Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Искусства@ARTINFO

  Все выпуски  

Новости Искусства@ARTINFO www.artinfo.ru/ru/news


Новости Искусства@ARTINFO
http://www.iCKYCCTBO.ru
в Сети, в Мире, в России, в Москве, в Питере, Веб навигатор (музеи, ярмарки, фестивали, периодика etc), периодика, фото и аудио репортажи,  МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой, "Арт Puzzle Анастасии Полозовой, АРТФон с Оксаной Саркисян, Арт Лондон с Еленой Зайцевой, Венские заметки Лены Лапшиной, репортажи Михаила Молочникова из Берлина и другие специальные авторские проекты>
Выпускающий редактор - Юрий Пластинин


26.03.2012
N 270:

Регулярная рассылка НовостейИскусства@ARTINFO, точнее, и постоянные наши читатели знают об этом, - текстов авторских рубрик.
2622 подписчика. Выходит 9 лет.

В этом выпуске:
МАН с Людмилой Новиковой. Выпуск #52.
 
Фотобиеннале. В ММСИ на Тверском – Крис Маркер (в рамках Фотбиеннале 2012), на Тишинке- Блошиный рынок, в Питере – Пророчица Агафья>

Art Puzzle #38. Анастасия Полозова. Фантазии на тему новой реальности в культуре Японии (ММСИ), Китая (Fotoloft), Африки и России (Галерея «А-3»)>

Остальное - на сайте.

Редактор Юрий Пластинин>


МАН с Людмилой Новиковой. Выпуск #52. Фотобиеннале. В ММСИ на Тверском – Крис Маркер (в рамках Фотбиеннале 2012), в Питере – Пророчица Агафья>

◄В Московском музее современного искусства на Тверском бульваре – Крис Маркер «Фильмы и фотографии».
Француз Крис Маркер (Кристиан-Франсуа Буш-Вильнёв) знаменитейший кинорежиссер-документалист, фотограф, писатель, редактор, человек левых взглядов и прогрессивных убеждений родился 29 июля 1921 года. По одним сведениям это случилось в Нёйи-сюр-Сен во Франции, по другим (об этом рассказывает сам режиссер) в Улан Баторе, в Монголии. У него богатая биография. Во время Второй мировой войны Крис Маркер воевал в отряде маки. После войны путешествовал: СССР, Куба, Китай, Веьтнам, Чили, снимал кино, фотографировал, писал книги. Его называют «Великим реформатором документального кино». А фильмы Криса Маркера «Взлётная полоса» (1962), «В глубине воздух красный» (1977) и «Без солнца» (1983) давно являются абсолютными хитами.
В Московском музее современного искусства представлены его фотосерии, ставшие классикой: «Корейцы», «Который ей час?», «Киноафиши», «По мотивам Дюрера» и «Пустые люди». Можно также смотреть его знаменитую «Взлетную полосу» и «Без солнца» и видео-инсталляцию «Немое кино». Своих «Корейцев» Крис Маркер снимал в Северной Корее пятьдесят пять лет назад - в 1957 году. Завороженный красотой восточных женщин, он сделал нереально аполитичный проект ровно через четыре года после гражданской войны. (Как известно, «Корейцы» не были показаны ни в одной из Корей, не в Северной, не в Южной, но по разным причинам).
Серия «Который час?» (Quelle heure est-elle?) была снята художником на полвека позже. Крис Маркер фотографировал своих персонажей на протяжении четырех лет с 2004 по 2008 год. Говорит, делал он это «как доброжелательный папарацци». Сначала он снимал в парижском метро, камерой, которая была вмонтирована в наручные часы (отсюда и название серии).
Потом была другая аппаратура. Его персонажи интересны именно тем, что они не позируют фотографу. Мастер провокации, он пробуждает воображение зрителя совсем на первый взгляд, простыми темами, которые мгновенно становятся актуальными. Наблюдать метаморфозы художественного сознания невероятно интересно. Свежий взгляд на все, включая кино и женщин, отличает художника и в девяносто лет. Его фотографии – легки, дематериализованны, его фильмы – экспрессивны, фантастичны. А сам Крис Маркер давно превратился в культового персонажа интернациональной арт- cцены.
До 29 апреля

