Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Искусства@ARTINFO

  Все выпуски  

Новости Искусства@ARTINFO http://www.artinfo.ru/ru/news


Новости Искусства@ARTINFO
http://www.iCKYCCTBO.ru
в Сети, в Мире, в России, в Москве, в Питере, Веб навигатор (музеи, ярмарки, фестивали, периодика etc), периодика, фото и аудио репортажи,  МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой, "Арт Puzzle Анастасии Полозовой, АРТФон с Оксаной Саркисян, Арт Лондон с Еленой Зайцевой, Венские заметки Лены Лапшиной, репортажи Михаила Молочникова из Берлина и другие специальные авторские проекты>
Выпускающий редактор - Юрий Пластинин


16.04.2012
N 271:

Регулярная рассылка НовостейИскусства@ARTINFO, точнее, и постоянные наши читатели знают об этом, - текстов авторских рубрик.
2623 подписчика. Выходит 9 лет.

В этом выпуске:
МАН с Людмилой Новиковой. Выпуск #55.
 
В ГТГ– Петр Митурич и советская скульптура, в «Комнате» - Шишкин-Хокусай, в «Триумфе» - Алексей Беляев-Гинтовт>

Остальное - на сайте.

Редактор Юрий Пластинин>


МАН с Людмилой Новиковой. Выпуск #55. В ГТГ– Петр Митурич и советская скульптура, в «Комнате» - Шишкин-Хокусай, в «Триумфе» - Алексей Беляев-Гинтовт>

В галерея «Комната», (Неглинная ул. Д. 29/14, театр «Школа современной пьесы») - Шишкин- Хокусай «Головной отдел».
Галерея «Комната» открылась в позапрошлом году в одном из помещений театра. Здесь показывают разных художников, и отечественных, и европейских, и молодых, и старых, и прославленных, и не очень. К какой категории отнести художника Александра Шишикина (Шишкин-Хокусай) решайте сами.  Петербуржец, театральный художник, он оформлял спектакли авангарда современной режиссуры в лице Юрия Бутусова и Андрея Могучего, а в прошлом году стал номинантом Премии Кандинского в разделе «Проект года».
Выставку Александра Шишкина курирует Валентин Дьяконов. Он и предложил автору название «Головной отдел», хотя, у художника были и другие варианты. Были, например, «Потерянные головы», был «Третий Рейн» и еще несколько. Остановились на «Головном отделе». Как говорит художник, «если выражаться птичьим языком, все эти головы - 3D иконы, что впрочем, тоже имеет смысл. Для меня это уже вторая выставка подобного рода, дополненная. Каждый раз я делаю ее по новому, и трактую, и понимаю по новому. Каждый раз в теме открывается нечто неожиданное. Все работы постоянно находятся в процессе, и название в том числе».
Итак, «Головной отдел». Десять работ – десять отдельных объектов, отдельных голов. Девяти из них мы можем посмотреть прямо в глаза. Для чего надо лишь приблизиться к голове очень близко, вплотную. «Все это похоже на целование икон в тот момент, когда мы приближаемся к лику, смотрим в глаза, туда вовнутрь...» Композиции, которые художник составил из марионеток внутри голов, имеют иконографическую традицию, ветхозаветные и новозаветные сюжеты. Есть, например, «Рождество Христово», есть «Уверение Фомы», есть «Иаков, борющийся с Богом», есть «Жертвоприношение Авраама». Куклы-марионетки прорисованы пером на тончайшей бумаге и вырезаны ножницами. «Они, конечно, протрактованы страшным образом, - говорит художник, - но, тем не менее, все выдерживается в иконографической традиции». Сами головы сделанные исключительно из бумаги, вещи тонкие, хрупкие. Основой для них служит легкий каркас из металлической проволоки.
Парадоксально, но художник считает, что его головы – это скорее графика, нежели скульптура. Потому что, говорит он, все у меня идет от рисунка, от плоскости и линии, а не от объема и формы. «Графики как бы выдавливается в объем, как бы превращается в объем». Все композиции внутри голов и все фигуры абсолютно статичны. Бумага же, субстанция зыбкая и чувствительная, постоянно вибрирует и слегка колышется. От перемены температуры и влажности меняется ее пластика. И вот в какой-то момент, вдруг, кажется, что Авраам и впрямь взмахнул мечом над Исааком, что упала звезда, что ангел взлетел... Вот такая фантасмагория получается!
На самом же деле, настоящая движущаяся голова на выставке все-таки есть. Она, как загорская игрушка, как молоток, все падает и падает. И называется этот кинетический объект «Вдох – выдох» или «Вздох – выдох». Благодаря размеру и динамике падающая голова доминирует в экспозиции, привносит в нее нечто смеховое-шутовское, народно-ярморочное. Экспозиция получилась сложная, театральная. Много внимания уделили свету. Освещение делали специальное, приглушенное. Стены покрасили в терракотово-красный музейный цвет. (Была затея изобразить некий этнографический музей). Внутри все вещи освещены специальными лампами. Работа проведена кропотливая. Свет сделан тонко, подробно.
Как написал в пресс-релизе куратор Валентин Дьяконов, «Головы напрашиваются на сложные экспозиционные решения. Театральные работы Шишкина помещены в особое пространство, призванное напомнить франкофилам музей на набережной Бранли архитектора Жана Нувеля – тотальную инсталляцию, в которой культурные артефакты помещены в атмосферу первобытных тьмы и страха». Похоже, конечно. Правда, здесь больше не заморского, а русского, такого отечественного, можно сказать, деревенского. В лучшем смысле этого слова.
До 25 апреля

