Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Искусства@ARTINFO

  Все выпуски  

Новости Искусства@ARTINFO http://www.iCKYCCTBO.ru


Новости Искусства@ARTINFO
http://www.iCKYCCTBO.ru
в Сети, в Мире, в России, в Москве, в Питере, Веб навигатор (музеи, ярмарки, фестивали, периодика etc), периодика, фото и аудио репортажи,  "Theory is Sexy"  с Александром Соколовым, "АРТФон с Оксаной Саркисян", Арт-Лондон с Еленой Зайцевой, Венские заметки Лены Лапшиной, репортажи Михаила Молочникова из Берлина, SUPREMUS Zurich, "АРТикуляция" с Дмитрием Барабановым, Московский дневник Михаила Сидлина и другие специальные авторские проекты>
Выпускающий редактор - Юрий Пластинин


15.05.2008
N 222:

<<Органайзер Андрея Ковалёва #10.  Война неизбежна.
"...Вместо прямого и открытого жеста девяностых, новые политические художники с невинным видом оглаживают порнографические выпуклости вертикалей власти, ловко сливаясь с контекстом">

<<Арт Лондон #9 с Еленой Зайцевой. Официальное искусство эры демократии>

<<
"Алэн Бадью и Славой Жижек: произведение искусства в коррумпированном  обществе". Ирина Окунева.
Предлагаем, на наш взгляд, интересный в данный момент материал "Алэн Бадью и Славой Жижек: произведение искусства в коррумпированном  обществе". Момент этот определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, 14 мая в ГЦСИ прошла 2-я конференция "Капитализм как религия?", тема которой «Отчужденное искусство». Во-вторых, в Париже 16 мая состоится очередной семинар Алэна Бадью в Высшей нормальной школе, на котором в качестве приглашенного профессора выступит Славой Жижек. Самое время познакомиться со взглядами  двух заметных европейских теоретиков, если угодно, философов. Ю. П.

<<Информация о множестве выставок и других событий середины мая и далее>

<<Калининградский филиал Государственного центра современного искусства при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии, Фонда Форда и Фонда «Династия» объявляет открытый международный конкурс «Искусство и наука в эпоху постбиологии». Общим критерием для сбора работ является использование новейших технологий XXI века – роботехники, биомехатроники, био- и генной инженерии и т.д. – как средства при реализации художественных проектов.
Категории проекта: Искусственная жизнь / Робототехника / Техномодификация тела / Нейроинженерия / Био- и генная инженерия / Инженерия тканей, стволовых клеток / Нанотехнологии
Крайний срок подачи работ: 15 мая 2008 года. Детали и условия конкурса - http://www.ncca-kaliningrad.ru/videodoc

<<Культурный фонд «АртХроника» сообщает о начале приема заявок на соискание Премии Кандинского 2008 года. Премия будет вручаться во второй раз и является крупнейшей в мире наградой в области современного русского искусства. 
Прием заявок от соискателей пройдет в период по 1 июня 2008 года. В сентябре 2008 года состоится закрытый выставочный показ для членов Жюри, членов Попечительского Совета, Друзей и Спонсоров Премии. На закрытом показе определят лонг-лист авторов, работы которых составят экспозиции дальнейших выставочных проектов, основной из которых будет представлен в ноябре 2008 года в Центральном Доме Художника на Крымском Валу. В декабре 2008 года состоится красочное шоу – Церемония награждения победителей, в которой примут участие российские и зарубежные Арт-Звезды>

<<2 июня дедлайн 3-го фестиваля цифрового искусства Paraflows 08 в Вене. Тема фестиваля Утопия.
<<
15 июня дедлайн Abraaj Capital art prize с призовым фондом в миллион долларов. Арабские Эмираты, понятное дело. "Разгоняется" ярмарка Art Dubai 2009, поэтому 3 победителя конкурса будут призваны украсить и прослалвить предстоящую ярмарку своими незаурядными проектами. Форма заявки>
<<1 августа делайн VII уличного фестиваля видеоарта ПУСТО-2008, который пройдёт в Москве пройдет 28, 29, 30 августа. Длительность видео от 1 до 3 минут, в крайнем случае до 10. Для отбора желательно иметь работы в форматах DVD, для монтажа в программу  - DVD, miniDV, avi. Арт=директор фестиваля Ксения Перетрухина peretru@yandex.ru>

<<Еще много анонсов замечательных выставок>

Продолжение следует>

<<Ежедневно пополняемая информация о важнейших событиях на мировой, московской, российской, питерской, берлинской арт сцене <здесь>


1. <<Органайзер #10 Андрея Ковалёва.  Война неизбежна.

Главное событие, на мой непросвещенный взгляд - чудная акция в Болшево  ведмедиков, то есть группы "Война".  Полагается красивая конфетка за изощренное использование социального контекста. Правильное политическое искусство - это беспощадный анамнез языков общества. Это новость хорошая. Еще лучше - что никакие СМИ, даже желтые и оппозиционные ничего об этом событии так и не узнали. И это тоже часть диагноза состояния нашего общества и средств массовой информации. Штука тут простая - если пригласить журналистов, то ничего не получится. Сразу настучат. (Что и доказали 18 апреля анархисты, смывшиеся от совместного присмотра правозащитников и омоновцев и спокойно прошедшие с лозунгом "Долой ментовский беспредел" по Тверской). То есть можно сказать, что эпоха медийного активизма закончилась. Дорожка туда закрыта раз и навсегда.

Веселая ситуация. Левая общественность на The Grundrisse, занятая пылкими внутренними разборками, новых радикалов не замечает вообще.  Либерально-правозащитная общественность  рассматривает группу "Война" как чистой воды политических провокаторов. А стойкий защитник новопостроенных бастионов худинституций, Вася Баг, посылает учиться у Марины Абрамович, снимать хорошее видео, печатать дорогие принты и беседовать с философами. А группа "Война" - "По большинству признаков никакое это не СИ – несовременнное, непрофессиональное и вообще уж слишком похожее на розыгрыш".

Еще оринтироваться нужно на героев девяностых - "Те и поречистей будут, и пострадать сплошь да рядом были готовы". То есть ваш покорный слуга попал в переплет - ляминевым талмудом теперь направо и налево лупят друг друга по бошкам. И гр. Воротников удар отбил - "Ковалева ругать не хочется – лишь из-за масштаба проделанной им работы. /.../ Ковалев слабые тексты пишет, пусть и подробные, и с навязчивой позиции инсайдера, - но писать по-русски не научился – все нудно и манерно, с налетом советского искусствоведения. Вечная эта путаница в модернизме, журналистское пропихивание бесспорной второсортности в первые ряды".

Вину свою признаю, многое в талмуде своем бездарно упустил и преднамерено сократил. Зато твердо решил начать учиться писать по-русски (албанским владею свободно). Однако Монрошку славного не отдам. "Ковалев Мамышева в адепты высокого перформанса записывает. А бесконечно милому Владику такая запись вредит, и нужно обходиться с ним без посредства тупого критического рубанка. Ну какой же он перформансист, когда у него подчеркнуто критическая позиция по отношению к перформансной и акционистской деятельности; когда он постоянно профанирует эти занятия? У Владика стопроцентно классическое видение искусств". Тут, товарищи, вопрос не мировоззренческий, а методологический. Профанация жанра самым очевидным образом становится частью самого жанра. И потом, уважаемые коллеги, речь все же идет о такой области, которая находится в бесконечном потоке определения границ.

И все же скажу, что ребята очень приятные и правильные. Громить всех и вся - дело всегда очень своевременное и нужное. Отдельное спасибо, за то, что и старика Ковалева не забыли.

Ребята говорят Плуцеру "Мент Толик Осмоловский только еще хочет стать подментованным художником-перформансистом, он только еще заявил, что будущее левого арт-движения он видит под крышей МВД, радикальные перформансы - под охраной ОМОНа, а некоторые молодежные художественные группировки уже работают с ментами по-свойски". У бывш. тов. Осмоловского отличные выросли наследники. Кстати сказать, все девяностые он только планировал слиться с каким-нибудь реальным андеграундом. А эти - и в самом деле нашли каких-то "школьников".

Что же касается новейших технологий - то тут все типа креативно и современно. Вместо прямого и открытого жеста девяностых, новые политические художники с невинным видом оглаживают порнографические выпуклости вертикалей власти, ловко сливаясь с контекстом. Многие подумали, что за медвеженка оргию устроили какие-то разошедшиеся до беспредела "нашисты". А деревенские менты в Болшево не на шутку испугались, что это пропутинские отморозки выполняют очередное задание политтехнологов. Против линии партии и правительства выступать не решились, посему и сдались на милость победителя.  Взрослые дяди и в самом деле остерегаются выступать против линии партии и правительства.

А добрые молодые люди гордо всем рассказали: "Нас не скрутили! Даже теперь, когда художники сами пришли в мусарню с компроматом на самих себя. Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе, да? Война сама пожаловала к ментам – курировать и воспитывать". Конечно, запудрить мозги и скрыться - это какая-то подозрительно инфантильная и слабая позиция. Правильно было бы, конечно, набежать - и все взорвать. Но тут и придется мне скрипучим голосом напомнить, что ХУЙ на Красной площади милиционеры тож ведь сразу не распознали - им рассказали, что выкладывают-де геометрические фигуры.

