книга в кожаном переплете.

Хоть Ньюс - Интегральное искусство и Авторская Песня. Сайт проекта ХОТь Ньюс: архивы, афиша, книжная полка, MP3...

ОТ ВИНТА! - Раскрутка сайтов. Сравнительный анализ. Сайт проекта ОТ ВИНТА!

Время-Деньги! - Оптимальная модель заработка в Сети. Новые направления. Парнерские программы для вебмастера. Сайт проекта Время-Деньги!


На сайте VAKh Online Вас ждут:
ХОТь Ньюс - афиша событий в области АП - концерты, фестивали, радио - телепередачи.
Всегда свежий номер Всемирной Бардафишы от Димитрия Соколова.
Книжная полка - информация о бардах и фестивалях, биографии, статьи, обзоры, тексты песен, стихи, проза.
Авторская песня в MP3.



АРХИВ ВЫПУСКОВ

2001
МАЙ
АПРЕЛЬ
МАРТ
ФЕВРАЛЬ
ЯНВАРЬ
2000
ДЕКАБРЬ
НОЯБРЬ
ОКТЯБРЬ
СЕНТЯБРЬ
АВГУСТ
ИЮЛЬ
ИЮНЬ-2
ИЮНЬ-1
МАЙ
АПРЕЛЬ
МАРТ
ФЕВРАЛЬ
ЯНВАРЬ 1999
ДЕКАБРЬ


Another Banner Network

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное