Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Искусства@ARTINFO

  Все выпуски  

Новости Искусства@ARTINFO http://www.artinfo.ru/ru/news


Новости Искусства@ARTINFO
http://www.iCKYCCTBO.ru http://www.artinfo.ru/ru/news
в Сети, в Мире, в России, в Москве, в Питере, Веб навигатор (музеи, ярмарки, фестивали, периодика etc), периодика, фото и аудио репортажи,  МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой, "Арт Puzzle Анастасии Полозовой, АРТФон с Оксаной Саркисян, Арт Лондон с Еленой Зайцевой, Венские заметки Лены Лапшиной, репортажи Михаила Молочникова из Берлина и другие специальные авторские проекты>
Выпускающий редактор - Юрий Пластинин


23.09.2013
N 287:

Регулярная рассылка НовостейИскусства@ARTINFO, точнее, и постоянные наши читатели знают об этом, - текстов авторских рубрик.
2612 подписчиков. Выходит 11 лет.

Желающие почитать авторские материалы могут сделать это на сайте - www.artinfo.ru/ru/news
В этом выпуске:
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #109. 5 Московская биеннале современного искусства: Основной проект, «Реконструкция»,  Вадим Захаров.
Остальное - на сайте.
5 Московская биеннале современного искусства 20 cентября - 20 октября 2013: Основной проект «Больше света»/ Cпециальные проекты/ Гости>

Редактор Юрий Пластинин>


МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #109. 5 Московская биеннале современного искусства: Основной проект, «Реконструкция»,  Вадим Захаров.

В ЦВЗ «Манеж» – Основной проект «Больше света».

Основной проект 5-й Московской биеннале современного искусства под  названием «Больше света» открылся для  публики.  Куратор, бельгийка Катрин де Зегер представила в трех этажах молодых и не  очень, знаменитых и неизвестных художников  абсолютно со всего света, (она особенно активно занимается современным искусством Австралии, Индии, Пакистана). Участников, включая арт-группы, - семьдесят шесть. Феминистические взгляды Катрин де Зегер,  на этот раз не привели к большему  количеству женщин– участниц в проекте.  Художников–мужчин и художниц–женщин в  проекте оказалось примерно поровну. Однако  женский акцент выставки все же весьма  ощутим. Экспозиция с легким  девическим «беспорядком» и  множеством «невыброшенных» вещей получилась очень кружевная, очень  рукодельная и одновременно очень  тактильная и визуальная. Сюда прибавляется
четкая структура выставки и хороший дизайн. Нельзя забывать и о хорошем интерьере самого Манежа, светлом и воздушном, с высокими потолками и большими окнами, что  в тему.  
Название «Больше света», придуманное Катрин де Зегер для проекта, разумеется, имеет множество физических и  метафизических оттенков и смыслов. Сама  же Катрин объяснила, что здесь все на самом деле, достаточно просто, потому что искусство всегда, так или иначе – о свете, о некоей светлости и некоей легкости.
<фоторепортаж с открытия>
Что все мы живем под грузом негативной информации, забывая о повседневном  источнике света. Что все надо передумать и  переделать И, наконец, предложила смотреть  экспозицию, поднимаясь снизу вверх, от  подвального этажа до чердака, то есть, от  темного к светлому, что концептуально. Экспозиция, однако, оказалась не такой уж  простой, как анонсировалось автором. Начнем с самых больших инсталляций. Вот,  например, огромная волнообразная стена иранки Парасту Форухар, разрисованная чудесными бабочками – очень красиво! А  присмотришься внимательно – узоры-то на  крыльях – не узоры вовсе, а сюжеты  тюремных пыток… Простой кажется и очень  большая и очень знаменитая инсталляция китайца Сун Дуна «Не выбрасывай!»,  составленная из бытового мусора всех мастей. Но это опять- таки, не просто банки-  терки-тазики, которые мать художника собирала всю свою жизнь, на «черный» день, и «Не –утиль» это вовсе, а машина времени, везущая зрителя прямиком в эпоху  культурной революция. Также не проста, хотя  и очень минималистически выразительна инсталляция Александра Бродского с  простым названием «Без названия». Его  узнаваемо-дощатый, толи погреб, толи сортир, с неоновой буквой «М» на крыше  (толи метро, толи Макдональс), с пустым  замусоренным пространством, усеянным  комочками фольги - это родина моя… Не  прост, как всегда и Валерий Кошляков, со  своим картонно-бутафорско-героическим «Божественным шаритоном» на  шатких гигантских колесах. Художник говорил  и говорит, что не стремится к провокации,  однако… Александр Сигутин тоже  провоцирует, представляя авангардно-православный живописный цикл под  названием «Византийский супрематизм». А  молодой художник из Чечни Аслан Гайсумов даже не провоцирует. Чего уж там! В нижнем  этаже он просто показывает свою известную инсталляцию-аллегорию на тему кавказской войны из измученных- израненных книг. Провокационна и протяженна инсталляция Альфредо и Исабель Акилисан, филиппинцев, проживающих в Австралии. Название у  инсталляции говорящее: «Прохождение: проект другой страны». Сани, санки, саночки, валенки, лыжи и проч., выстроились в  длинную дорогу. Здесь не хватает только  матрешек и водки. Увы, вот она какая,  метафора России. Инсталляция, правда,  очень зрелищная, очень аттракционная получилась. Как, впрочем, и гигантский  урбанистический цветок, вырезанный из   рулонов туалетной бумаги парижским архитектором венгерского происхождения  Йона Фридман. (Проект специально сделан для Москвы). И, конечно же, ошеломляет огромный фаллический, (что в рифму феминизму), дирижабль художника  Панамаренко (псевдоним бельгийца Хенри  ван Хервегена), подвешенный под потолок первого этажа. Что касается наших  соотечественников, то хочется добавить, что  они в основном проекте представлены в  общей сложности тринадцатью проектами. И  кроме Валерия Кошлякова, Александра Бродского, Александра Сигутина и Аслана Гайсумова, о которых сказано выше, есть в  экспозиции еще и очень узнаваемая Ирина Затуловская, и очень узнаваемая Елена Ковылина, и очень узнаваемый Виктор Алимпиев. (Видео двух последних  демонстрируется в нижнем этаже). А в торце   главного, первого этажа, есть еще один наш  проект, коллективный, где на мольбертах  стоят девятнадцать белых холстов, где белым  по белому написан Красный кремль на  Красной площади. Этот «Пленер»  представляет прошлогоднюю акцию Антона Литвина в поддержку белой оппозиции.  В общем, все получилось очень разнообразно, многожанрово, с некоторым политическим  привкусом, европейским акцентом и  карнавальной зрелищностью, по-биеннальски.

