Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Искусства@ARTINFO

  Все выпуски  

Новости Искусства@ARTINFO www.artinfo.ru/ru/news


Новости Искусства@ARTINFO
http://www.iCKYCCTBO.ru
в Сети, в Мире, в России, в Москве, в Питере, Веб навигатор (музеи, ярмарки, фестивали, периодика etc), периодика, фото и аудио репортажи,  "Theory is Sexy"  с Александром Соколовым, "АРТФон с Оксаной Саркисян", Арт-Лондон с Еленой Зайцевой, Венские заметки Лены Лапшиной, репортажи Михаила Молочникова из Берлина, SUPREMUS Zurich, "АРТикуляция" с Дмитрием Барабановым, Московский дневник Михаила Сидлина и другие специальные авторские проекты>
Выпускающий редактор - Юрий Пластинин


12.10.2010
N 242:

<<Осенний сезон на Винзаводе открылся. Некоторых звездных персонажей мы видим впервые.
Людмила Новикова. Выпуск
#1. 12 октября 2010>

<<Открытие Мультимедиа Арт Музея, Москва (МАММ)/ Музея «Московский Дом фотографии» 11 октября>

Осенний сезон на Винзаводе открылся. Некоторых звездных персонажей мы видим впервые.
Людмила Новикова. Выпуск
#1. 12 октября 2010.

Если начинать обход от входа по часовой стрелке, то первой галереей на вашем пути будет культовая и легендарная XL.
В XL- галерее проходит персональная выставка скульптора Сергея Шеховцова, известного публике прежде всего своими инсталляциями из поролона. (У него даже есть псевдоним ПОРОЛОН. Как говорит Сергей, псевдоним придумали для иностранцев, потому что фамилию Шеховцов им никак не выговорить). Выпускник Суриковского института, он умеет не только хорошо думать, но и хорошо рисовать, писать, лепить, резать и нисколько этого не стыдится. Ремеслу Шеховцов учился у знаменитого «суровостильца» Николая Андронова.
Новая инсталляция художника Big Battel на этот раз сделана не из поролона, а из пенопласта. «Это же новый мрамор», - говорит художник, - «Он прочный, как камень. Может на улице годами стоять. У меня во дворе кусок пенопласта уже несколько лет лежит. И ни дождь,  ни солнце ничего ему не делают». Вдохновляли художника древнегреческие войны – отсюда и  «новый мрамор» - пенопласт.
Инсталляция художника состоит из нескольких объектов. На переднем плане - корова с колокольчиком. «Она же символ мира, такой как голубь Пикассо, трогательный до слез». За коровой стоит воин с бластером в руках. Напротив - бластер огромных размеров выбирает себе цель (целится). Это не просто компьютерная война – это большая битва, Big Battel, война без границ.
Сергея Шеховцова объявили новым поп-артистом за иронию, радикализм образов, за поролон и пенопласт которые художник предпочитает всем материалам. Правда он скромно считает, что ничего нового не изобретал, да и Запад уже давно с полимерами работает.
Сергей Шеховццов был одним из первых русских участников биеннале в Сан-Паулу, представлял Россию в Русском павильоне в Венеции, участвовал в самых престижных мировых арт-ярмарках. Кстати, его полимерные скульптуры отлично выглядят не только в музейно-выставочном пространстве, но и в домашнем интерьере, что большая редкость для contemporary art.

Следующая - галерея Paperworks. В ней - выставка Виноградова и Дубосарского «Химки Life».
Самый коммерчески успешный дуэт художников Александра Виноградова и Владимира Дубосарского на этот раз представляет серию акварелей, почти этюдов. Их можно было бы назвать так, если бы они были, как положено, написаны с натуры, на пленере. Но художники выходили на улицу не с этюдниками, а с камерами. Используя вполне современные технологии, они сделали серию фотографий, которые послужили первоосновой, рабочим материалом для акварелей. Виноградов и Дубосарский всегда балансируют на грани экспериментального и хрестоматийного. Чего больше здесь, зритель увидит сам. «Химки Life» - это живопись про жизнь в подмосковном городе Химки, практически даже не городе, а пригороде, районе Москвы. Химки стали объектом пристального внимания живописцев, во-первых потому, что у них там есть мастерская. Большую часть рабочего времени они проводят в этом городе.  Во-вторых, художники стали проповедниками провинции, тихого и несуетного бытия. Они рисуют в своих акварелях улицы, где ходят простые и милые девушки, дворы, где тусуются хорошие парни, одним словом рисуют простую жизнь. Может это новая тенденция, а Виноградов и Дубосарский снова трендсеттеры?
До 23 октября.

Следующая галерея «ПРОУН». Она хотя и не работает с актуальным искусством впрямую, но отлично вписывается в галерейный винзаводской контекст. Здесь проходят выставки музейного уровня. Осенний сезон начался с Александра Лабаса, нежнейшего художника. Его дирижабли, воздушные шары и прочие воздухоплавательные аппараты завораживали и восхищали не одно поколение советских школьников. Кураторы выставки попытались реконструировать ретроспективу художника на Кузнецком мосту в 1976 году. Экспозиция так и называется «Александр Лабас. 1976 год. Кузнецкий мост. Воспоминание о выставке».  На очереди – еще один хороший советский художник Меер Аксельрод.

Дальще пройдем в галерею Art+Art Projects. Здесь целых две персональные выставки. Модный нидерландский фотограф Руд Ван Эмпель показывает серию «Выдающийся поступок». Это его первая и пока единственная выставка в Москве. Сибахромные принты на оргстекле выглядят абсолютно трехмерными. Изображения скомпилированы и гиперреалистичны. Чернокожие дети, стоящие в зеленых зарослях, в упор смотрят на зрителя. Две рыжие девочки близняшки – тоже смотрят. И два мальчика-близнеца – снова смотрят, прямо в глаза! Просто какое-то наркотическое очарование – все время хочется смотреть. А как смотреть перестаешь, думаешь, ну и что?
Метод работы у Руда Ван Эмпеля сложный и трудоемкий. Сначала в своей студии он делает постановочные фотографии профессиональных моделей. Одежду для моделей он снимает отдельно, на манекенах. Отдельно работает над сериями цветов, листьев, насекомых, животных. И, наконец, в фотошопе создает окончательный продукт.
Руд Ван Эмпель родился в 1958 году в городе Бреда. Там же учился в Академии изящных искусств Saint Joost, очень престижной Академии. Его называют вторым Отто Диксом (немецким художником, графиком, представителем экспрессионизма). Живет и работает Эмпель в Амстердаме. Амстердам город хороший, свободный, для художников удобный.
По 30 октября
.

Вторая выставка «Только крепости горят» – американского фотографа Максвелла Сноу.  Ему только двадцать шесть. Он живет в Нью-Йорке. Тусовщих, хипстер и эпатажник говорит, что у него нет намерения шокировать людей.
«Эти изображения, которые возникли в моем воображении или поразили меня, пришли ко мне во сне или повторялись снова и снова в моей голове. Я их создаю не для того, чтобы шокировать, а для того, чтобы сказать: «Добро пожаловать в мой мир». В серии черно-белых фотографиях Макса Сноу, представленных в Москве, есть что-то от ар нуво (модерна, либерти, югендштиля, сецессиона – как хотите). Может быть нас ждет нео нуво ?  
По 30 октября.

В «Айдан галерее» - выставка Оксаны Мась «HELIUM 3».
Герой инсталляции, как написано в пресс-релизе — самый легкий изотоп гелия. И это правда. Он применяться в термоядерных реакторах. Гелий 3 находится на Земле в естественной смеси изотопов гелия и его давно научились извлекать из этой смеси. Поэтому большинство нейтронных счетчиков основано на свойствах этого изотопа. Но больше всего его на Луне. И это очень романтично. А еще гелием надувают воздушные шары, И это тоже романтично.

Оксана Мась сделала инсталляцию из черных и белых шаров, искусно подсвеченных. И получилось не просто романтично, а страстно, почти сексуально. Оксана Мась уже давно – настоящая звезда не только украинского, но и российского искусства, легко работает с разными материалами и техниками, любит неожиданные фактуры и смыслы.
До 31 октября.

В галерее Риджина - персональная выставка немецкого художника Даниэля Рихтера «ANTI AWAY».
Художник сам приехал на открытие и выступил перед публикой. Он не стал объяснять, «что хотел сказать художник», просто предложил наслаждаться тем, что есть, то есть вернисажем. А насладиться здесь есть чем: скелеты, зомби, рокеры, собаки и пугают, и тревожат, и завораживают одновременно.
Рихтер начинал как абстракционист, а закончил (конечно, еще не закончил) вполне фигуративным искусством, таким новым немецким экспрессионизмом. Палитра художника яркая и насыщенная, энергичная и тревожная заставляет вспомнить и Мунка, и Шиле. Рихтер – один из самых знаменитых европейских художников. Его показывает и Бобур и Саатчи. Стоимость его работ приблизилась к миллиону. Пока нельзя сравнить с ценой на Пикассо или Уорхола, но уже можно, например, с ценой на Константина Коровина. Рихтер преподавал в Берлинском университете и в Венской Академии искусств. Он работает не только, как живописец, но как сценограф и декоратор. В частности он сделал декорации к опере «Лулу» в постановке Веры Немировой.
Одним словом, Даниэль Рихтер – настоящий классик современного искусства, звезда. И еще совсем молодой (р.1962) для художника. На выставке представлены и старые, и совсем новые работы, прямо из мастерской.
По 17 ноября.

