Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
 
 
 


Об авторской песне и интегральном искусстве 3'2000
        HN-Monthly 3'2000

                      Всего четыре времени я знаю:
          Прошлое, будущее, настоящее и фальшивое,
                                И в каждом из них
                         Живут мои соплеменники...
                                                                               
                                               Мафоры 
               http://vakh.online.com.ua/verses/mafor

Здравствуйте уважаемые любители и профессионалы авторской песни.
В мартовской выпуске HN-Monthly интервью А.Лемыша с А.Дольским и
продолжение раскопок наших архивов.

==================================
Анатолий ЛЕМЫШ
Александр Дольский: человек-жанр

Порой  кажется,   что   жанра,  названного  когда-то  Высоцким
"авторской песней",  больше  не существует,  что он вымер, как 
мамонт после ледникового периода, не вписавшись в новые времена. 

Но приезжают "варяги" из Питера и Москвы, собирают полные залы,
и  оказывается,  что  стенания  о  гибели авторской песни имеют
весьма  провинциальную  природу:  просто  нет  сейчас в Украине
поэта,   способного   песенным  словом  объединить  разобщенных
катаклизмами людей. Ведь в авторской песне более значим уровень
личности,   уровень   таланта,   а  не  стоимость  коммерческой
раскрутки,  как  в  эстраде.  Не  могу  сказать, что в России у
бардов  нынче  пик  популярности,  но  возрождение  интереса  к
песенной   поэзии,  даже  бум  наблюдается.

И  после  ухода Высоцкого и Окуджавы, Галича и Визбора, один из
тех,  кто  сохраняет  высокое  место  на  песенном Олимпе - это
Дольский.  Сан  Саныч.  Его  недавний концерт в ДК КПИ собрал и
давних почитателей певца, и     совсем     юных.

-  Сан Саныч, в вашем концерте прозвучало много новых песен, но
часть,  на  мой  взгляд,  наиболее  сильных,  вы  не исполнили.
Почему?

-  Одно дело - написание песни, и совсем другое - ее исполнение
в  концерте.  У  меня  есть  совсем  новые вещи, которые больше
похожи на изыскания по философии, или же слишком непривычные по
форме.  Поэтому  в  концерт  я  их  не  вставляю:  для  публики
тяжеловато.  Все-таки,  когда  люди приходят в зал, должен быть
праздник,  отдых,  какая-то  радость.  Был  период, когда я пел
только  новые  песни,  из-под  пера.  И  терял контакт с залом.
Поэтому  приходится  всегда  учитывать эффект узнавания, и петь
что-то  из  собственной  "классики".  Привычный  образ  - штука
тонкая.

-  Когда  вы  исполняете  свои  джазовые  песни, вы производите
впечатление человека-оркестра.

-  Джазом  я занимался с детства, даже играл в профессиональной
группе.  Когда  я  жил  в  Свердловске,  в  десятом  классе  на
каникулах  меня встретили знакомые джазисты и сказали: "Давай к
нам!  У  нас  гитарист  уволился".  А  гитариста звали Владимир
Мулявин,  представляете?  Потом  в институте играл, в Уральском
политехническом,  а когда появился в авторской песне с джазом и
рок-н-роллом,  на  меня  начали  давить  сами  же  барды! Им не
нравилась  и  моя  профессиональная  гитара,  и  независимость,
неучастие  во  всяких  кланах  и  группировках, которых хватает
везде.

-  Помнится,  некие  блюстители  чистоты жанра из Казани сожгли
ваше    чучело:    не    то,    мол,   и   не   так   пишете...

- Было дело. А записок дурацких сколько я получал на концертах!
Потом появились другие певцы, не вписывающиеся в некие рамки, и
огонь  блюстителей  перешел  на  них.  А  в  целом  -  эти  все
размежевания  столько вреда принесли и року, и авторской песне!
Я  не  стремился  соответствовать какому-либо жанру, это уж как
Бог  на  душу  положит.  Я  просто  занимался стихами, музыкой,
по-актерски  что-то  стало  само собой получаться. Мне кажется,
что  у  каждого  из авторов, более-менее выразившего свой мир -
свой  жанр. У Высоцкого, у Окуджавы, у Шевчука, у Гребенщикова.
Надо  сравнивать личности, а не жанры.

