Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Искусства@ARTINFO

  Все выпуски  

Новости Искусства@ARTINFO http://www.artinfo.ru/ru/news


Новости Искусства@ARTINFO
http://www.iCKYCCTBO.ru
в Сети, в Мире, в России, в Москве, в Питере, Веб навигатор (музеи, ярмарки, фестивали, периодика etc), периодика, фото и аудио репортажи,  МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой, "Арт Puzzle Анастасии Полозовой, АРТФон с Оксаной Саркисян, Арт Лондон с Еленой Зайцевой, Венские заметки Лены Лапшиной, репортажи Михаила Молочникова из Берлина и другие специальные авторские проекты>
Выпускающий редактор - Юрий Пластинин


28.03.2011
N 244:

23 марта возобновлена регулярная рассылка НовостейИскусства@ARTINFO, точнее, и постоянные наши читатели знают об этом, - текстов авторских рубрик.
В этом выпуске:
<<МАН (Московская арт неделя) #16 с Людмилой Новиковой>
Новые выставки на ВИНЗАВОДе: фотографии Сергея Браткова, Рене Эфенди, Даши Ястребовой и еще много коллажей и объектов>
<<Арт Puzzle #21 Анастасии Полозовой>
Реальность сказок и сказочность реальности>
Остальное - на сайте.
Редактор Юрий Пластинин>

МАН (Московская арт неделя) #16 с Людмилой Новиковой

В галерее Риджина – Сергей Братков «Ни войны, ни мира».
Сергей Братков как-то незаметно для публики превратился из художника просто московского в художника интернационального. Лауреата отечественной государственной премии «Инновация» не только эмоционально покупают на всевозможных ярмарках, но и активно показывают в самых престижных музеях и коллекциях. Например, три года назад состоялась его ретроспектива в швейцарском Винтертуре. Тамошний Фотомузей — один из крупнейших фотомузеев Европы и Америки. Выставка в Винтертуре означает полное мировое признание. А предстоящим летом его хиты («Дети») продемонстрирует господин Пино в своем венецианском Палаццо Грасси, во время 54-й биеннале современного искусства. Этот факт также означает, что Братков – художник самого высокого класса.
Сергей Братков очень чувствителен к контексту. Его жесткий антигламур аккумулировал все «искривления естественных склонностей» нового русского капитализма. Его персонажи всегда становились «героями нашего времени». Но время героев закончилось, считает художник. (Он, разумеется, прав, нельзя же и вправду считать героем менеджера среднего звена?) Прошли и тучные нулевые- нефтяные, по библейски сменившиеся годами тощими - десятыми. Изменился и почерк художника.
Нынче в галерее Риджина Сергей Братков развернул экспозицию под названием «Ни войны, ни мира» из 4-х фотографий, одно видео и одного фотоколлажа в форме недоделанного креста - недорисованной свастики. «Вот это и есть наш мир, находящийся в состоянии между войной и миром: ни свастика – ни крест. Я живу у станции метро «Улица Подбельского». Вчера, например, у меня под окнами всю ночь бесновались фашисты: «Россия вперед! Всех черных побьем! Зикх хайль!» Вызывали милицию. Все это и есть – ни война – ни мир. На этот крест- свастику я поместил разные фотографии. Одни сделаны у метро «Улица Подбельского», другие - у метро «Курская». Есть и Савеловский рынок, и Винзавод». Крест – в первом зале. Во втором – видео. В нем солдатские каски, падают с неба на землю. Непрерывно. Ритмично. Со стуком. «Это такая бесконечная как у Цоя «две тысячи лет война». Она идет где-то далеко, но отголоски докатываются до России. Каски падают. Их сорвала с солдат буря в какой-то пустыне, а они взяли и просыпались в Рязани». В последнем зале выставлены большеформатные фотографии: острые осколки; заклеенные крест на крест окна; огромная дыра в потолке; шкафы, заваленные всяким хламом…
«Потому что выставка - о нулевых годах. О том, к чему мы пришли. На фотографиях – развалы и дыры, пейзаж, который мы имеем сегодня. Обломки и осколки – и символы, и настоящие стекла. Я снимал их на заводе «Красный треугольник» в Санкт- Петербурге и назвал композицию «Янтарная комната». А фотография с заклеенными крест на крест окнами – моя станция метро «Улица Подбельского». Все натуральное, то есть списанное с натуры. Следующую фотографию, большую дыру в потолке, я сделал в Екатеринбурге в одном общественном месте. Этот провал - тоже наше время. Есть еще заваленные шкафы заводской бытовки. Люди уволены – от них остались вот такие памятники».
Как правило, художник может сделать в галерее свою выставку раз в полтора года. «Поскольку я занимаюсь видео и фотографией, то за полтора года накапливается очень много материалов. И когда наступает момент подготовки к выставке, важно понять, что для тебя главное. Нужно правильно выбрать».Так что у зрителя есть хороший шанс посмотреть самое важно и самое главное. Не пропустите.
До 15 мая