В галерее Photographer.ru – мастер документальной фотографии американец Роджер Баллен и его новая книга «Меблированные комнаты» (2009). Очень хороший фотограф. Геолог по образованию (и не только по образованию, но практикующий геолог) любит фактуру, орнаменты, узоры и всяческие детали. Эта серия состоит не  из документальных фотографий, а постановочных, хоть снимал он все это в одной ночлежке Йоханнесбурга, реальной, грязной и криминальной.
До 28 ноября.

Новая Gallery White открылась только что. Вы можете ее не заметить. Она расположилась рядом с галерей Photographer.ru, а точнее на стене справа у входа. Gallery White – это просто белый шкаф, 3 х 1 х 0,5 метров. Пространство, надо сказать, специфическое, маргинальное. Показывают «Кости» молодого художника Евгения Антуфьева (кости не его, конечно). Черепа и скелеты разных животных и птиц, тщательно вываренные, отмытые и вычищенные горкой разложены на полке. Смахивает на кабинет биологии в школе или класс анатомии на худграфе.
До 7 ноября.

В Большом винохранилище – «Синие носы».
«Синие носы» – это прежде всего Вячеслав Мизин и Александр Шабуров. Время от времени к ним примыкают друзья и сотоварищи. Выставка-ретроспектива охватывает целых 10 лет – с 1999 по 2009. Это ретроспектива фильмов. Художники, как всем известно, самые наши знаменитые видиоартисты. Позиционируют себя как традиционные Иванушки Дурачки. Но мы то знаем, что Иван Дурак всегда оборачивается Прекрасным Принцем.

Мизин и Шабуров – большие теоретики и интеллектуалы, хоть и пускают фейерверки из трусов. В Венеции на биеннале 2005 года Мизин даже из-за этого чуть не пострадал. Все думали – так положено, когда штаны загорелись. А пришлось водой заливать. «Странные эти русские», - говорили рядом стоящие немцы,  - «мне еще дедушка рассказывал. Он у них в плену был». Героический эпизод с горелыми штанами тоже есть на выставке. Так что работают «Синие носы» не в шутку, а в серьез. Серьезно работают для люкса. Рекламу делают: водки «Абсолют», сумок «Шанель», бриллиантов «Сваровски».  Совсем как Дамиан Херст или Такаши Мураками. 
До 31 октября.
11 октября 2010 cостоялось открытие Мультимедиа Арт Музея, Москва (МАММ)/ Музея «Московский Дом фотографии», в рамках которого были открыты 3 выставки: «Флюксус: поживем - увидим…», выставка Сергея Берменьева «Иосиф Бродский» и «Избранное» из фондов музея «Московский Дом фотографии» (ул. Остоженка, 16).

МАММ является комплексом, который включает в себя широко известный в России и за рубежом Музей «Московский Дом фотографии». Новое название означает, что Музей значительно расширяет сферы деятельности и значительно выходит за рамки фотоискусства, она будет направлена на все актуальные жанры и направления в отечественном и зарубежном искусстве, на проведение полномасштабных проектов за границей. Также под эгидой музейного комплекса уже четвертый год работает Московская Школа фотографии и мультимедиа имени А. Родченко.
«Я счастлива, что после пяти лет кочевой жизни, мы возвращаемся в наш дом на Остоженке. Я благодарна зрителям, которые поддерживали нас своим вниманием все эти годы. Теперь я приглашаю всех разделить с нами радость возвращения в родной дом» - сказала директор МАММ О. Л. Свиблова  -  «К открытию Музея мы подготовили три выставки. Во-первых  -  это выставка-открытие легендарной группы «Флюксус», в которую входили Джордж Мациюнас, Йозеф Бойс, Нам Джун Пайк, Йонас Мекас, Йоко Оно. Во-вторых  - это фотовыставка Сергея Берменьева – одного из талантливейших российских портретистов. Наконец, это выставка фотошедевров из нашей коллекции. На ней мы покажем лучшие работы великих российских фотографов – Александра Родченко, Аркадия Шайхета, Карла Буллы, Георгия Петрусова и многих других…».
11 октября открываются 3 выставки.