-    Расскажите    о    вашей   работе   у   Аркадия   Райкина.

-  В  79-м году я переехал из Свердловска в Питер, мои шуточные
песни  показали Райкину, и Аркадий Исаакович предложил работать
в  его  театре. По сути, моя роль была чисто физиологической: я
выходил  попеть,  чтобы у зрителей мышцы живота отдохнули после
хохота.

Кто  я  был  для  него? Казалось бы, посторонний человек, он не
превозносил  мои  песни,  не  слушал  их  днями  и  ночами,  но
почему-то  я  чувствовал  от  него  такую  любовь, которой и не
заслужил.  Если бы не он, ни одна моя пластинка в те времена не
вышла:  он  сам,  по своей инициативе хлопотал, какие-то письма
писал.

Когда  в  конце спектакля мы выходили на поклон (а он все время
был на сцене, все три часа), я видел профиль Райкина, видел его
глаза - он был смертельно уставшим. И понимал, что ему осталось
очень        недолго...

Был я знаком и с Галичем. На знаменитом фестивале в 68-м году в
новосибирском  Академгородке,  когда Галич в первый и последний
раз выступал на официальной сцене, он приметил меня, совсем еще
юного  мальчика с гитарой. Приезжал ко мне в Свердловск, просил
показать  Ипатьевский  дом,  где расстреляли царское семейство.
Под   воздействием   обаяния   Галича  я  написал  многие  свои
сатирические          песни.

-     Вы     помните    свой    первый    выход    на    сцену?

-  О!.. Моя мама окончила балетную школу в Ленинграде и поехала
в  оперный  театр  в  Свердловск. В первый раз я вышел на сцену
Оперного,  когда  мне  было  9  лет.  Я  пел в хоре мальчиков в
"Пиковой  даме"  и  в  "Кармен". Должен сказать, что Чайковский
более  гуманный  композитор,  чем Бизе: у Чайковского дети поют
только в первом действии, а у Бизе - и в первом, и в последнем,
приходилось  находиться  в  театре  до  12 ночи. Потом учился в
Уральском политехе, там же, где Ельцин, на том же факультете, и
по  той же специальности. Раньше я этим гордился, а теперь - не
знаю...    Кстати,    самодеятельность    там    была    просто
фантастическая!  Из  Уральского политехнического вышло огромное
число  художников,  поэтов,  музыкантов,  рок-певцов, артистов,
политиков.  Рыжков  там учился, Бурбулис...

-  У  меня  в  80-х  годах  был  ряд социальных песен, и вот за
них-то, на волне первой избирательной эйфории, меня и выдвинули
в  кандидаты народные депутаты - еще СССР. В итоге на мое место
выбрали  Собчака.  Но  я  не  жалею: все это оказалось огромным
фарсом.  Вот  и Собчака сейчас пинают.

- Сан Саныч, одно время ваши стихи и песни изучали в российских
школах.    Как   это   произошло?

-  Да,  во время перестройки мои стихи включили в школьный курс
современной  литературы.  Может, и сейчас изучают школьники мою
лирику, а может,     перешли     на     Гребенщикова.

-   И   все-таки,  главное  ваше  дело,  конечно  -  концертные
выступления.   Часто   ли   бывают   у  вас  большие  концерты?

- В начале 90-х годов, скажем, я в России вообще почти не давал
концертов.  Только  в  Америке, Израиле, Германии, Австралии. А
сейчас  настало  иное  время:  чаще выступаю здесь, в России, в
Украине.  Хотя  Украина  -  отдельное государство, но я говорю:
"здесь",  потому  что  Украина  для меня - такая же родная. Да,
конечно,  Украина должна быть самостоятельной, но она для нас в
России  не  становится менее родной, и дикого размежевания быть
не   должно.   А   что  касается  моих  выступлений  -  видите,
по-прежнему  ко мне на концерты приходят тысячи людей, хотя моя
манера  петь  вроде  бы  предполагает  камерную, почти домашнюю
обстановку.  И  очень  приятно видеть среди этих тысяч зрителей
столько молодежи!