Так что все прекрасно и удивительно. Но есть и одна очень неприятная деталь. Несмотря на весь свой молодежный напор, существует весьма серьезная опастность, что такие жесты будут помещены в закрытую нишу, для которой появилось уж новое название -"Неудобное искусство". Именно так и называлась выставка в г. Хельсинки, где показывали документацию акции группы "Война". Беда в том, что эта ниша, как водится, располагается за рубежами, так что никакого особого эстетического целеполагания не имеет. То есть все может получиться, как с героями русского бума, которые легко попались на удочку заочной политизации. И теперь их, к счастью в основном заглазно, попрекают тем, что они гнали и гонят "русскую чернуху" по заказу кровожадного врага. Но о Борисе Михайлове нужно как-то отдельно поговорить.

АК

2. <<Арт Лондон #9 с Еленой Зайцевой. Официальное искусство эры демократии

Прошедшие недавно выборы мэра города Лондона показали, что люди любят перемены. Выяснилось, что большинство лондонцев, в общем, были довольны восьмилетним правлением лейбориста по партийной принадлежности и социалиста по убеждениям Кена Ливингстона, твердой рукой наведшего порядок в транспортной системе столицы, и относились с подозрением к его главному сопернику Борису Джонсону, бывшему журналисту, ни разу в жизни не управлявшему чем бы то ни было. Однако большинство все-таки проголосовало за Джонсона, жизнерадостного блондина с безупречными манерами и эффектной шевелюрой. Конечно, здесь сыграла свою роль нелюбовь британцев с партийному боссу Кена и симпатия к молодому лидеру партии консерваторов. Но, в основном, как представляется, все соскучились и хотят чего-то нового. Интересно, что во время предвыборной кампании, во время которой каждый кандидат отчитался за всю свою жизнь, ни соратники Кена, ни его противники, не упоминали его деятельности по завершению ансамбля Трафальгарской площади, вызвавшей в свое время крайне оживленные дебаты в Великобритании. Ни одна из сторон не решилась поднять на свое знамя достаточно деликатный вопрос деятельности мэра-социалиста в области public art – видимо, потому, что до сих пор ни в одном лагере нет единодушного мнения на этот счет. И, может быть, напрасно этот вопрос обошли вниманием, потому что в эстетических предпочтениях этих двух политических деятелей ясно читается их позиция по отношению к обществу и политические цели.

Ансамбль центральной площади Лондона создавался в 20-е – 40-е годы XIX века в честь победы Нельсона при Трафальгаре, одном из важнейших морских сражений войны с Наполеоном. Четыре постамента по углам площади предназначались для конных статуй выдающихся деятелей империи, три из них установили, потом бюджет иссяк, после стала таять империя, и четвертый постамент остался пустым. После длившихся десятилетиями общенациональных споров о том, чью статую установить на главной площади столицы, выяснилась, что в Великобритании нет героя, относительно которого можно было бы прийти к консенсусу. И тогда мэр принял решение, достойное Александра Македонского: если нация не может прийти к согласию относительно одной статуи, статуй должно быть несколько, и они должны сменять друг друга через определенные промежутки времени. Кен объявил художественный конкурс, возглавив жюри, которое выбрало из шести проектов шорт-листа два: статую работы Марка Квина и  объект немецкого художника Томаса Шютте. Приняв такое решение, мэр поступил не как чиновник,  а как самый настоящий интеллектуал: превратив участок площади в территорию эстетических дебатов, он создал в центре города полноценное агонистическое пространство (термин, предложенный Шанталь Муфф): пространство, в котором могут сталкиваться различные противоборствующие проекты. Конфликт между разными группами здесь не маскируется под видом компромиссного консенсуса, но артикулируется в ясной форме, давая возможность каждой группе принимать участие в управлении, отстаивая свои взгляды и убеждения. Территория эстетического, как известно, лучше всего подходит для безопасного эксплицирования конфликта.