В галерее Photographer.ru - Рена Эффенди «Непридуманный цвет»
Ее часто называют восходящей звездой современного искусства, хотя следует называть Рену Эфенди просто звездой. Ее фотографии публикуют Newsweek, Time, Le Monde, Le Figaro, Liberation, а работы появляются на всех главных фотовыставках Европы и Азии.
Теперь есть еще один шанс попробовать ее работы на вкус в Москве. «Непридуманный цвет» в галерее на ВИНЗАВОДе собран из четырех разных серий и объединен четырьмя цветами: красным, коричневым, черным и белым. Первый цвет – красный. Красным рассказывается о почти библейской жизни деревни Хыналыг, затерянной в горах Азербайджана. Женщины пекут хлеб. Мужчину пасут скот. Дети играют. Красный цвет здесь, если не доминирует, то обязательно присутствует: платок, кофта, подушка, тень за окном. Второй цвет - коричневый. Это серия посвящена хроникам пятидневной войны в Грузии. Коричневый цвет – цвет хлеба, цвет стен, цвет камней. Третий – черный. Разумеется, черный на Апшеронском полуострове – нефть и много-много денег. Но черный, это и нищета, и скорбь,и печаль. Четвертый цвет – белый. Белый тоже может быть скорбным. Белая серия повествует о Чернобыльской зоне отчуждения. Белый у Рены Эффенди – это зима, снег,пустота, молчание. Насыщенность, плотность и чистота цвета в работах Эфенди максимальна, но убедительна и странным образом приближена к реальности. Остро переживать каждый момент, давать выход эмоциям – только так можно существовать.
До 10 мая

В галерее МЕГЛИНСКАЯ – Даша Ястребова «Солянка. рам былой любви»
«Храм былой любви» - это некий фотоотчет очень молодой (р. 1989 г.) и уже модной фотохудожницы Даши Ястребовой. Два года назад, когда снимался этот отчет, Даше было, наверное, 19 лет. Тогда она работала фотографом в клубе «Солянка», клубе для хипстеров или, как их еще называют инди-кидов («to be hip» - это что- то вроде «быть в теме»). Хипстеры, в отличие от хиппи, появились в России не слишком давно. И если хиппи – субкультура антибуржуазная, то хипстеры – вполне даже буржуазная. Так что, путать не стоит! В свое время, хозяйка галереи Ирина Меглинская нашла Дашу Ястребову в блогосфере. За несколько лет девочка сделала головокружительную карьеру. Может быть, потому, что она фотографировала не просто модные тусы, а хорошо знакомые и сильно любимые модные тусы: молодые- красивые лица, молодые-красивые тела, молодые-красивые пороки. Почти семьдесят фотографий на стенах галереи – это несомненно, талантливо и стильно. Хотя, как мне кажется, ей должно быть наплевать на всякого рода оценки, потому что она – хипстер.
До 15 апреля

