Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Искусства@ARTINFO

  Все выпуски  

Новости Искусства@ARTINFO http://www.artinfo.ru/ru/news


Новости Искусства@ARTINFO
http://www.iCKYCCTBO.ru http://www.artinfo.ru/ru/news
в Сети, в Мире, в России, в Москве, в Питере, Веб навигатор (музеи, ярмарки, фестивали, периодика etc), периодика, фото и аудио репортажи,  МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой, "Арт Puzzle Анастасии Полозовой, АРТФон с Оксаной Саркисян, Арт Лондон с Еленой Зайцевой, Венские заметки Лены Лапшиной, репортажи Михаила Молочникова из Берлина и другие специальные авторские проекты>
Выпускающий редактор - Юрий Пластинин


15.03.2013
N 283:

Регулярная рассылка НовостейИскусства@ARTINFO, точнее, и постоянные наши читатели знают об этом, - текстов авторских рубрик.
2611 подписчиков. Выходит 11 лет.

В декабре-январе рассылки не было. Желающие почитать авторские материалы могут сделать это на сайте - www.artinfo.ru/ru/news
C
этой недели рассылка опят будет регулярной - 4 раза в месяц.

В этом выпуске:
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #90. Максим Ксута, феминистки, портреты>
Остальное - на сайте.

Редактор Юрий Пластинин>


МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #90. Максим Ксута, феминистки, портреты>

◄В галерее «Триумф» - Максим Ксута «CY»

Художник Максим Ксута продолжает показывать публике нежнейшие, словно нарисованные китайской тушью на рисовой бумаге, фотографические проекты. В первом проекте были провода и небо. Нынче – ветки, трава, снег, бесконечный лес. Но название выставки - не «Бесконечный лес», название выставки - « CY». «Бесконечный лес» является лишь второй, поддерживающей частью проекта. Так называется видеоинсталляция, представленная в экспозиции в нижнем этаже галереи. «Мои периодические экспедиции в лес начались в раннем детстве, - говорит Максим. Тогда отец в свободное время водил гулять меня в расположенный недалеко от нашего дома Измайловский парк. Порой, он дополнял прогулки яркими и запоминающимися мистическими историями о незримом, но ощущаемом на физическом уровне, таинственном ирреальном мире. Осколки этих сильных переживаний до сих пор проявляются в моих настоящих занятиях, которые могут содержать и объединять в себе пространство природы, пространство разума, пространство воспоминаний и пространство искусства, крепко сплетенные в единое восприятие мира. Соединяясь вместе, они впечатляют и вдохновляют присутствием тайны, вечности и недосягаемой, абсолютной свободы, к которой, на мой сторонний взгляд, достаточно близко подошел  такой мастер, как Сай Туомбли...»
Таким образом, отправной точкой всех его фотографий стали абстракции великого американца. Отсюда и название. «CY» - это Cy - имя художника (Cy Twombiy - Cай Туомбли).
«Когда-то, говорит Максим, мне довелось побывать на двух больших выставках американского художника Сая Туомбли. Первая была ретроспективой в Tate Modern, на которой я познакомился с его творчеством. Вторая же, проходившая в Dulwich Picture Gallery, поразила меня неожиданным сопоставлением двух, казалось бы совершенно разных художников, Туомбли и Николя Пуссена. Размышления о природе абстракции и творческом феномене этого загадочного и, безусловно, великого художника долгое время не оставляли меня и со временем вылились в этот проект. Тема поиска образа в окружающем мире интересует меня уже долгое время. В данном случае мне было интересно найти и сфотографировать природные объекты, стихийно, сложившиеся в естественные абстракции. Рассматривая отснятые слайды, я заметил, что практически все кадры из этой серии явно напоминают абстрактные композиции Сая Туомбли! Это открытие вдохновило меня на поиск и отбор работ Туомбли, близких моим фотографиям по настроению и композиции».
В проекте - 13 разноформатных фотографий размерами от 150х150 до 100х100, зарифмованных с аналогичными абстрактными композициями Сая Тумболи. Все фотографии Максим Ксута снимал на «средний формат», для чего был использован Hasselblad CXI 503. А тотальная аудио-видео инсталляция «Бесконечный лес» сделана как живая фреска. (Зритель, находящийся в зале, полностью становиться участником сцены). Все фотографии были сняты в течение двух последних зим. «Сперва я искал натуру, которую тестировал на цифровую камеру. Искал места дислокации, тестировал правильные режимы освещения, дистанции до объектов и другие спецификации. И с самого начала ориентировался на экспедиции в лесные массивы. Но вся серия была отработана в одном месте – «Измайловском лесопарке». Я выбирал максимально открытые участки: замерзшие пруды, болота, берега. Свет рассеянный умеренной облачностью в этих местах наиболее подходил для решения пластической задачи, которою я себе ставил: а именно, абсолютная равномерность освещения, лишенные теней композиции, отсутствие следов вмешательства человека. Измайловский парк знаком мне с детства. И мне не особенно приходилось ломать голову и ноги над решением задачи связанной с поиском локейшенов».
Предыдущая серия работ, ставшая первой частью «абстрактного» цикла, касалась графики московского неба, затянутого системами коммуникаций.
В проекте «CY» Максим Ксута ставит и решает задачи другие. «Это иные пластические опыты, нежели опыты предыдущих проектов. Идея больших форматов в пространстве «не музея» для меня и по сей день является актуальной темой. Новые технологии связаны с реализацией видео инсталляции. Эта работа полностью является результатом просчета иного мира с его уникальной физикой. Естественная среда - удивительный материал для вдохновения. Изобилие и сочетание морфологических - фактурных - композиционных элементов столь поразительно, что человеку моего склада остается лишь сконцентрировать свое внимание на теме. Лес связан с моей личной биографией ключевыми элементами памяти. А моими вдохновителями являются художники, которые работают, как правило, в открытых пространствах, например Ричард Лонг или Энди Голдзуорти».
Художников, увлеченных концепцией «аналитической фотографии» не так уж много. Есть голландец Герко де Ряйте. Есть немец Штефан Цирвес. А в Москве это - Ирина Штейнберг, Наташа Зинцова. Фотографию Максим Ксута рассматривает как инструмент для создания работ, пограничных с графикой, живописью. Его работы одновременно и натурны, и абстрактны, мистически ирреальны. Они путают, волнуют, очаровывают.
До 17 марта
Адрес: ул. Ильинка, 3/8, стр. 5