=======================================
/продолжение/
НАШИ АРХИВЫ

В прошлом номере мы опубликовали отрывок из статьи "Барды...",
напечатаной в киевской газете "Молодая Гвардия" в 1985 году.
Сейчас можно с усмешкой читать эти перлы и нападки на бардов-
антисоветчиков. А в 1985 году это прозвучало как звонок, как
предупреждение. Если помните - это время было начало перестройки,
гласности, началом перехода к нормальной жизни из-под опеки
райкомов, горкомов, обкомов и вездесущего Комитета. И тут,
совершенно неожиданно - барды - враги! Запахло чем-то уже позабытым,
но очень неприятным на запах. Было понятно что это пробная,
первая атака.

После статьи в воздухе зависла этакая нехорошая тишина - а как они 
поведут себя теперь,- барды, то бишь... В организациях, упомянутых
в статье, началось знакомое с давних пор "реагирование на публикацию",
проходили собрания, "простые" люди клеймили "отщепенцев"...

Но все-таки, это был уже 1985 год. И молчать было нельзя.
С Леонидом Духовным мы обсудили ситуацию. Выход был один - ехать 
в Москву. Во все времена, от царских до коммунистических, искать
спасения от местных князьков можно было лишь в белокаменной.
Мною был сделан перевод статьи на русский язык, Леня снабдил меня
списком "явок и паролей", а проще говоря - дал список телефонов
людей, с которыми имело смысл связаться,- бардов, журналистов.

Люди реагировали по-разному и, как мне кажется, никто не имеет права
упрекать тех, кто отказывался помочь. Главное, то как отреагировало 
большинство. Возможно позднее я подробнее остановлюсь на этом вопросе,
а пока мне бы хотелось особо отметить то, что сделал журналист Никита 
Вайнонен, автор книги "Моя авторская песня".

Он опубликовал в журнале "Журналист" ответ на статью-провокацию, 
благодаря чему в Киеве был сделан резкий разворот на 180 градусов 
и в газете "Молодая Гвардия" начали печатать статьи о том, что 
на самом деле авторская песня совсем даже не плоха.

Я помещаю эту статью ответ. Единственная просьба - те кто застал 
те времена - вспомнить, а те кто не застал - поверить на слово - 
что это было очень сильным гражданским поступком - публикация такой 
статьи. И поэтому не надо придираться к словам, возможно это были 
единственно правильные в то время слова, позволившие отбить атаку 
на песню, которая на самом деле была атакой на слово, на свободу 
выражения своих мыслей.


В НЕПОЗВОЛИТЕЛЬНОМ ТОНЕ

28 МАЯ 1985 года киевская газета  Молодая гвардия 
поместила статью под названием  Барды . Кто они такие?
Певцы? Музыканты? Или ремесленники от музыки?  Ставя
слово  барды  в кавычки, автор статьи Ф.Иллюк гневно
бичует (иначе не скажешь) одно из популярных направлений
советского самодеятельного искусства, известное под названи-
ем самодеятельной, или авторской, песни.

Нашей музыкальной общественности, государственным и
профсоюзным органам культуры, комсомолу стоило немалых
трудов выработать взвешенную, объективную оценку этого
сложного явления, наладить руководство движением самоде-
ятельной песни. Лучшие ее образцы получили широкое при-
знание, а движение в целом расценивается ныне как действен-
ное средство воспитания молодежи и разумной организации
досуга. В то же время есть в этом явлении и теневые стороны.
Бывает, распространяются песни отнюдь не безупречные.
Песенные клубы встречаются подчас с настороженным отно-
шением органов культуры, с непониманием тех возможностей,
которые заложены в них как одной из форм самоуправления в
сфере свободного времени. И если бы киевская молодежная
газета решила внести свою лепту в серьезное, компетентное
обсуждение этих проблем, ее выступление можно было бы
только приветствовать.

Но статья Ф.Иллюка преследует иную цель. Начинает он с
утверждения, что  новые барды давно уже выбросили на
помойку ... поэзию. Между тем сведущие люди утверждают,
что трудно назвать в мировой и советской литературе хороше-
го поэта, чьи стихи не звучали бы под гитару  новых бардов .

