Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Искусства@ARTINFO

  Все выпуски  

Новости Искусства@ARTINFO http://www.iCKYCCTBO.ru


Новости Искусства@ARTINFO
http://www.iCKYCCTBO.ru
в Сети, в Мире, в России, в Москве, в Питере, Веб навигатор (музеи, ярмарки, фестивали, периодика etc), периодика, фото и аудио репортажи,  "Theory is Sexy"  с Александром Соколовым, "АРТФон с Оксаной Саркисян", Арт-Лондон с Еленой Зайцевой, Венские заметки Лены Лапшиной, репортажи Михаила Молочникова из Берлина, SUPREMUS Zurich, "АРТикуляция" с Дмитрием Барабановым, Московский дневник Михаила Сидлина и другие специальные авторские проекты>
Выпускающий редактор - Юрий Пластинин


20.06.2007
N 208:

<<АРТФон с Оксаной Саркисян # 20 <здесь> Медиализация. Интервью с Олегом Куликом, Дианой Мачулиной, Сергеем Шутовым, Яшей Кажданом, Максимом Крекотневым. Выступление Ольги Свибловой на презентации проекта российского павильона на Венецианской биеннале.

<<52-я Венецианская Биеннале. 10 июня - 21 ноября 2007. «Весь этот павильон о деньгах... Это один из самых наполненных с точки зрения русского искусства венецианских форумов вообще, может быть, за всю его историю... Я видел много Биеннале, но редко видел столь монолитную и цельную... Лучший павильон  - французский. Через него считывается вся французская литература от Натали Сарро до Мопассана... » - Виктор Мизиано о 52-й Венецианской биеннале

<<
VIII Медиа Форум ХХIX Московского Международного Кинофестиваля 25-27 июня 2007>
Тема медиа форума 2007 "Нагота". В конкурсной программе собраны как известные, так и молодые художники. Ряд презентационных программ познакомит любителей и профессионалов с работами Витто Акончи и Эрвина Вурма, Константин Бохоров подготовил программу "Открытое видео: модерн шаманизм, психо-быт и техно аларм". Состоится круглый стол "Сверхтелесность медиа-художниц".
<Программы Форума и полное расписание>

<<Олег Кулик в рамках программы «МОСКВА АКТУАЛЬНАЯ» в Центральном Доме Художника 26 июня – 29 июля 2007 года.
Организаторы: Правительство Москвы, Московский музей современного искусства, XL галерея, Центральный Дом Художника.
Куратор выставки – Елена Селина. Архитектор выставки – Борис Бернаскони.
Художник Олег Кулик на настоящий момент является одним из ярких представителей своего поколения и фактически самым известным русским художником на международной художественной сцене. Он – участник международных музейных проектов (Гентский музей современного искусства; Венецианская биеннале 1997, 2001, 2003 годов; Tate Modern; Музей Lehmbruk в Дуйсбурге; Музей Фрейда в Лондоне; Биеннале в Валенсии; Биеннале в Сан-Пауло; Музей современного искусства в Риме; Музей современного искусства в Антверпене; Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке и Бильбао). Произведения Кулика находятся в собраниях крупнейших музеев мира.
Российский любитель современного искусства хорошо знает Олега Кулика, чаще всего вспоминая проект человек-собака. Работы Кулика в России, как правило, экспонировались в рамках небольших персональных проектов или групповых выставок, и никогда творчество современного русского художника № 1 не демонстрировалось в полном объеме. Именно поэтому персональная выставка Олега Кулика станет третьим проектом в рамках долгосрочной программы «МОСКВА АКТУАЛЬНАЯ», ориентированной на стратегическое разрушение штампов и клише, окружающих современное искусство в России. Впервые творчество современного художника будет представлено как тотальный проект, заполняющий все пространство ЦДХ. Масштаб автора – Олега Кулика - и масштаб Центрального Дома Художника – самого большого выставочного зала Москвы – адекватны друг другу.
За свою сравнительно недолгую творческую карьеру Олег Кулик пробовал себя в разных жанрах. Тему прозрачности сменил радикальный перформанс, в рамках которого художник исследовал границы поля Культуры. Вопросы национальной идентичности трансформировались в моделирование «нового рая». Анализ традиционных «русских вопросов» привел к созданию гипотетического «Музеума» – инсталляции, в рамках которой были обозначены собирательные символы эпохи и культуры.
Все грани творчества этого художника тесно взаимосвязаны. В самом деле, исследование и расширение границ Культуры органично связано с вопросами национальной самоидентификации, а радикальный перформанс, трансформируясь в идеальные скульптурные формы «Музеума», обобщает международный культурный опыт. Творчество Олега Кулика - своего рода синтез основных вопросов современного искусства.
Кулик – один из самых интересных представителей художественного сообщества, яркая мультимедийная фигура, много делающая для пропаганды современного искусства у самой широкой аудитории, в том числе молодежной. Теле- и радиоэфиры, кураторские проекты этого художника во многом формируют и определяют современное художественное лицо России. В дальнейшем выставка планируется к показу в Государственном Русском Музее (Петербург) и, несомненно, станет крупнейшим культурным событием сезона 2007 - 2008.
Произведения на выставку будут представлены из собраний Государственной Третьяковской Галереи, Государственного Русского Музея, Московского Музея Современного Искусства, XL галереи и частных собраний.
Специально к выставке издан каталог-монография о творчестве Олега Кулика, а также отдельный каталог, посвященный тотальному проекту в ЦДХ. Планируется создание специального сайта художника>