В галерее ReginaBerloga - Саша Ауэрбах, Екатерина Борсук, Валерия Нибиру, Анастасия Потемкина, Анастасия Рябова, Ксения Сорокина, Алёна Иванова-Йохансон, Анна Титова –«Баксукирутем Ряброкйохтов»
Название выставки составлено из фамилий девушек: взято по три буквы из каждой. Все они – подруги. Всем – от 23-х до 29-ти лет. Все – прогрессивные. Все - надежда отечественной арт-сцены. (Одна из участниц, Анна Титова, уже включена куратором Биче Куригер в список художников основного проекта 54-й Венецианской биеннале «ILLUMInation»). Трешевый и многообещающий «Баксукирутем Ряброкйохтов» отличается «высоким напряжением» (так называется часть экспозиции, принадлежащей Анастасии Рябовой). «Мы решили сделать такую быструю выставку и только одни девочки, - говорит галерист Михаил Овчаренко. Идея выставки была моя. Я пригласил художниц, которые интересны лично мне. В экспозиции – объекты, инсталляции, графика». Чтобы лучше понять молодое искусство, просто необходимо прослушать комментарии одной из участниц, художницы Анастасии Рябовой. Она
показывает объекты разной величины и формы, обмотанные разноцветной изолентой.
«У меня философское образование. Я учусь в Высшей школе экономики на маргинальном философском факультете. Он отпадает от общего ритма университета, но нельзя сказать, что я сильно самоидентифицируюсь с ним. Здесь представлены куски материи, обмотанные изоляционной лентой. Это простой минималистский жест. Это минимум средств. Одновременно это - формальный ход – я обсессивно наматываю ленту на объекты (ЛН: обсессивно от англ. obsession — «одержимость идеей», навязчивое состояние при психическом расстройстве). Мне хотелось достичь эффекта катушки. Она тяжелая. Она материальная. Надеюсь, все удалось. Я занимаюсь искусством уже пять лет. Из специального образования у меня есть только художественная школа.  Думаю, что для современного художника уметь рисовать совсем необязательно. Методы выражения идей в современном искусстве уже преодолели классический этап традиционных техник. Уже появилось много новых других, и мы можем с ними работать. Мой выбор – интеллектуальное образование (первое – социологическое, второе – философское) не случаен. Для меня и в искусстве важен социально- политический контекст, в котором я существую. Моя эстетика опирается на это. Конечно же, я за свободу- равенство- братство. В каком контексте? Советский, американский, кубинский и другие варианты уже преодолены. Мы можем из них почерпывать опыт, но они не были идеальными. И капитализм не идеален. Единственный способ его преодолеть – дать ему пережить себя, как-то трансформироваться – это точно. Я считаю, что постоянно должны происходить какие-то процессуальные внедрения. На сегодняшний день это может быть все, что угодно: от политических интервенций, до больших революций…Революция           возможна, но вот вопрос, к чему она приведет. Религия? Я атеистка, материалистка. И работаю я, прежде всего, как видите, с материей и формой. Религия любопытна мне с исторической точки зрения, с точки зрения жизни и смерти. Умирать не страшно. Нет, мне не страшно, нет».
До 2 апреля

В галерее Проун – «День печати»
Рукодельная выставка «День печати» - это 100 коллажей, плакатов, объектов и видео. Коллаж (французское collage — «наклеивание» - приём в изобразительном искусстве, обозначающий наклеивание на любую основу другого материала, отличающегося по цвету и фактуре) как вид искусства появился примерно 100 лет назад. И русские и европейцы, и кубисты, и бубнововалетовцы любили это дело. Коллаж - это было инноввационно! Прошло сто лет, и коллаж стал абсолютной классикой. На выставке представлены произведения, в которых художники двадцатого века обязательно используют газеты, журналы и книги. Отсюда и название – «День печати». Здесь есть Джакометти и Родченко, Параджанов и Звездочетов, Илья Кабаков и Дмитрий Александрович Пригов. Работы из разных коллекций и, как всегда, хорошего музейного уровня.
Нам снова интересен коллаж, Может быть от того, что сознание наше где-то, как-то, частично, но все-таки – клиповое, коллажное. Это с одной стороны. А с другой – тактильность коллажа, его фактурность и рукодельность для человека, обремененного вкусом и любовью к искусству всегда будет приятна.
До 15 мая.