Но если это всего лишь неловкий выпад, то далее следуют
приемы, в нашей прессе недопустимые. Называются авторы
самодеятельных песен из разных городов. Творчество их,
разумеется, не застраховано от самого строгого разбора,
причем я бы, например, упомянутым в статье бардам и разным
их песням дал различные, в том числе и критические оценки.
Ф. Иллюк никаким разбором себя не утруждает. Всех  новых
бардов , и названных им и не названных, он подгоняет под
одну... как бы это сказать? Не гребенку, это было бы мягко
сказано. У автора статьи в руках куда более опасный инстру-
мент.  Заказчики этой музыки известны, ..упишет он.уВ ход
они пустили солидную обойму таких певцов: от бывших
белогвардейцев и предателей Родины до нынешних антисовет-
чиков...  (Тех, кто усомнится в подлинности цитаты или
точности перевода с украинского, отсылаю к упомянутому
номеру газеты  Молодая гвардия .)

Может быть, Ф.Иллюк оговорился? Но выражения  кон-
спирация ,  подпольный клуб  сбегают с его пера с порази-
тельной легкостью, впрочем, как и слова другого ряда:
 халтурщик ,  помои ,  кличка ,  дружки ... Создается впе-
чатление, будто в Киеве орудует некая подпольная антиобще-
ственная шайка...

А ведь среди тех, чьи фамилии называет Ф. Иллюк (две из
них перевирая), есть организатор клубной работы, прошедший
вполне официальный курс этого сложного дела, есть ударник
коммунистического труда, есть коммунист и ведущий инженер
радиозавода, есть лауреаты и члены жюри многих конкурсов
самодеятельной песни (разумеется, также вполне официаль-
ных). Упоминаемый в статье клуб  Костер  имеет грамоты и
благодарности, в его репертуареупрограммы, посвященные
октябрьским годовщинам, 40-летию Победы...

Дела, связанные с самодеятельной песней, требуют откро-
венного разговора. К сожалению, такие выступления, как
статья Ф. Иллюка, могут лишь серьезно затруднить обсужде-
ние назревших вопросов.
Н.ВАЙНОНЕН

==================    
  вот теперь, собственно, и все...

  С уважением,
          Владимир Харченко (vakh@mail.com)
          http://vakh.online.com.ua

=============
ХОТЬ НЬЮС есть некоммерческая инициатива автора VAKh Online.
Автор может не разделять позицию авторов, публикуемых в рассылке.

  Если у Вас есть вопросы (в том числе и к авторам песен),
  предложения, иная информация - всегда к Вашим услугам.

Публикуемая ниже информация не является рекламной, так как все 
анонсируемые сайты и рассылки входят в проект VAKh Online.
          
=============
Подписка на рассылки от VAKh Online:

Хоть Ньюс - еженедельная - афиша концертов, радио- и телеперадач,
анонсы событий - http://e-mail.com.ua - Почтовые рассылки.
Название: "Об авторской песне и интегральном искусстве".

Хоть Ньюс - ежемесячная - статьи, интервью, события и люди -
http://subscribe.ru - Городской Кот.
Название: "ХОТь Ньюс. Авторская песня и интегральное искусство".

Дао Прозрачности. Беседы с Арги - Магом и философом
http://subscribe.ru - Городской Кот.
Название: "Дао Прозрачности. Беседы с Арги - Магом и философом".

От Винта! Раскрутка сайта - ежемесячная.
Городской Кот http://subscribe.ru
Название: "От Винта! Раскрутка сайта. Способы. Сравнительный анализ.".

На сайте VAKh Online есть формы для подписки на все указанные рассылки.

=============
    
На сайте VAKh Online Вас ждут:

ХОТь Ньюс - афиша событий в области АП - концерты,
фестивали, радио - телепередачи.

Всегда свежий номер Всемирной Бардафишы от Димитрия Соколова.

Книжная полка - информация о бардах, биографии, статьи,
обзоры, тексты песен, стихи, проза. 

Авторская песня в MP3. 

Информация о диске "30 лет Грушинскому фестивалю":
 цены становятся ниже,
 но и дисков почти уже...

ПРОЕКТЫ VAKH ONLINE

VAKh Online. Интегральное искусство Фотоарт. Галерея 'Метаграфия' Книга в кожаном переплете. Фотогалерея 'Точка Зрения'

MAIN SITE: VAKH ONLINE
╘ 2000, V.Kharchenko

List100 Counter SUPERTOP

http://www.citycat.ru/         E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное