Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Искусства@ARTINFO

  Все выпуски  

Новости Искусства@ARTINFO http://www.artinfo.ru/ru/news


Новости Искусства@ARTINFO
http://www.iCKYCCTBO.ru http://www.artinfo.ru/ru/news
в Сети, в Мире, в России, в Москве, в Питере, Веб навигатор (музеи, ярмарки, фестивали, периодика etc), периодика, фото и аудио репортажи,  МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой, "Арт Puzzle Анастасии Полозовой, АРТФон с Оксаной Саркисян, Арт Лондон с Еленой Зайцевой, Венские заметки Лены Лапшиной, репортажи Михаила Молочникова из Берлина и другие специальные авторские проекты>
Выпускающий редактор - Юрий Пластинин


25.04.2013
N 284:

Регулярная рассылка НовостейИскусства@ARTINFO, точнее, и постоянные наши читатели знают об этом, - текстов авторских рубрик.
2611 подписчиков. Выходит 11 лет.

В декабре-январе рассылки не было. Желающие почитать авторские материалы могут сделать это на сайте - www.artinfo.ru/ru/news
C
этой недели рассылка опят будет регулярной - 4 раза в месяц.

В этом выпуске:
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #95. Новые выставки в Манеже и «Коммуникации» в МУАРе>
Остальное - на сайте.

Редактор Юрий Пластинин>


МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #95. Новые выставки в Манеже и «Коммуникации» в МУАРе>

◄В Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева - Игорь Чиркин и Алексей Подкидышев «Коммуникации / Communications»

Дагестанский ковер свернулся в рулон. На него, как на шею, надеты воротнички от рубашек, а ниже, словно юбка - пластиковая штора для душа. Произвольно расставлены какие-то палки. С потолка свешиваются дрожащие веревочки и колышущиеся нити всех мастей. Окна завешаны холстиной. Повсюду расставлены маленькие объекты, иногда незаметные, как, например, обвязанная шерстяными нитками колонна. Из старого матраса, подвешенного на ковре к потолку, выползают разные виды тканей. На скульптуру-конструкцию, отсылающую к элегантным архитектурным объемам, тоже навязаны какие-то тряпки из остатков «рабочей жизни». Сама же конструкция выглядит крайне неустойчивой и шаткой. В другом углу над старыми уважаемыми камнями «Руины» парит огромный свитер ручной вязки.
Все это - «Коммуникации», тотальная инсталляция «Галереи 21», представленная во флигеле «Руина». Ее показывают два небезызвестных московским зрителям художника Игорь Чиркин и Алексей Подкидышев, куратор - Стас Шурипа, автор проектов всегда сложносочиненных, всегда -интеллектуальных. «Мы попытались максимально абстрагироваться от того, что здесь есть и не взаимодействовать со стенами. Эти камни, эту историю оставили так, как они есть. Использовали только пространство, которое нам предложил архитектор (Александр Бродский). Концептуально мы не связывали проект с руинами. Но интуиции, которые были заложены в работах, реагируют на это пространство, и мне кажется, друг друга очень дополняют», - говорит один из авторов проекта, Алексей Подкидышев.
Надо сказать, что почерк дуэта Чиркин-Подкидышев давно узнаваем. Профессиональные архитекторы по первому образованию и выпускники ИПСИ (что придает нерв происходящему), они делают элегантные, легкие и остроумные вещи, например, букинистический «Шепот» в галерее XL. А из их архитектурных построек хорош небольшой павильон в парке Музейон - открытое на все стороны дискуссионное пространство. В качестве архитекторов, Чиркин-Подкидышев к тому же консультируют различные институции на предмет реструктуризации, адаптации старой функции на новый лад: для «Гоголь центра», для музея Декоративно-прикладного искусства. Ну и так далее. «Человеческое нынче преобладает над архитектурой, - утверждает Алексей Подкидышев. Насколько бы глобальной и значительной архитектура не была, как бы не желала создать новую форму жизни, человеческое все равно ее подчиняет».
В «Коммуникациях», проекте отчасти архитектурном (правда здесь достаточно узнаваемая еще и техника современной инсталляции, работа с пространством), такая спонтанность и неочевидность гораздо сильнее, чем упорядоченность. В «Коммуникациях» акцентируется эко- антропологический поворот современной архитектуры. Как стать ближе к человеку? Как стать продолжением его тела, его нервной системы? Как вписаться в ткань общества, чтобы быть как одежда: по погоде надел, по погоде снял? Художники слегка иронически осмысливают идею и представляют неожиданные формы. «Это окружающее пространство, говорит Стас Шурипа - в чем-то является нашей реальностью: какие-то руины, нагромождения… Вот она, судьба авангардных проектов, высокотехнологичной архитектуры попадающей в нашу среду. Это и есть основная нить выставки. Современная архитектура пытается быть гибкой, быстрой, реагировать на движения жизни. Это с одной стороны. С другой стороны, тоже самое, реализуется и в бытовках рабочих-эмигрантов. Ирония авторов противопоставляет два полюса - мировой авангардный хай-тек и нашу реальность». Здесь все неразделимо, как в реальности. Все вместе, как в жизни: гламур бизнес-центров и бедность гастарбайторских бытовок. И то, и другое - ужас. Но, несмотря на явную пародийность, инсталляция оставляет ощущение хрупкости, которая, как известно, в одном из своих синонимов обозначает красоту.