◄В «Галерее на Ленивке» - «Портрет с историей»

Нынче на Ленивке показывают одни портреты, только портреты, исключительно портреты, живописные и графические. Временной период велик – от века восемнадцатого до века двадцатого. Художники, представленные в экспозиции, все, что называется «первого эшелона»: Алексей Арапов, Мстислав Добужинский, Александр Древин, Алексей Исупов, Константин Коровин, Борис Кустодиев, Евгений Лансере, Александр Моравов, Григорий Мясоедов, Леонид Пастернак, Илья Репин, Николай Синезубов, Константин Сомов, Роберт Фальк, Александр Яковлев и далее по списку.
Выбор моделей также широк: вельможи, писатели, гении, возлюбленные и просто натурщики. Персонажи, изображенные на портретах, известны не меньше художников: критик Николай Евреинов (портрет работы Репина - слева), писатель Лев Толстой, актриса Надежда Комаровская... (портрет работы Коровина - внизу слева). Даже у простых натурщиков есть особая, личная история. Все потому, что как видно из названия это – не просто «Портрет», а «Портрет с историей».
Портрет – жанр особый. Казалось бы, простой и ясный, он исполнен мистики и тайн (гоголевский «Портрет», уальдовский портрет, фаюмский портрет…) Как подтверждает пресс-релиз, «неживое изображение иногда входит в мир живых, полностью изменяя ход событий». Конечно, московский «Портрет с историей», нельзя рассматривать в столь угрюмом контексте, однако же, кое-что интересное высмотреть все же можно. Есть, например, здесь работа нашего классика Ильи Репина, писавшего знаменитого театрального критика Николая Николаевича Евреинова (слева). Вроде бы портрет как портрет. Хороший портрет.
Но вот что говорит по этому поводу сам Николай Николаевич. Как-то слушая концерт, он увидел целую галерею своих портретов разных авторов и... ужаснулся! «И вот я вдруг увидел (да, да! – отчетливо увидел), что это, строго разбираясь, не мои портреты, не портреты с меня, что я здесь только материал, канва, трамплин, дорожка! что лицо мое только рамка, а в рамку-то втиснут кто-то иной, совсем иной, чем я, хоть знакомый, более или менее знакомый... Это были все ... автопортреты, если только портрет в искусстве понимать не как фотографию, чертеж или декалькоманию, а душевный снимок». Так что, друзья, приглядитесь, как следует в портрет Евреинова кисти Репина. Смотрите до тех пор, пока в интеллектуале Евреинове начнут проступать брутальные черты Ильи Ефимовича… Чем не история?
Свою историю имеет и толстовский портрет Александра Моравова, изобразившего великого графа меньше чем за год до смерти. Софья Андреевна, увидев его, воскликнула: «Как вы точно подметили буржуазную обстановку его кабинета!». А ведь известно, что Лев Николаевич бежал со всех ног именно от «буржуазности»… Чем не история?
Есть портреты просто с историей, занимательной историей. Художник Иегуда Пэн, который был учителем не кого-нибудь, а Марка Шагала и Лазаря Лисицкого, написал красавицу Ираиду Барбю-Лепштейн, возлюбленную сына витебского генерал-губернатора. Художник Константин Коровин, в «Девушке» изобразил Надежду Комаровскую, актрису театра Корша, свою гражданскую жену. Есть просто портрет натурщика Бориса Снежковского кисти Константина Сомова. Изображенный в виде Дафниса, с отличным телом и тренированной мускулатурой, Снежковский на закате жизни Сомова стал главной мужской моделью и компаньоном художника. «Мой натурщик, русский, 19 лет, оказался очень умным, образованным и славным»... Есть портрет Натана Альтман, изобразившего Соломона Михоэлса в «Еврейском счастье»; портрет Левитана Мариии Якунчиковой; портрет Иды Рубинштейн Льва Бакста. Экспозиция получилась очень любопытная, а главное, с историей. Портреты происходят из частных собраний. Так что увидеть их все в одном месте – большая удача.
По 27 апреля
Адрес: ул. Ленивка, д. 6/7, 2-й подъезд, 3 этаж