Группа Флюксус выставка «Поживем- увидим…» Выставка представлена в рамках программы «Года Россия – Франция – 2010»,  куратор Бернар Блистен ( со-директор Центра Помпиду), комиссар Жаклин Фридман (Пассаж де Рец). 11 октября - 28 ноября 2010.
Выставка представляет одно из наиболее авторитетных художественных течений искусства 60-70 –х годов  20 века, в котором принимали участие такие звезды как Бен Вотье, Йоко Оно, Йозеф Бойс, Нам Джун Пайк, Йонас Мекас и др. Во главе этого течения стоял Джордж Мациюнас, эмигрировавший в Америку. Движение Флюксус стремилось стереть границы между жизнью и искусством, стереть границы между разными видами искусств, а также между зрителем и художником. Выставка Флюксус в 2009 году  с огромным успехом демонстрировалась в выставочном пространстве Пассажа де Рец. В нее включены работ из коллекций Бен Вотье, Луиджи Бонотто, других музейных и частных коллекций.
«Флюксус: поживем – увидим…» – первая выставка, посвященная движению Флюксус в России. По большому счету, это течение остается мало известным в мире. Это и неудивительно, потому что художники Флюксус во все время существования движения старались избегать привычных артистических институций, пытаясь разрушить сами принципы искусства.
«Флюксус»: о нем можно говорить и как о явлении, и даже как о юридическом лице. Это – сообщество художников и не-художников, участвовавших в коллективных акциях, и вместе с тем Флюксус – это специфическое отношение к искусству. Флюксус – организация, которой руководил художник и теоретик литовского происхождения Джордж Мациюнас, располагалась в США, Германии, Франции и Японии, имела почтовый ящик, каталог, высылала прейскурант по требованию, и кроме всего прочего обладала собственным духом, ориентированным, конечно, на свободу действия. 
Хотя работы художников Флюксус никогда не выставлялись в России, Россия и рожденные здесь авангардисты оказались в самом центре проекта Флюксус. Суть проекта  Флюксус – в стремлении
 соединить искусство и жизнь, – идея, вдохновлявшая группу ЛЕФ. Такое стремление есть свидетельство усвоения в начале 60-х опыта исторического авангарда. ЛЕФ предлагал заменить картины афишами, театр –демонстрациями, скульптуру – предметами быта. Флюксус, в свою очередь, предлагает отменить искусство, растворив его канонические формы в практике «интермедиа», частично освобождаясь от объекта в пользу воспевания тела и всего преходящего. Другими словами, речь идет о том, чтобы освободить поэзию от ее места рождения – текста – и вернуть ее в жизнь. Освобождение от логоса для исследования новых, сущностных и свободных форм выражения отсылает к зауми и Хлебникову, с которым Флюксус разделяет любовь к веселой шутке. Вспомним еще культовые фигуры  Эрика Сати, Марселя Дюшана и Джона Кэйджа, призывавших художников  Флюксус к использованию материала из жизни – все формы реди-мейда, – к отказу от собственного профессионализма и выражения своего я.
В 2009 году в Париже в центре искусства Пассаж де Рец была задумана и показана выставка «Внезапно лето Fluxus». Эта выставка не была ретроспективой: она строилась на архивных материалах, многие из которых ранее не публиковались, –в основе своей это было собрание Бена Вотье. Выставка рождалась в разговорах и общении в доме Бена в горах Ниццы. Бен Вотье еще в Париже обещал показать публике это замечательное собрание работ и материалов, порой интимного характера. К этому уникальному архиву – главному ядру выставки – были добавлены произведения из частных коллекций, в том числе итальянского собрания Луиджи Бонотто.
Работу над выставкой «Флюксус: поживем – увидим…» сопровождала дружественная и исключительная поддержка Бена и Анни Вотье. Ее куратором выступил Бернар Блистен. Ему помогала команда центра Пассаж де Рец под руководством Жаклин Фридман и при участии Валери Маффезоли…и др.
Выставка продлится с 11 октября по 28 ноября.