До 19 мая
Адрес: ул. Воздвиженка, д. 5/25

◄В МВО «Манеж», в Московском музее дизайна - «Дизайн упаковки. Сделано в России»

В Музее Дизайна открылась вторая по счету выставка, посвященная отечественному дизайну. На этот раз ее экспонатами стали всевозможные этикетки и упаковки. В основном, показана история упаковки с конца позапрошлого века до века нынешнего. Для любителей материальной культуры, могущих оценить сентиментальность этих предметов, выставка стала настоящим подарком.
Упаковка отражает время, моду, идеал. Это с одной стороны. Упаковку смотрят - выбирают- выбрасывают. Это с другой стороны. В реальной жизни таких вещей сохранилось немного. Мало фантиков, которые коллекционировали все советские дети. Мало коробочек из-под сигарет. Мало бутылок от всяческих напитков. Здесь, на выставке, все эти фантики- коробочки-бутылочки, к счастью, есть. Вот и думаешь, а может и зря все когда-то было вынесено- выброшено на помойку?
Нынешняя выставка предлагает, что называется, поразмыслить о путях российского дизайна, о его перспективах. И подчеркивает актуальность дизайна в нашей жизни.
Надо сказать, что в отечественном дизайне сохранилось мало имен дизайнеров упаковки, людей, которые за этим стояли. Кроме Маяковского - Родченко трудно сразу кого-нибудь и вспомнить. Никаких авторских прав, ни на товарный знак, ни на упаковку советские дизайнеры не имели. Хотя, как говорит Кирилл Суканов, дизайнер первой отечественной банки пива, выпущенной к Олимпиаде-80, труд дизайнера в СССР оплачивался очень хорошо.
Экспозиция, выстроенная в хронологическом порядке, вначале предлагает зрителям ознакомиться с первой исторической упаковкой, то есть корзиной. Она была просто плетеная или обмазанная глиной, для хранения жидкостей.
Однако, истинная история дизайна упаковки начинается не с корзины, а с промышленной революции, то есть с1861 года, потому как весь дореволюционный период интересен в первую очередь подъемом национального самосознания. Россия в тот момент поставляла, как известно, огромное количество товаров в Европу. Российский дизайн был синхронным, быстро догонял технологии полиграфического производства. И наша упаковка по качеству абсолютно не уступала даже английской, что доказывают жестяные банки для халвы, конфет, икры и проч. (Все - на выставке). Жестяные банки хороши. Здесь есть даже банки нераспечатанной икры! Правда главная проблема жестяных банок, так и неразрешена до конца - это проблема открывания. (Консервное колечко появившееся в Европе, в начале прошлого столетия, а у нас - в 1960-е годы и была только на единичных товарах).
В этой части экспозиции есть любопытнейшие экспонаты, например, металлические ярлыки, которые вешались на бутылки и графины, до бумажной этикетки, которая появилась, оказывается только в 1 880 году! «Ром», «Мадера», «Рябиновая» надевались на горлышко бутылок и, естественно, снимались при перемене напитка.
Хорошая упаковка, как известно - привилегия хороших товаров, товаров для людей, способных платить. В красивой упаковке продавались сладости, чай, парфюмерия, алкоголь, одним словом, предметы роскоши. (Большинство же продуктов продавалось на развес). Здесь, на выставке, представлены милейшие коробочки для сладостей с Суворовым с напомаженными губами, коробочки с пушистыми котятами, кудрявыми детишками, ангелами. Есть и упаковки-игрушки. Очень любопытна, например, конфетная коробка с рулеткой (!).
