Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Искусства@ARTINFO

  Все выпуски  

Новости Искусства@ARTINFO http://www.artinfo.ru/ru/news


Новости Искусства@ARTINFO
http://www.artinfo.ru/ru/news
в Сети, в Мире, в России, в Москве, в Питере, Веб навигатор (музеи, ярмарки, фестивали, периодика etc), периодика, фото и аудио репортажи,  МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой, "Арт Puzzle Анастасии Полозовой, АРТФон с Оксаной Саркисян, Арт Лондон с Еленой Зайцевой, Венские заметки Лены Лапшиной, репортажи Михаила Молочникова из Берлина и другие специальные авторские проекты>
Выпускающий редактор - Юрий Пластинин


5.02.2014
N 289:

Регулярная рассылка НовостейИскусства@ARTINFO, точнее, и постоянные наши читатели знают об этом, - текстов авторских рубрик.
2610 подписчиков. Выходит 14 лет.

В этом выпуске:
МАН с Людмилой Новиковой. Выпуск #124.
Андрей Гордасевич, Максим Шер, «Реконструкция 2», Анатолий Зверев.

Остальное - на сайте.
Редактор Юрий Пластинин>


МАН с Людмилой Новиковой. Выпуск #124. Андрей Гордасевич, Максим Шер, «Реконструкция 2», Анатолий Зверев.

◄В галерее «Триумф» - Андрей Гордасевич «Пересечения».
Необычный рассказ о Санкт-Петербурге и о «пересечениях» с его людьми московский фотограф Андрей Гордасевич показывает впервые. Иногда это преднамеренные встречи-пересечения, устроенные через знакомых и знакомых знакомых, но по большей части это встречи случайные. Андрей Гордасевич любит Петербург и ту странную энергию, которая в нем заложена. Желанием фотографа было показать в одном проекте и прошлое, и настоящее - показать то, что не поддается одному лишь объективу. Именно поэтому в проекте появились тексты и «найденные объекты».
В экспозиции представлено 45 работ. Примерно через месяц выйдет альбом «Пересечения», в котором произведений будет больше. «Пересечения» - это, прежде всего повествование. Проект вырос из книжной истории, а хорошая фотокнига, как известно, это нечто среднее между романом и фильмом. Каждая работа на выставке представляет собой разворот из альбома и состоит из современной цветной фотографии, связанного с ней микротекста, а также графики или фотографии из прошлого Санкт-Петербурга. Зрителю доступны как бы три слоя, два из которых (цветное фото и текст) рассказывают нам о современных людях и современном городе, а еще один (старые фото, графика, гравюры, открытки, письма, облигации, купюры и прочие «найденные объекты») работают как напоминание о Санкт-Петербурге из прошлого. По форме каждый разворот альбома превращается в отдельный рассказ, что позволило автору без потери смысла перемешать развороты и разместить их на выставочной стене.
«Мне были интересны «пересечения» фотографа с незнакомыми ему людьми, результатами которых стали портреты, - говорит Андрей. - А первые впечатления от этих встреч я записал в виде микротекстов. В процессе съемки в Петербурге я постепенно понял, что есть еще некий слой, который существует на уровне моих ощущений от города, но не может быть увиден через объектив. Именно его я решил показать с помощью «найденных объектов» из прошлого. Самое забавное, что для создания этого «слоя прошлого» использованы, хотя и уникальные, но во многом никому не нужные вещи, которые, очевидно, никогда не предполагалось вешать на стену выставочного зала. Разумеется, речь идет не о коллекционных фотографиях, а о фрагментах карт, гравюрок, рекламных объявлений из старых газет, фрагментах открыток и прочем очаровательном бумажном хламе».
Материалов из прошлого, в том числе, «бумаги», как говорят профессионалы блошиных рынков, довольно много. Но основная сложность заключалась именно в том, чтобы найти не просто интересные и оригинальные материалы, а материалы созвучные, причем и визуально, и по смыслу. Добиваясь этого, Андрей перелопатил массу материалов. «Чтобы выбрать несколько открыточных сюжетов, - говорит Андрей, - мне надо было изучить более тысячи страниц каталога. Мне помогали в поиске пять коллекционеров (филокартисты и поклонники фотографии), художник Виктор Падерин, на антресоли у которого нашлась громадная пачка газет из Петербурга конца 19 - начала 20 века, а также один очень старательный продавец «бумаг» с вернисажа в Измайлово, который искал по моей просьбе все, что было связано с Петербургом прежних времен. Параллельно поискам мы с Виктором работали над макетом и оформлением альбома и выставки. В результате, верстка заняла полгода. Моя благодарность Виктору за работу над этим проектом не знает границ, и я уверен, что без него визуализация моих идей была бы иной. Что касается коллекционеров, я очень признателен всем, кто предоставил мне свои материалы: все они были рады, что их вещи будут показаны в современном пространстве и «прочитаны» в каких-то новых связях».
Андрей Гордасевич пришел в фотографию из литературы. Он всегда искал форму, которая позволила бы сочетать изображения и тексты. В «Пересечениях» это удалось идеально. Кстати, надо отметить, что текст имеет английскую версию и потому доступен очень широкой аудитории. Сняв портреты и фрагменты города, Андрей Гордасевич остался в рамках документальной фотографии. И эту документальную фотографию расширил документальными текстами и документами из прошлого. «Так что для меня это насквозь документальный проект», - говорит Андрей.
По 13 февраля.
Адрес: ул. Ильинка, дом 3/8, строение 5