В галерее «Триумф» - Алексей Беляев-Гинтовт.
Новый проект Алексея Беляева-Гинтовта имеет абсолютно непроизносимое и труднонаписуемое название. На самом деле в проекте «55 45 20 83 N, 37 37 03. 48 Е» зашифрованы точные географические координаты центра Москвы. Так сказано в пресс-релизе. Так говорит сам автор. Нам же остается только поверить.
Алексей Беляев- Гинтовт - московский наследник школы Тимура Новикова, той самой Новой Академии Санкт-Петербурга, тех самых Аполлонов, Афродит, купидонов, фавнов, ангелов, гребцов и шутов, позолоты, бисера, бархата и парчи, реконструированного пост-модернистского классицизма. Его называют то единственным гениальным продолжателем классической традиции, которую он вознес до небес, до небывалой высоты, то фашистом, то нацболом. А он, скорее всего, не тот, не другой, не третий. Он евразиец. В его работах славянские образы соседствуют с азиатскими, а советские с православными. Есть у него и римское, и греческое, и средиземноморское, и монгольское. Потому что он желает восстановить полноту времен (в культорологическом аспекте).
Алексей Беляев-Гинтовт много работает, много пишет, рисует. И надо сказать, выходит у него все оригинально и сильно. На последней выставке, художник представил картины будущей Москвы, вернее будущую московскую архитектуру. Футуристическая Москва превратилась у Гинтовта в настоящее киберпространство с летающими тарелками, орлами, голубями, юртами, хтоническими существами. Остались в ней и старинные образы: православные церкви, Красная площадь, Кремлевские стены, сталинские высотки. Беляев-Гинтовт не архитектор, но как Пиранезе, который когда-то создал свой Рим создает свою Москву. А как говорится, кто делает города, у того и ключи от цивилизации. (Современное сотворение мира происходит исключительно через архитектуру и неслучайно масоны называют Бога Архитектором Вселенной). 
Галлюцинации Беляева-Гинтовта невероятны, но вполне возможно, на каком-то этапе они воплотятся и станут нашей естественной средой. Известно ведь, что человек вначале придумывает свою мечту, сочиняет модель, потом превращает ее в реальность. Ну а уж совсем потом, целые человеческие поколения проживают в этой модели свои короткие жизни. Сегодня Москва Гинтовта кажется более реальной, чем Москва настоящая, современная, нашего с вами нового капиталистического периода. Будущего мы не знаем, но может быть, его знает художник? Гинтовт поставил интересную задачу: достроить нашу недостроенную идентичность. И как нам относится к тому, что он делает? Как по правде воспринимать его искусство?  Зритель находится в недоумении…

В Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу - «Графика Петра Митурича. К 125-летию со дня рождения» и «Радость труда и счастье жизни. Идеалы ушедшей эпохи» Из программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники».
Произведения Петра Митурича вызывают эмоциональную реакцию у профессионалов, знатоков и любителей искусства. Реакция эта традиционно положительная и стабильная. Стопроцентный график и чуткий рисовальщик он всегда был любим советским, а нынче российским зрителем. 14 октября этого года Петру Митуричу исполняется 125 лет. К юбилею и приготовлена выставка. Родился Петр Митурич в семье потомственного военного и литератора. Учился в Псковском кадетском корпусе, был исключен за левые убеждения. Учился в Киевском художественном училище. Был соучеником и другом Михаила Врубеля. Учился в петербургской Академии художеств. Участвовал в Первой мировой и Гражданской войнах. Дружил с мирискусниками, футуристами, Татлиным, Бруни, Пуниным. Преподавал во ВХУТЕМАСе. Всегда много рисовал, писал, оставил после себя дневники.  Умер Пётр Митурич в Москве 27 октября 1956 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. И ведь так сложилось, что имя Петра Митурича почти всегда вспоминается рядом с именем зачинателя «зауми» Велимира Хлебникова, его друга и единомышленника. Общеизвестно, что Петр Митурич сблизился с поэтом в начале 1920-х годов. Что Велимир Хлебников умер в семье художника в деревне Санталово в Новгородской губернии. Что нарисовал Петр Митурич своего друга на смертном одре пронзительно, гениально, и абсолютно реалистично,  без всякой «зауми». Общеизвестно, что санталовский цикл произведений Петра Митурича, сделанный в 1922—23 году: портреты Хлебникова, пейзажи, и то, что называется «беспредметной графикой», все, что было нарисовано под обаянием Хлебникова, специалисты называют золотым фондом отечественной графики. Общеизвестно, также, что его главной единомышленницей и женой была Вера Хлебникова, замечательная художница и младшая сестра Велимира Хлебникова.
Юбилейная выставка, как правило, становится подробной ретроспективой творчества. Действительно, на выставке представлен и авангардный, («Графические мотивы», «Законы времени») и соцреалистический период художника, которого больше. Термин «соцреализм», бывший брендом Советского Союза, и пугавший нас еще совсем недавно, уже не пугает. А молодые, употребляют его и вовсе не по назначению. Соцреализм для них нынче превратился в «социальный реализм». А что касается соцреализма Петра Митурича – то это самый распрекрасный соцреализм в мире.
Вторая выставка, открывшаяся в Третьяковской Галерее, под названием «Радость труда и счастье жизни. Идеалы ушедшей эпохи» вся она от начала до конца состоит из скульптуры. Большинство произведений относится к 1930-м годам, то есть к сталинскому периоду. Есть здесь, разумеется, и хрестоматийный «Металлург» Георгия Мотовилова, который на Всемирной выставке в Париже 1937 года был символом СССР, равно как и «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной. Есть знаменитая майолика тридцать девятого года Исидора Григорьевича Фрих-Хара, художника-самоучки из Кутаиси: «Жить стало лучше, жить стало веселее (Праздник в азербайджанском колхозе)». Есть, разумеется, множество портретов, например бюсты Сары Лебедевой: Стаханов, Чкалов. Есть и более поздние работы, 1940-х годов. Выставка «Радость труда и счастье жизни» выглядит вполне актуальной.
Чем эти профессиональные и крепкие работы хуже современной скульптуры, заполонившей наш город? А идеалы, вроде бы ушедшей эпохи типа «радости труда» вполне соответствуют идеалам эпохи нынешней. Передовиков коммунистического труда легко сменили трудоголики. «Славу КПСС» победила «Слава Единой России», а призыв к победе коммунизма захлебнулся победой капитализма. А произведения на выставке есть очень даже хорошие – профессионалы работали, хоть и на заказ. А кто ж скульптуру без заказа делает? Есть у нас такие идеалисты, но их мало.
До 27 июля.


Еще больше нового и интересного в ЕЖЕДневных Новостях Искусства@ARTINFO - http://www.iCKYCCTBO.ru
Пополнение 3-4 раза в день.

Юрий Пластинин


В избранное