Промышленный подъем в России стимулировал поиск национальной идентичности. Византийские орнаменты в конце 19- нач. 20 века переносят на фантики, бомбоньерки, коробочки и проч. Есть в экспозиции и абсолютно прелестные экземпляры, выполненные по эскизам художника Ивана Билибина. Разумеется, в 1910 годы, как и в «чистом искусстве», так и в упаковке начинает преобладать русский модерн с восточными мотивами, цветочными орнаментами. Очень любопытны флаконы из-под парфюма. По легенде, бутылочку для одеколона «Север» со стеклянной пробкой в виде белого медведя делал молодой и еще совсем неизвестный Казимир Малевич!
Дальше идет конструктивизм. В нем главное - выделить главное. Отброшены все украшения, преобладают локальные цвета, простые формы, короткие четкие фразы-лозунги, простой шрифт - не забывайте, работа идет с малограмотным населением!
«Мы оставляем от старого мира только папиросы Ира», - это уже не реклама, это - агитация Маяковского-Родченко. Великолепные агитационные фантики для карамели, созданные Маяковским превращают их в настоящие комиксы про буржуев и Красную Армию. (Образовательная функция фантика появилась в период модерна, но усилилась в СССР).
Конструктивизм по своему духу народен и демократичен. Со сменой курса, усилением тоталитарного режима, в упаковку, как и в архитектуру, приходит сталинский ампир, с неоклассицизмом, имперской символикой, гирляндами, лавровыми венками, сложным шрифтом, и… элементами европейского ардеко.
В 1932 году в упаковку пробирается, как и положено, соцреализм. На коробках конфет теперь изображаются целые картины, а парфюм копирует дореволюционные образцы: «Пиковая дама», «Каменный цветок», «Красная Москва».
Во времена хрущовской оттепели в дизайн проникают идеи европейского функционализма, а космос дает новые сюжеты, новые формы. Появляется, например, зубная паста в тюбиках. Затем идет поп-арт и посмодернизм. Но все становится как-то сиротливо в 70-х - 80-х прошлого века. Жестяная упаковка все чаще заменяется на картонную, как более дешевую.
Возвращаются ручные рисованные шрифты : «Соль», «Сахар», «Мука». Появляются жестяные банки для вторичного использования. В 80-е годы начинают производить первые пластиковые пакеты, заменяющие авоськи. (Много олимпийской символики, полное смешение стилей). В 1980-е стало модно использовать фото. Например, духи «Саша» и «Наташа» с фотографиями Саши и Наташи (девушка на самом деле была из Финляндии) стали очень популярны в СССР. Говорят, что тонны любовных писем, адресованных Наташе, обрушились на фабрику «Свобода» от солдат и зеков. Есть в экспозиции и современная упаковка: все те же пакеты из-под молока, бутылки и проч. Но для нас эта упаковка еще не стала вожделенным антиквариатом. Нынче она является исключительно проблемой.
Как утилизировать этот пластик, это стекло, этот металл? Технологии переработки полностью потеряны. Необходима стандартизация в упаковке, чтобы ее можно было эффективно перерабатывать, что возможно только при строгом госконтроле. Но это уже совсем другая история.
До 25 июня.
Адрес: Москва, Манежная пл., д.1