По 20 октября
Адрес: Манежная пл., 1

В Фонде «Екатерина» - «Реконструкция»

Девяностые годы были годами неожиданностей. Все стремительно  менялось. Все стены рушились. У всех были  ожидания. У кого-то они реализовались в  полной мере. У кого-то так и не сбылись.  Теперь «иных уж нет, а те далече», а прошло всего-то двадцать лет. Специальный проект 5-й Московской биеннале «Реконструкция» - о тех временах, об искусстве двадцатилетней давности. Временным ограничением проекта  куратор Елена Селина сделала девяносто  пятый год. Это первая часть. Планируется и  вторая, посвященная следующей пятилетке  девяностых. Она откроется в декабре. (В  первой части представлено 47 проектов, в следующей будет 50.) Елена Селина  работает быстро и точно, это ее стиль. Хотя,  говорит, что реализовать именно этот проект  за короткое время (меньше, чем за год) было  трудно. Здесь много артефактов, подлинных произведений. Что-то запрашивалось у  владельцев, что-то надо было страховать, перевозить. Что-то  реконструировалось. «Хочется, чтобы искусство 90-х, наконец начали серьезно изучать, - говорит Елена Селина.
Целенаправленных выставок о 90-х годах еще практически не было. Про 60-е – были,  про 70-е – были, а про этот период  совершенно ничего нет». Василий Церетели подтверждает: «Да, это действительно так.  Выставка получилась важная, историческая. Она дает возможность заново увидеть работы, которые сформировали сегодняшнее современное, актуальное искусство. Здесь представлены все наши мэтры, все наши  художники, которых мы нынче видим в  мировых коллекциях. Проделана огромная  научная работа. Восстановлен целый пласт  эпохи».
Экспозиция получилась очень насыщенной.  Залы всех этажей представляют ключевые  проекты главных галерей тех лет, и ныне  процветающих, как например, «Риджина» и  давно исчезнувших, как, например, «Obscuri Viri». Представлены все ключевые фигуры отечественной арт-сцены, от Олега Кулика до Дмитрия Александровича Пригова.
<фоторепортаж с открытия>
Представлена любопытнейшая документация. Например, о раннем творчестве человека-собаки (акция совместная с Александром Бренером «Бешеный пес, или Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером»). Некоторые персонажи совсем неузнаваемы. Посмотрите, хотя бы реконструкцию  проекта «Искусство возможного»  группы AES, еще без F (галерея Марата Гельмана на Якиманке, 1993 год). Стоит полюбопытствовать. Представлены на выставки и проекты XL галереи Елены Селиной, одной из первых галерей  Москвы: «Счастливое детство» Людмилы  Горловой (1994 год), «Метафизическое тело  Бакштейна» Сергея Епихина. Самым же настоящим хитом стала практически полная реконструкция проекта  Дмитрия Гутова и Татьяны Хенгстлер «Над  черной грязью» («Риджина», 1994 год). «В 94-м это было масштабно, говорит Дмитрий Гутов. Грязи набрали 25 тонн, досок - 500 метров. Сейчас грязи тонны три». Тогда в «Риджину», пафосную в те времена галерею, новые русские зрители должны были заходить по доскам, положенным прямо  на грязь, чтобы полюбоваться фотографиями ларьков, расставленных внизу по периметру зала. Нынче, реконструируя проект почти 
двадцатилетней давности, устроители для большего эффекта «прорубили» из  зала «Екатерины» окно на Большую Лубянку, в которое по доскам может войти любой желающий с улицы посмотреть фотографии Тани Хенгстлер. «Я сделала более 300 снимков ларьков, - говорит Татьяна. Ездила в  своей маленькой машинке, изучала  архитектонику конструкций, эти безумные формы, этот антистиль. В ларьках сидели  разные люди. Были даже люди с автоматами,  оказывали мне сопротивление». В  девяностые, в эпоху первоначального  накопления капитала, ларьки появлялись как  грибы во время дождя. Они торговали всем:  сигаретами, водкой, одеждой, обувью,  запчастями. Они были первой формой капиталистической собственности. А окошки у  ларьков были специальные, маленькие, чтоб  не грабили. Хочешь купить продукт –  нагибайся, кланяйся капитализму. «Это все  реальность,- говорит Татьяна Хенгстлер. И  ларьки, и сумасшедшая грязь, городская жижа на улицах. На самом деле, грязь была  коричневого цвета. Дима захотел сделать ее  черной. Но мало что изменилось с тех пор.  Как говорит один мой знакомый, ларек в  России, больше чем ларек… Это - проект- метафора».  Вот «Реконструкция» и подвела черту, объявила итоги. А чтобы оценить нынешнее положение дел, актуальное искусство нынешних десятых, скорее всего, придется ждать еще 20 лет. Так что поживем- увидим. Кто, конечно, доживет.