Арт Puzzle #21 Анастасии Полозовой>

Что может получиться из союза творческих личностей, мореплавателей и экологов, оказавшихся на одной шхуне в водах Северного Ледовитого Океана? Во-первых, увлекательное, хотя и опасное путешествие, во-вторых, захватывающая повесть об этом путешествии рассказывающая, и в-третьих – выставка, его иллюстрирующая.
Но относиться к выставке Леонида Тишкова только как к иллюстрации путешествия было бы не правильно, не смотря на то, что Тишков – гениальный иллюстратор. (вспомнить хотя бы его иллюстрации к Кэрроловской «Охоте на Снарка»).
«Арктический дневник» вполне самостоятельный проект. Конечно, без лондонских энтузиастов, болеющих за экологическую обстановку на планете, он бы не состоялся, но и без главного героя всех фоторабот - «Частной луны» - он не был бы таким ярким в прямом и переносном смысле.

«Частная луна» - придуманный Тишковым объект, по сути – двухметровый лайт-бокс в виде полумесяца. Тишков уже объездил с ним полмира. А для путешествия в Арктику его пришлось усовершенствовать - сделать складным и снабдить аккумуляторами.
Сама идея путешествия кажется немного абсурдной, как, впрочем, некоторые акции «зеленых». Двадцать творческих и физически мало подготовленных к морскому вояжу среди льдов и белых медведей, товарищей, да еще с двухметровой луной, которая для такого путешествия совершенно бесполезна и обременительна. Но в том и отличие искусства от жизни, что оно не содержит никакой прагматики и не заботится о практическом применении своих объектов. И именно из-за этой его особенности мы имеем множество удовольствий для глаз и души в виде картин, скульптур и фотографий.
А от фотографий Тишкова – не только удовольствие, но и ощущение покоя, безмятежности и тепла, несмотря на то, что сделаны они среди льдов, и связаны зачастую с риском для жизни.
Благодаря «частной луне» и без того фантастические арктические пейзажи приобрели сказочное звучание. Луна лежащая на берегу, висящая на вышке для хранения тюленьих туш, притаившаяся за охотничьей хижиной, катающаяся на льдине – зрелище тем более невероятное, что все это не фотошоп, а реальные кадры.
Творчество Тишкова всегда было полно сказочных существ, наделенных иногда вполне человеческими характерами и привычками. И если пофантазировать насчет луны, то она представляется доброй заботливой тетушкой, от света которой даже во льдах становится тепло и уютно, как дома, и огромные ледники кажутся просто фотообоями на стенах тетушкиной гостиной.
Кроме фотографий арктический дневник имеет еще и графическую - в виде рисунков Тишкова и литературную форму - в виде повести Марины Москвиной, жены художника и талантливого писателя.
Главной идеей путешествия было привлечь внимание к проблеме освоения Арктики и связанной с этим угрозой экологической катастрофы. Ведь таяние арктических льдов приводит к тайфунам и наводнениям по всему миру. Поэтому тишковский ледник с надписью «Я еще жив» вполне можно считать символом и всей этой экологическо-художественной акции.
Леонид Тишков. АРКТИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК
Крокин галерея
(ул. Большая Полянка, 15) до 10 апреля