◄В Доме Культуры Железнодорожников (СПб) - Пророчица Агафья «Супремаалфавит».
Кураторы выбрали для встречи с пророчицей Агафьей не галерею, а Дом Культуры. Говорят, что сделали это сознательно и намеренно. Почему? Да потому, что в этом нереально- символическом пространстве задан другой способ взаимодействия со зрителем. Именно такое взаимодействие и необходимо для проекта. Хотя, и само слово «проект» здесь тоже не совсем точно, не совсем уместно. Это скорее дань принятого формата описания и представления события зрителю. На самом деле, событие имеет, как говорят кураторы «процессуальную форму «встречи», в которой зритель попадает в сложно выстроенный мир Пророчицы Агафьи».
А мир этот представлен разного рода объектами и предметами, предметами очень личными, рукодельными, авторскими. В них проявляется пристальный интерес Агафьи к тайному миру знаков, раскрыть смысл которого способен или художник или мистик. Здесь есть шитые ковры, хоругви, гадальные карты. Есть записки на листах бумаги в клеточку, вырванных из тетради, в которых Пророчица фиксирует свои сновидения.
Есть фотографии, как она говорит «важных моментов жизни». Есть геометрические рисунки, сделанные фломастером. Есть даже календарь с заголовком «Грядет». Как подчеркивают кураторы, «зрение Агафьи не нацелено исключительно на архаику и не питается только прошлым. В равной мере ее привлекают супремы Малевича, скандинавские руны, знаковые орнаменты в русском народном кружеве и ритуальная вышивка.
Да и сама Агафья персонаж не из прошлого, а из настоящего или даже из будущего. Поэтому мы и не называем событие «выставкой», а именно личной «встречей» Пророчицы со зрителем и добрым человеком. И эта встреча важная часть события».
Надо сказать, что для открытия своих выставок-перформансов Пророчица Агафья, как правило, выбирает дни солнцестояния: зимнего, весеннего, летнего. Такие дни, говорит она, выбраны не случайно. Именно в эти дни, люди смогут особенно остро почувствовать и понять её послание, считает Пророчица. В Питере все состоялось 20 марта – в день весеннего равноденствия.

Aрт Puzzle. Выпуск #38. Анастасия Полозова.
Фантазии на тему новой реальности в культуре Японии (ММСИ), Китая (Fotoloft), Африки и России (Галерея «А-3»).

◄Японский воображариум.

Не смотря на то, что выставка «Двойная перспектива» в ММСИ – это далеко не первое знакомство московского зрителя с современным искусством Японии, все же только сейчас это знакомство можно назвать серьезным. Из 30 имен художников, чьи работы расположились на двух площадках Музея современного искусства, широко известна, пожалуй, только Йоко Оно, да и то не своими арт-проектами.
На выставках, которые тематически разделены на «Реальный мир / Повседневность» и «Воображаемый мир / Фантазии» чувствуешь себя Алисой в Стране Чудес, то уменьшаясь рядом с гигантской статуей «солнечного мальчика», то увеличиваясь среди маленьких домиков и микро-моделей городских объектов или разглядывая в телескоп микроскопическую Шуховскую башню из волос. Вообще, если рассуждать поверхностно, то японское искусство, да и архитектура, всегда было таким сказочно- кукольным. Не случайно самые популярные жанры в современной Японии - анимэ и манга (комиксы). А из многообразия российско-советских национальных характеров самые любимые у японцев – чебурашка и Ленин (тоже почти уже мультяшный персонаж).
Ленин, кстати, стал героем двух проектов. «Реквием по ХХ веку», где художник Ясумаса Моримура перевоплощается в Чаплина, Мисиму и вождя пролетариата, инсценируя эпизоды из их жизни. И «В московских квартирах разыскивается Ленин», где Есинори Нива собрал кучу всякого хлама (газетные вырезки, фотографии, бюстики, значки, портреты и т.д.) с изображением Ильича, раздав объявления о поиске среди жителей Москвы.
Если говорить о сказочной природе японского искусства, то разделение на реальный и воображаемый мир выглядит парадоксальным. И получается так, что в реальный мир проникают гигантские крысы, раскрашенные под покемонов. Хотя, именно знакомясь с работами «Реального мира» начинаешь понимать, что вся эта сказочность и детскость японцев – попытка скрыться от трагедий Хиросимы и Нагасаки, истории с Фукусимой и прочих катаклизмов, преследующих острова.
Катализатором этих мыслей для меня стал перформанс Йоко Оно «Cut Piece», в ходе которого зрители срезают по кусочкам с нее всю одежду. Оставшись обнаженной, она почти не меняет выражения лица, на котором – сочетание ранимости с невероятной силой духа. И вот эта почти детская ранимость сбегает от жестокости в мир сказок, мультфильмов, музыки, искусства. Мир, где ты только играешь в солдатиков и войну, но в любой момент можешь эту войну остановить. Этот перформанс Йоко впервые показала в 1965 году и повторила в 2003 после терактов 11 сентября.
Вообще, тема противопоставления самурайского спокойствия и американской агрессии прослеживается не в одной работе японских художников. Здесь и компьютерная анимация Тадасу Такаминэ «Боже, храни Америку», и видео Хираки Сава «Жилище», и фигурки американских солдат Мураками.
А еще от ужасов реальности хочется найти защиту у иногда пугающих внешне, но совершенно безобидных и сильных существ, обитающих во второй части выставки. Как, например Mr. Dob Такаси Мураками или шестиметровое «Дитя солнца» Кэндзи Янобэ. Или раствориться в комнате, залитой разноцветными световыми пятнами Яеи Кусама, и вслед за художником сказать – «Я здесь, но нигде».
Двойная перспектива: Современное искусство Японии.
Московский музей современного искусства, Ермолаевский пер., 17 («Реальный мир/
Повседневность») и Гоголевский бульвар, 10 («Воображаемый мир/Фантазии») до 6 мая.

◄Сны о чем-то новом.

Свое бегство от реальности в мир фантазий представляет и Дмитрий Провоторов на выставке «Письма из поднебесной» на Винзаводе.
Провоторова называют мастером серебряной фотографии, приемником традиций классической школы, «штучным» и вдумчивым мастером.
Его фотографии – совмещение прошлого и будущего, как в образах, так и в технике исполнения. Черно-белые искусственно состаренные снимки, а на них – Гулливеры (китаянки в простой белой одежде) в стране лилипутов (динозавров на поводках), а рядом с ними - разного вида оружие, летающие рыбы, иероглифы, бумажный кораблик, сачок, лодка, воздушный шарик.
Сочетание детской наивности и взрослой жесткости. Детское лицо и взгляд героини, образы из детских игр; смешные, по-детски нелепые позы. И все это в монохромном исполнении, статичное, напряженное. В неподвижном изображении такой потенциал действия, что кажется, что кадр сейчас взорвется. Но ничего не происходит, и фотографии продолжают звенеть тишиной.
Все это похоже на сон. Та же нечеткость картинки, бредовый сюжет, странные ракурсы. Или на иллюстрацию мифа. Мифа о сотворении новой Поднебесной – тихой, немноголюдной, немного грустной, но при этом светлой. Такое преображение возможно только после какой- то катастрофы или после сильного потрясения, когда вся ненужная суета отваливается и остается суть. Суть жизни, суть покоя и ощущения себя в этой спокойной жизни.
Фотографии Провоторова – это авторская ручная работа. С каждым негативом он работает, как ювелир, оттеняя, тонируя, процарапывая. Может, именно за счет этого кропотливого труда и создается такой необычный эффект другой реальности. Где фотографии теряют свое истинное предназначение отражать действительность, а приобретают новую функцию – эту действительность создавать.
Дмитрий Провоторов. Письма из поднебесной. Галерея Fotoloft (Винзавод 4-й Сыромятнический пер.1, стр. 6) до 8 апреля.

◄Я вызываю капитана Африка.

В галерее «А-3» - проект-микс. Микс фотографии, моды, музыки, истории. К тому же, микс различных культур – русской, французской, африканской.
Французский фотограф и писатель Филипп Бордас снимал французского же рэпера африканского происхождения MC Solaar в России для того, чтобы проиллюстрировать альбом музыканта. Задача сложная, многоплановая. В результате - получилась серия фэшн-фотографий с участием эксцентричных одежд, отражающих стереотипное представление иностранцев о русских. (шубы, буденовки, спортивные костюмы).
Солаар появлялся в специально привезенных из Парижа нарядах на улицах Москвы, в общественном транспорте, на полуразрушенных стадионах, заводах, и просто в московских дворах. Модель Бордас выбрал очень удачно. У музыканта не только колоритная внешность, но и потрясающий дар перевоплощения. Он - то простой рабочий-стахановец, то политкомиссар, то бандит, то олигарх, то космонавт, то спортсмен. И перевоплощается он не только за счет костюмов. Один его взгляд может создать характер.
О каждом кадре экспозиции можно снять отдельный фильм. (возможно, это следующий этап жизни проекта, книга и музыка уже есть). Африканец в костюме космического пилота на фоне березок или раздолбанного запорожца – чем не сюжет. Или в шубе и комиссарском картузе с красной звездой. Или в белой блатной кепочке на фоне овощной палатки. Или в пилотном шлеме на фоне горы арбузов. Или в полосатом пиджаке на голое тело на фоне церковных куполов.
Что ни образ – то целая история. Яркая, ироничная, захватывающая. Кстати, о съемках этого проекта тоже получился бы неплохой фильм. Достаточно представить реакцию людей на чернокожего космонавта, появившегося в рюмочной.
Филипп Бордас. «Москвафрика».
ГАЛЕРЕЯ «А-3
» (Староконюшенный пер., д. 39) до 8 апреля.


Еще больше нового и интересного в ЕЖЕДневных Новостях Искусства@ARTINFO - http://www.iCKYCCTBO.ru
Пополнение 3-4 раза в день.

Юрий Пластинин


В избранное