Первая из выигравших конкурс статуй, «Элиссон Леппер, беременная», когда ее открыли, вызвала бурю споров – и в художественном мире, и среди городских бюрократов, и в гостиных простых обывателей.  Моделью для скульптуры высотой более трех метров, высеченной из цельной глыбы белого мрамора, послужила Элиссон Леппер, инвалид, родившаяся без рук и с очень короткими ногами. Она позировала художнику обнаженной, будучи на девятом месяце беременности. «Статуя Элиссон представляет новую модель человеческого героизма», - комментировал свою работу Марк Квин, представитель известной плеяды young british artists и лауреат премии Тернера. Комитет по правам инвалидов назвал статую вдохновляющей, а пришедшая на открытие пожилая пенсионер по болезни сказала, что работа подвигнула ее исполнить, наконец, свою мечту поступать в университет. На открытии присутствовала и Элиссон с сыном. Элиссон профессиональный художник, работает в технике фотографии и живописи, одна из немногих, получивших королевскую награду за искусство (как Пол Маккартни). Еще в детстве, в интернате, она отказалась от использования искусственных рук, и пишет картины, держа кисть во рту. Ее смелый и открытый характер и неостановимое желание вести полную жизнь (она, к примеру, водит машину) привлекают к ней множество друзей, один из которых – Марк Квинн, создавший ее портрет в мраморе. Коллеги Элиссон и Марка по художественному цеху горячо приветствовали работу.

Но у статуи было и много противников. Редактор ‘British Art Journal’ назвал статую «отвратительной», поспешив добавить, что ему нравится модель, но вот, дескать, обработка мрамора подкачала – слишком она напоминает машинную. ВВС опубликовала короткие интервью с обычными людьми, пришедшими на открытие, и среди них были откровенно фашиствующие мнения о том, каким женщинам должно быть позволено рожать детей. Некоторые пожилые дамы протестовали против того, что «она неодета». Всем дали высказаться, но статуя спокойно простояла на своем месте, чуть дольше запланированного срока, не полтора, а два года, после чего ее сменил второй из победивших проектов.  За два года к Элиссон привыкли, хотя она, действительно, составляла диссонанс с конными статуями официозной имперской площади. Никто этого не отрицает. Но разве дело в безупречности форм? Мужчины на конях украшают площадь вовсе не из-за их мужественной внешности, а потому, что они сделали что-то важное для нации, не так ли? Но, коль скоро статуя на главной площади столицы государства являет собой демонстрацию ценностей общества в этом государстве, в данном случае это ценности, достойные уважения. Общество, поставившее на гранитный пьедестал в центре столицы статую беременной женщины-инвалида, по праву может собой гордиться. И это очень хорошо понимал Кен Ливингстон, когда принимал непопулярное решение о ее установке. Это открытое и внятное высказывание со стороны власти, манифестировавшей, что в этом обществе самые слабые и беззащитные являются видимыми. Пожалуй, такой образец официального искусства достоин уважения.

Теперь на «четвертом постаменте» высится легкая полупрозрачная конструкция из пластика, «Отель для птиц» Томаса Шютте. И, хотя ее формы смотрятся странновато на массивном граните и еще меньше готовы составить ансамбль с конными статуями, чем Элиссон, никто против нее не возражает. Все, похоже, согласились с тем, на центральной площади может быть разное искусство. И никто не против перемен.

Немного только настораживает обещание нового мэра Бориса Джонсона вернуть на маршруты старые лондонские автобусы с открытой задней платформой, которые ездили здесь всего несколько лет назад. В них можно было впрыгивать на ходу, не доходя до остановки. Прекрасные ностальгические создания инженерной мысли британцев, красные, двухэтажные, по которым сладко вздыхает каждый лондонец, были заменены Кеном на современные, скучные, с открывающимися дверями и достаточно долго стоящими на каждой остановке. Социалист Кен сказал, что десяти процентам жителей города неудобно впрыгивать в автобус на ходу – пожилым дамам, например. Поэтому все должны будут ездить на менее красивых, но более удобных для ослабленных людей автобусах с широкими  складными дверями и низкими платформами, на которые можно легко вкатить коляску. Теперь Борис Джонсон собирается вернуть старые автобусы, потому что они красивые и их любит большинство.

И старый мэр, и новый, выступают за демократию, но демократии консерваторов и социалистов отличаются друг от друга. И это проявляется в их отношении к эстетическим проблемам.  Мне, как искусствоведу, эстетика Кена, социалиста, ратующего за равенство, ближе, чем эстетика аристократичного Бориса. Потому что меня учили, что красота должна быть наполнена смыслом, и  форма не может быть отделена от содержания, так как сама по себе несет в себе важную истину о жизни и реальности. Борис же, ратуя за красивые автобусы, разделяет форму и содержание. И эта позиция напоминает вульгарную эстетику социалистического реализма. Тогда как старый мэр, Кен, в эстетическом отношении является истинным модернистом, т.е. занимает позицию, в которой искусство является чем-то более важным, чем простое удовольствие от красивой формы.


Еще больше нового и интересного в ЕЖЕДневных Новостях Искусства@ARTINFO - http://www.iCKYCCTBO.ru
Пополнение 3-4 раза в день.

Юрий Пластинин


В избранное