Еще одна, отсылающая к сказкам выставка – работ Павла Леонова в Пушкинском музее личных коллекций.
Картины 90-летнего гения наивного искусства отнюдь не выглядят сиротками, хоть автор их и живет безвыездно в деревне Меховицы, а собравшая их искусствовед Ксения Богемская умерла в прошлом году. Наоборот - они полны жизни, фантазии, творческой уверенности и свободы, которая может быть только у таких полностью оторванных от социума творческих личностей, как Леонов. Кто сказал, что люди не летают? А медведи не музицируют? Может, у вас такого и не происходит, а у Леонова в его медвежьем углу – пожалуйста. Как придумал, так оно и есть – основной закон его творчества.
Кажется, что автор стоит за каждым своим полотном и голосом однофамильца Евгения Леонова, как в мультипликационных сибирских сказах, вещает о зверях невиданных, людях- великанах, ангелах, реках и морях изобильных, лесах непроходимых и механизмах удивительных. И рассказы эти хоть и невероятны, но так заражают мечтой о благополучной жизни, так зовут в светлое будущее, так самозабвенно приукрашивают прошлое, что им хочется верить, как строителям коммунизма.
Леоновские портреты иначе, как шедеврами не назовешь. Даром, что выполнены в наивном жанре и у автора только заочный народный университет искусств за плечами. Они тоже, кажется, говорят голосами своих героев. Не побоялся художник и знакомые лица изобразить – Пушкин, Гоголь, Крылов в Михайловском, где Пушкин читает «Мертвые души». Не важно, была ли такая история, смотришь, и веришь – была. Именно так стояли, именно так были одеты, и небо было ясное, и голуби за окном откормленные.
Вообще, Леонову можно только верить, как детям, сочиняющим невероятное про инопланетян и привидения. Иначе нельзя. Иначе сказка разрушится.
«Живопись Павла Леонова из собрания К.Г. Богемской»
Отдел личных коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина
(ул. Волхонка, 10) до 3 апреля.

После сказочных впечатлений итальянский фотореализм на выставке в Манеже тоже кажется не вполне реальным.
И, хотя, более 200 фотографий из коллекции Паоло Морелло – репортажная съемка в чистом виде, так и хочется усмотреть в этих кадрах что-то киношное. Чтобы вся эта кровь и нищета, и старость – бутафорские. А чтобы молодость и красота - поющие. Тем более, что классика итальянского кинематографа так нам близка и так нами любима. И ждешь в каждом сюжете того самого знакомого итальянского вкуса - пасты, женщин, моря. Ищешь, как опору, потому что всегда приятнее испытывать радость узнавания, чем напряжение от открытия и познания нового. Мы, зрители, удивительно ленивы в этом плане. И поэтому не можем в очередной раз оторваться от черного силуэта гондолы на Гранд канале, от Моста Вздохов и венецианского льва Джанни Беренго Гардина.
Но таких опор мало. Никто из репортажников не собирается спекулировать на традиционных итальянских штампах и поддерживать нашу визуальную леность. Поэтому вот вам площадь в Милане, графично разрезанная кусками снега и абсолютно белая Сан-Марко, застланная крыльями голубей. Даже привычные образы зашифрованы. Не говоря уже о бесконечных нищих детях, стариках и женщинах с толстыми грязными ногами. Несколько уравновешивают экспозицию итальянские пейзажи, изгибы холмов, перекликающиеся с изгибами женского тела на фотографиях Карлы Черати.
И, наконец, в конце, после жестоких кадров расправы из Будапешта зрителю дают отдохнуть и расслабиться. Феллини, Мастрояни, Софи Лорен кажутся после жесткости реализма почти родственниками. А театрально поставленные кадры Марио Ласаландра с сюжетами как для леденящего кровь триллера – милой сказочной историей.
«Итальянский реализм. Фотографии 1945–1975 гг. из коллекции Паоло Морелло»
ЦВЗ «Манеж
» (Манежная пл., д.1) до 24 апреля.

Здесь же, в Манеже декадентские опыты американских фотохудожников МакДермота и МакГафа. Эта парочка шутки ради моделирует прошлое не только в сюжетах, но и в технике фотографии. Ведь придумать новое в современном фотоискусстве уже практически не реально.
Снятые как-будто через вуаль леди и джентльмены из прошлого, цветы, старинные вазы и телефонные аппараты, обрамленные в темные деревянные рамы, выглядят как реальные фотоотпечатки 19 века. А эксперименты с цветом, как первые опыты цветной фотографии, когда весь кадр целиком заливался одним колором. Смесь эстетства, иронии и профессионализма – не самое худшее сочетание.
МакДермотт и МакГаф «Опыт занимательной химии: фотографии 1990–1890»
ЦВЗ «Манеж
» (Манежная пл., д.1) до 24 апреля.

Еще больше нового и интересного в ЕЖЕДневных Новостях Искусства@ARTINFO - http://www.iCKYCCTBO.ru
Пополнение 3-4 раза в день.

Юрий Пластинин


В избранное