◄В галерее «Триумф» - Максим Шер «Карта и территория»
Вторая выставка галереи, расположившаяся в цокольном этаже, представляет почти пятьдесят произведений петербуржца, ныне живущего в Москве, Максима Шера. «Карта и территория» с одной стороны, имеет концепцию вроде бы очень простую, с другой стороны – очень сложную. В проекте показана история блокадного Ленинграда, причем глазами фотографа-любителя, противопоставившего частный взгляд взгляду государственному. Максим Шер, фотограф по профессии и роду занятий рассказывает, как в какой-то момент вдруг понял, что в России нет визуальных свидетельств о блокаде, кроме тех, которые были сделаны людьми, работавшими в государственных СМИ. В блокадном Ленинграде любительские съемки были запрещены законом. Фотографы, нарушившие закон обвинялись в шпионаже. Это и есть отправная точка проекта, спровоцировавшая такую полудокументальную выставку с фотографиями, мимикрирующими под любительскую съемку.
Здесь фотограф Максим Шер примеряет на себя роль бедного блокадного фотолюбителя Никитина, арестованного именно за то, что без разрешения снимал на улицах города. История эта реальная. Но реальные истории здесь пересекаются с вымышленными.
Здесь есть фотоаппарат ФЕД-НКВД с пятиконечной звездой вместо объектива. Реально фотоаппаратом можно пользоваться. Правда по краям фотографии, полученной ФЕДом будут затемнения, а на самом изображении появится звезда. Здесь есть белая фарфоровая тарелка с надписью «Ленинградская правда».
Здесь есть засвеченные пленки, якобы шпионские. Есть вырезки из немецких открыток и нарезка из путеводителя по Ленинграду 1933 года. А еще есть видео современно города и разумеется, карта.
Все это в совокупности должно объяснять современному зрителю трагедию прошлого. Ну и настоящего тоже. Что же здесь настоящее, а что вымышленное (из экспонатов) зритель должен угадывать сам…
По 13 февраля.
Адрес: ул. Ильинка, дом 3/8, строение 5.