◄В МВО «Манеж», Музее экранной культуры «Манеж / МедиаАртЛаб» - «Размышляя о смерти»

Новый Музей экранной культуры предлагает своим зрителям большую программу, и не только выставочную, но образовательную, популяризаторскую. Приобщать зрителя к новому языку - вот его задача. Как когда-то, сто с лишним лет назад публику учили не бояться кинематографа и фотографии, так сегодня, МедиаАртЛаб приучает ее любить видеоарт на большом экране и в большом пространстве.
Новая выставка «Размышляя о смерти» создана Музеем экранной культуры, Отделом культурных программ Гете-Института в Москве и Отделом изобразительного искусства Гете-Института в Мюнхене. Здесь представлены художники из разных стран: США, Китая, Японии, Германии, Дании и Албании. Это: Йозеф Бойс / Joseph Beuys (Германия), Билл Виола / Bill Viola (США), Феликс Гонсалес-Торрес / Felix Gonzalez-Torres (США-Куба), Янг Жень Жонг / Yang Zhenzhong (Китай), Он Кавара / On Kawara (Япония-США), Симон Дюббро Меллер / Simon Dybbroe Moller (Дания), Марсель Мит / Marcel Mieth (Германия), Юлия Шарлотта Рихтер/ Julia Charlotte Richter (Германия), Петер Рёзель / Peter Rosel (Германия), Анри Сала / Anri Sala (Албания-Франция), Анна Хепп/ Anna Hepp (Германия). Всего получается одиннадцать персонажей.
Вторая выставка Музея экранной культуры целиком и полностью посвящена смерти, вернее размышлениям о смерти. В отличие от первой, нынче в экспозиции представлены не только видео, но объекты, фотографии, постеры, аудиопроекты. Все одиннадцать авторов давно и прочно имеют репутацию если не гениев, то почти гениев. Центром экспозиции, и концептуально и, что называется, территориально, являются объекты Он Кавары, в которых записан каждый момент его жизни, и как сказано в пресс-релизе, записи эти позволяют «с одной стороны, сосредоточиться на конкретном мгновении, а с другой - попытаться постичь чудовищную длительность времени». Но, конечно же, главный акцент, естественным образом, сделан на видео. Ироничный Петер Резель и роскошнейший Билл Виола соседствуют здесь с пронзительным Анри Сала, а «шпионские» вылазки Феликса Гонсалеса - с ошеломляющими видеорекциями самых разных людей на мысль о собственной смерти, снятыми Янг Жень Жонгом. Всего много. И для того, чтобы просто познакомиться с экспозицией, понадобиться несколько часов… «Кураторы подходили к идее смерти со всех сторон, - говорит директор Музея экранной культуры Ольга Шишко. Мы хотим продолжить эту историю в следующем году. Поразмышлять с российскими авторами на эту тему. Для кураторов было очень важно не показывать насильственную смерть, не показывать самоубийства, а показывать именно размышления о смерти, о границе жизни и чем-то еще иным. Эту границу все видят неодинаково: это и сама смерть, и старость как таковая, потому что она уже переход в иное состояние. В большинстве своем работы здесь представлены очень тонкие, поэтичные, но есть и смешные, сделанные с юмором. Почему же не поразмышлять об этом с оптимизмом?»
В разных культурах по-разному относятся к смерти. Отношение к ней значительно отличают буддиста от христианина и мусульманина, и агностика от социопата. Для кого-то смерть -освобождение от тягот жизни, которая не всегда приносит радость, когда смерть кажется единственным выходом. Для кого-то смерть -просто физический конец. А для кого-то - начало новой, вечной жизни.
До 22 мая
Адрес: Манежная площадь,

◄В Музейно-выставочном объединение «Манеж» - «Путешествия Одиссея» и «Алексей Ремизов. Возвращение».

Еще две новых экспозиции, открытых нынче в Манеже, хотя и подготовлены разными авторами, и происходят из разных коллекций, смотрятся цельно, едино и органично. Первая экспозиция -«Путешествия Одиссея» (Шагал, Массон, Матисс, Эрни) является продолжением проекта «Книга художника / Livre d'artiste» и происходит из собрания Георгия Генса и Бориса Фридмана. Вторая же, «Алексей Ремизов. Возвращение» - московская премьера.
Графику, альбомы, коллажи Алексея Ремизова буквально недавно Министерство культуры купило для Литературного музея. На московской выставке много интересного, любопытного. Невероятно образное мышление и нестандартное восприятие мира сделали Ремизова одним из лучших писателей-стилистов. Марина Цветаева называла Алексея Ремизова (1877, Москва - 1957, Париж) «живой сокровищницей русской души и речи».
Как показывает выставка, Ремизов, кроме необычайных литературных талантов обладал талантом художественным. Его рисунки ценили Шагал, Кандинский и Пикассо. А графика Ремизова отдельно выставлялась в 1934 году в Чехословакии, в 1985-м - в Америке, в 1992 и 1993 - в Санкт-Петербурге. И вот только нынче, в 2013 году - в Москве. Рукописные альбомы, показанные на выставке, сделаны в жанре «Книга художника / Livre d'artiste» и рифмуются с альбомами четырех художников, представляющих «Одиссею» Гомера, разумеется, в том же самом жанре «Livre d'artiste».
«Одиссеи» Анри Матисса, Марка Шагала, Андре Массона и Ханса Эрни созданы примерно в тоже время, что и альбомы Алексея Ремизова, то есть в период с 1935 по 1978 год. Они чудесны. Всегда узнаваем легкий и по-хорошему сентиментальный Шагал, с летающими женщинами, в чьих литографиях греческая Итака смахивает на белорусский Витебск. Сдержан и античен Ханс Эрни. Абстрактен Масон. Лаконичен, как всегда, Матисс. После такого полного и абсолютного разнообразия, такого сравнительного, почти математического анализа «Одиссей», просто необходимо немедленное путешествие в Грецию! Чтобы понять, какая же она, эта колыбель человечества?
До 22 мая
Адрес: Манежная площадь, 1


Еще больше нового и интересного в ЕЖЕДневных Новостях Искусства@ARTINFO - http://www.iCKYCCTBO.ru
Пополнение 3-4 раза в день.

Юрий Пластинин


В избранное