Выставка Сергея Берменьева «Иосиф Бродский» приурочена к 70-летию со Дня рождения  Иосифа Бродского  и года Бродского, объявленного Юнеско. Выставка с большим успехом экспонировалась в 2009 году  в  Венеции в рамках Русских культурных сезонов.
Портретный жанр – один из важнейших в фотографии. Стремительное развитие этого нового вида искусства в середине XIX века объясняется, прежде всего, стремлением людей запечатлеть себя и своих близких. Появление фотографического портрета не только изменило саму структуру исторической памяти человечества, но и трансформировало социальные механизмы массовых коммуникаций. Феномен звезд – один из важнейших сегодня, говорим ли мы о культуре, политике, социальной жизни – возникает тогда, когда появляется возможность тиражирования портрета звезды. Одной из первых это поняла Сара Бернар, которая не просто тратила огромное время, позируя фотографам, но и позаботилась о том, чтобы почтовые карточки с ее портретами стали поистине массовой.
В XIX – начале XX века звездами оказываются прежде всего деятели культуры: актеры, писатели, поэты, философы. XX век расширяет звездную фотогалерею портретами политиков, деятелей массовой культуры, светских персонажей. Несмотря на огромное количество фотографий VIP-персонажей и появление фотографов-папарацци, иконографический, узнаваемый образ персонажа создается на основе единичных и уникальных снимков, созданных немногими, но по-настоящему одаренными фотографами. Как говорится, есть много званых, но мало избранных…
Сергей Берменьев входит в мировую плеяду фотографов-портретистов. Уже с конца 1970-х годов в его архиве появляются фотографии культовых персонажей духовной культуры – не только российских, но и мировых. Надо представить себе, как трудно добиться того, чтобы звезда выделила время на специальную фотосессию. Это сложно даже для таких мэтров, как Арнольд Ньюман, Хельмут Ньютон или Ричард Аведон. Для советского фотографа, за плечами которого не было выставок в крупнейших мировых музеях, это, казалось бы, вообще невозможно. Однако небольшое портфолио, уже первые фотографии которого демонстрировали талант и уникальность видения автора, как волшебный ключик открывало Сергею Берменьеву путь к общению с самыми масштабными людьми. Звезда всегда сознательно или бессознательно знает свой масштаб и, как правило, безошибочно ощущает его в других, в том числе, в фотографе, создающем образ, в котором звезда узнает себя, образ, помогающий нам ее понять.
Сергей Берменьев всегда знал, кого он хочет снимать. И уже сам выбор его персонажей демонстрирует культурные приоритеты в литературе, кино и театре, музыке, политике, социальной жизни. Это не просто дайджест звезд, который можно найти в любом светском журнале, это внутренняя потребность контакта с масштабными личностями. Массовое признание многих из персонажей, позировавших Берменьеву, наступало позже, чем были сделаны их портреты. История съемки каждого из героев – отдельный рассказ, и я надеюсь, что однажды фотограф напишет книжку воспоминаний. На выставке перед нами только портреты. Лаконичная техника черно-белой фотографии была и остается самым выразительным средством искусства фотографии. Сергея Берменьева не интересуют формальные эксперименты с цветом, светом или композицией, хотя всем этим арсеналом он владеет в совершенстве. Его интересует внутреннее содержание человеческой личности и момент его проявления на снимке. Это момент, прежде всего, энергетический. Сергей Берменьев – локатор, улавливающий тончайшие психологические нюансы и умеющий соединить их в одном образе с предельной концентрацией. Даже если мы не знаем имени персонажа портрета Сергея Берменьева, мы понимаем, что перед нами человек значительный и значимый. В его портретной галерее нет случайных людей и случайных снимков. Путешествие по этой галерее дарит нам радость переживания от встречи с человеческим достоинством.
Ольга Свиблова

Экспозиция «Избранное из фондов музея Московский Дом фотографии». Эта выставка представит работы классиков российской фотографии от  середины 19 века до сегодняшнего дня, включая работы таких звезд российской фотографии как Карл Булла, Александр Родченко, Георгий Петрусов и др. Коллекция музея «Московский Дом фотографии»  насчитывает более 80 000 единиц хранения -  фотоотпечатков, негативов,  произведений видеоискусства и мультимедиа арт инсталляций. Видео работы также будут представлены в экспозиции, в том числе и видео, выполненные  студентами Московской школы фотографии и мультимедиа им. Александра Родченко.

Еще больше нового и интересного в ЕЖЕДневных Новостях Искусства@ARTINFO - http://www.iCKYCCTBO.ru
Пополнение 3-4 раза в день.

Юрий Пластинин


В избранное