◄В музейно-выставочном центре «Рабочий и колхозница» - «Международный женский день. Феминизм: от авангарда до наших дней»

Мужская цивилизация, запачканная кровью и коррупцией, себя изжила. Так что третья волна феминизма накатила как нельзя кстати. Конечно, в истории человечества были и амазонки, но весталок все-таки было больше.
Амазонкам и весталкам посвящена нынешняя выставка, курируемая тремя женщинами: Мариной Лошак, Олесей Туркиной и Натальей Каменецкой. Нынче в пьедестале «Рабочего и колхозницы» - живопись, графика, скульптура, фото, объекты и видео XX — начала XXI века. Экспозиция выстроена хронологически: от «амазонок русского авангарда» Варвары Степановой, Любови Поповой, Ольги Розановой, Надежды Удальцовой (эскизы тканей, одежда) до венки Вали Экспорт, нью- йоркских Guerilla Girls и наших художниц - перформансисток Елены Ковылиной, Лизы Морозовой, Маши Чуйковой.
Выставку полагается смотреть сверху вниз. В середине, конечно же, есть и Александр Дейнека, и Александр Самохвалов. Их спортсменки, комсомолки и просто красавицы, по-прежнему хороши и в масле, и в бронзе. Есть и чудесный Александр Родченко, и «наивное  искусство» кружевниц (панно «Прежде и сейчас»), и фарфоровые «Рабфаковки», «Физкультурницы» и «Лыжницы» Елены Данько.
Произведения к выставке отбирались в лучших музеях: Третьяковкой галерее, Музее Маяковского, Музее декоративно-прикладного искусства, Центре РОСИЗО, Института русского реалистического искусства, Музее современной истории России, Музее МАРХИ и Музе-усадьбе Кусково. Так что ничего второстепенного, второсортного не имеется. 
Ярко выражен феминистический дискурс здесь, конечно не у «амазонок русского авангарда», и не у советского соцреализма, а у наших современниц, молодых, очень молодых и уже не очень молодых. Это касается как соотечественниц, так и иностранок. Вопросы гендера явно прослеживаются и в куклах-объектах Натальи Турновой, и в работах парижанки Орлан, режущей свое лицо и тело, словно Микеланджело мрамор. Акцент на гендер сделан, конечно же, у американок Марты Рослер и Мэри Келли, не говоря уже о неутомимых антисексисток Guerrilla Girls, («Должна ли женщина быть голой, чтобы попасть в музей?»). Гендерный акцент – и у молодой Микаэлы с ее «Народоволками», распечатанными прямо на стене, и у совсем молодой Умной Маши.. Ярко выраженный феминистический дискурс есть, разумеется во всех женских перформансах, представленных в экспозиции в видеоинсталляциях. Одним же перформансом, от Елены Ковылиной, собственноручно настрогавшей из березовых чурок дюжину детей, зрители могли насладиться прямо на вернисаже.
Однако вопрос, может ли (должно ли) искусство быть чисто феминистическим, остается открытым. Ответа нет. Так же как нет ответа на вопрос некой журналистки, которая всем задавала его на вернисаже: «Должна ли феминистка одеваться как-то по особому, не так, как другие женщины?»
До 11 мая
Адрес: проспект Мира, 123 Б.


Еще больше нового и интересного в ЕЖЕДневных Новостях Искусства@ARTINFO - http://www.iCKYCCTBO.ru
Пополнение 3-4 раза в день.

Юрий Пластинин


В избранное