До 24 ноября
Адрес: ул. Кузнецкий мост, 25/5, подъезд 8.

В ЦУМ Art Foundation - Вадим Захаров «Пляска мертвых языков. Осенняя  коллекция одежды».

Художник Вадим Захаров – специальный гость Московской биеннале. Его инсталляция- перформанс на пятом этаже дорогого мультибрендового ЦУМа нынче доступна каждому покупателю Dolce & Gabbana.
Проект «Пляска мертвых языков. Осенняя коллекция одежды», как написано в релизе, посвящен исчезающим и мертвым языкам, новым языковым суррогатам и проблемам общества потребления. Проект, на самом деле, многослойный, как впрочем, все проекты, которые делает художник, включая  го венецианскую «Данаю». Необходимо сделать усилие, чтобы прочесть и понять и  этот.
«У меня уже были проекты с мертвыми языками, - говорит художник. Вымирание языков и появление сленга меня очень  тревожит. Я концептуальный художник, работаю с текстом. Поэтому языковые дела  мне интересны и близки. Проект о бренности  иконографически отсылает к  средневековым «пляскам смерти». Для  русской публике это не очень понятно, а для  западных людей понятно очень».
Вадим  Захаров любит и умеет использовать и  обыгрывать пространство, в котором  выставляется. Так было с Русским  павильоном в Венеци, в котором он соединил подвал с верхним этажом. Так получилось и с  ЦУМом. Когда Вадиму Захарову предложили для инсталляции ЦУМ, он сначала  сопротивлялся. Но для художника не может  быть плохих площадок и тем. Мир моды и  дефиле, конечно чужой, но интересный, абсурдный мир. А жанр дефиле – такой же  жанр искусства, правда еще не  востребованный контемпорари артом. «Мне  сложно назвать это выставкой, - говорит Вадим Захаров. Сложно назвать  инсталляцией. Сложно назвать  перформансом, впрочем, как и проект в  Русском павильоне. Здесь все на грани. Эта  выставка – некий эксперимент. Я  экспериментирую, пробую и не боюсь. Страх  ушел».
«Новая осенняя коллекция» - действительно, новая осенняя коллекция, от Вадима  Захарова. Вадим безжалостно резал Brioni,  Philip Lim, Givenchy, YSL, Alexander Wang и  одевал свои модели-скелеты. Здесь нет ни  одной вещи, купленной в китайском магазине.  Все продается в ЦУМе. В жанре дефиле у  Вадима Захарова здесь же, по подиуму ходят  пожилые красавицы с детскими колясками,  с торчащими из них грязными сапогами.  Но из колясок раздается не детский плач, а молодежный сленг, который тем, кому за  тридцать не понять.
Естественно, дамы с колясками тоже не понимают. Сленговаые цитаты для удобства написаны на стенке. А перформанс длится и длится. Непрерывно. Целый месяц. До закрытия выставки. Так что  вы успеете.

По 20 октября.
Адрес: Петровка, 2


Еще больше нового и интересного в ЕЖЕДневных Новостях Искусства@ARTINFO - http://www.iCKYCCTBO.ru
Пополнение 3-4 раза в день.

Юрий Пластинин


В избранное