◄В Фонде «Екатерина» - «Реконструкция 2»
В фонде «Екатерина», как нам и обещали, открылась вторая часть проекта «Реконструкция». Кроме Елены Селиной и ХL Projects, над второй частью поработал фонд «Екатерина» и центр современной
культуры «Гараж». Если в первой «Реконструкции», спепроекте 5-й Московской биеннале, Елена Селина ограничилась 1995 годом, нынешняя, представляет московской публике вторую пятилетку девяностых годов прошлого века. Значит ли это, что искусство 90-х, начали серьезно изучать? Наверное, да.
Как и в прошлый раз, экспозиция получилась насыщенная и серьезная. Как и в прошлый раз, показывают ценную и прелюбопытнейшую документацию: видео, фото, тексты. Лучшие галерейные выставки второй пятилетки 90-х представлены XL галереей, Галереей Гельмана, Айдан Галерей, Риджиной, Крокин галереей, галереей Центра на Якиманке , галереей Школа, TV галереей, Первой галерей, L-галереей ну и так далее, по списку. Получилось много галерей, хотя тогда (впрочем, как и теперь), казалось, что их в Москве катастрофически не хватает. Как и в прошлый раз, все проекты воссозданы, как правило, фрагментарно, по фото и видеодокументам. Полный каталог «Реконструкции» обязуется восполнить пробел. Открывает экспозицию, словно эпиграф, черно-белый фото-фриз Владимира Фридкеса (апрель-май 1996), с героями той пятилетки, художниками, галеристами, критиками, - в полный рост на белом фоне. Монументально, разумеется, и не без иронии, как положено. Там же на первом этаже, в зале с окнами на Лубянку - реконструкция одного из самых карнавальных и беззлобных проектов тех лет. Где в прошлый раз была черная грязь («Над черной грязью» (1994 год) Дмитрия Гутова и Татьяны Хенгстлер), нынче расположились «Секреты подо льдом» (1996 год) Веры Погодиной. Эти «Секреты» Вера показала народу ровно восемнадцать лет назад на Патриарших прудах в феврале месяце в лютую стужу. «В ту ночь стоял трескучий мороз, - говорит Вера. Нас приехала снимать немецкая кинокомпания и снимала. Было очень холодно, но это был драйф! Раздетые художники били лунки. Закладывали свои «секретики». Заливали их горячей водой. У Влада Монро было два пакетика. В одном - пупсики, которых мы купили в Детском мире, в другом – креветки. Пупсики и креветки были одинаковые и по размеру, и по цвету. Эти пакеты Влад заморозил рядом и их тут же украли. Тогда мне хотелось придумать новую форму экспозиции, это с одной стороны. А с другой стороны, хотелось чего-то ностальгического. Хотелось, как в детстве закопать что-нибудь, накрыть стеклышком, а потом рассматривать… А еще мне хотелось заставить всех стать на коньки. И я всем нашла коньки».
Нынешние «Секреты подо льдом», уже секреты не те.Превратились они, как видно, в «Секреты за стеклом». Но все равно, хорошо!
Разумеется, не «в полной рост», но также «близко к тексту» представлен еще один старый-замечательный проект девятнадцатилетней давности, инсталляция Александра Бродского, нашего знаменитого лауреата многочисленных премий. «Утопическая канализация», (1995 год, Галерея Риджина) как и все арт-объекты Александра Бродского, профессионального и дорогого архитектора, имеют архитектурный акцент. Его канализационная утопия, почти что пиронезевская утопия, с круглыми канализационными люками под ногами и ржавой канализационной трубой над головой, все также метафорична, зыбка и сумеречна…
Кроме знаменитых галерейных проектов, во второй «Реконструкции» есть много отдельных произведений: «Действующие лица» Виктора Пивоварова, «Исламский проект» АЕС+Ф, разудалый капиталистический реализм Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, «Новые деньги» Елены Китаевой и Леонида Парфенова, «Оранжерейная пара» (1995 год) Олега Кулика. «Оранжерейную пару» не заметить невозможно, по всем пунктам. Когда-то гигантская стеклянная пара бык- корова (бык корову, что называется, покрывает, а в чреве коровы из земли вырастает трава и цветы) была запрещена к показу в Париже. Хотя «Оранжерейная пара» нынче - классика, вход детям и подросткам в зал и в «Екатерине» был ограничен.
Так что экспозиция получилась не только веселая, но и хулиганская. Правда, совсем немного хулиганская. Но ведь так и было. Одним словом, всех, кого вы любили, с кем дружили в те разудалые и веселые года, кого до сих пор не простили, все собрались тут. Разумеется, в метафизическом, а не в физическом смысле, потому как одних уж нет, а те далече…
До 23 марта.
Адрес: ул. Кузнецкий мост, дом 21/5.

◄В Новом Манеже – «Анатолий Зверев. На пороге нового музея».
Музей Анатолия Зверева (Музей АЗ – не путайте с арбатской галерей «А три») Наталия Опалева и Полина Лобачевская обещают открыть в 2014 году на улице 2-й Тверской-Ямской . Основой коллекции станет именно это собрание, которое нынче представлено публике, то есть, Анатолий Зверев 1950-1960-х годов из коллекции Георгия Костаки - отборные произведения! Эту коллекцию его дочь Алика Костаки, уже подарила будущему « Музею АЗ». Здесь, есть и те знаменитые, работы, спасенные от огня, которые показывали московской публике в 2012 году здесь же, в Новом Манеже, те самые гуаши, обгоревшие в Баковке в 1976-м, в деревянном доме Костаки, про которые Зверев сказал свою знаменитую фразу (вернее, две): «Никто не пострадал? А картины я новые нарисую». Выставка Анатолия Зверева снова получилась. Отличный концептуальный проект, плюс - роскошная дизайнерская экспозиция: легко, графично и немного кинематографично.
Гениальный художник Анатолий Зверев представлен в полном объеме: супрематические этюды, портреты, автопортреты, собаки, кошки и вороны, деревья и кусты. Все сделано с младенческой легкостью и великолепной небрежностью. И погружено в темноту. И подсвечено мерцающим светом.
А еще на выставке, в специальном зале непрерывно идут документальные фильмы о художнике. Их четыре, этих фильма. И даже если вы не любите художника и его чудные картинки и попали на выставку совсем случайно, все равно посмотрите кино. Кино про то, как простые, тривиальные вещи Анатолий Зверев с легкостью превращает в произведение искусства.
Сделайте усилие.

По 8 марта.
Адрес: Георгиевский переулок, дом 3/3.


Еще больше нового и интересного в ЕЖЕДневных Новостях Искусства@ARTINFO - http://artinfo.ru/ru/news  
Пополнение 3-4 раза в день.

Юрий Пластинин


В избранное