<<25 июля дедлайн приема работ на конкурс 6-го Канского видео фестиваля, который пройдет 8-9 сентября 2007 года в городе Канске Красноярского края. Принимается только "короткий метр" продолжительностью не более 30 секунд. Правила участия. В Москве фестиваль представляет студия ВидеоДОМ: Большой Овчинниковский пер. 24, строение 5.


1. АРТФон с Оксаной Саркисян # 20 Медиализация. Интервью с Олегом Куликом, Дианой Мачулиной, Сергеем Шутовым, Яшей Кажданом, Максимом Крекотневым. Выступление Ольги Свибловой на презентации проекта российского павильона на Венецианской биеннале.

Что такое медиализация? Такое красивое слово, что так и хочется сказать нечто поэтическое типа: это не слово, - тронешь ее - тронешь человека. И все же, если  без поэзии, скорее всего именно человека и игнорирует медиализация, превращая его в некое новое существо, обладающее стандартизированными статистическими параметрами и привлекательностью потенциального потребителя.

Именно об этом предупреждает, исходя из собственного опыта работы c рекламными медиа Яша Каждан. Но это предупреждение старо как медиа - об этом были первые медиа произведения современного искусства на заре их возникновения.  К примеру, концептуальные видеофильмы 1973 г. – вербальные сообщения Ричарда Серра, апроприирующего теле экран для концептуальных высказываний:  «Телевидение поставляет людей», «Средства массовой коммуникации означают, что средство способно поставить  массы людей», «Корпорации, владеющие сетями, контролируют их».
Но с другой стороны, во всяком случае в России медиа с самого начала оказываются вожделенными союзниками искусства. Начало имеется в виду – Бульдозерная выставка, которая прозвучала именно благодаря медиа структурам, западным голосам и другим средствам массовой информации. Это событие произошло всего год спустя после выставки Серра, в 1974г. И именно медиа в 90-х заменяют собой отсутствующий «белый куб» искусства – автономную зону, где под бдительным присмотром садоводов – кураторов и арт критиков искусство должно произрастать. В 90-е годы художники спонтанно продолжили эту традицию. В отсутствии институций вышедшее из подполья современное искусство встало на дикую почву медиа и расцвел московский радикальный акционизм как дикий, но прекрасный цветок. Сегодня мало кто вспоминает выставки в ТВ галерее начала 90х, проект «Не верте им, они все лгут», но о медиальных подвигах радикального акционизма знают все.
Поэтому, стремление к медиализации, которое мы наблюдаем в деятельности всех институций российского современного искусства, кажется вполне закономерным. Символом этой медиализации можно считать установленный у здания ГЦСИ на Зоологической бульдозерный ковш. И политика ГЦСИ в премии «Инновация», о которой писалось в предыдущем выпуске, существенным образом направлена на медиализацию современного искусства.
Да и кто из русских художников сегодня не стремится стать звездой?  Русские художники всегда чувствовали нехватку медиа в художественном процессе. И это понятно – долгое воздержание от медиа в андеграунде сделало их ненасытными. Поэтому стоит понять и простить «детскую болезнь» звездности, которую переживает сейчас отечественное искусство.
Тем не менее, в отсутствии того критического опыта, который был в западном современном искусстве, сегодняшние медиа возможности могут оказаться весьма опасным испытанием для российского искусства. Увлекшись этой высокотехнологичной бижутерией, мы можем оказаться похожими на аборигенов, которых прельщает внешний блеск стеклярусов. Но представить себе современное искусство вне масс медиальной проблематики невозможно, ведь сегодня виртуальный мир настолько неотделим от реального, что провести между ними границу не представляется возможным.
Масс медиа предоставляют искусству очень большой спектр проблем: здесь и размывание границы между виртуальным и реальным миром, и проблемы манипуляции массовым сознанием, и эстетические вопросы, и антропологические аспекты. Мы коснемся лишь нескольких. Тех, и в той степени, какие на сей момент мы обнаружили в диких джунглях современного московского искусства.

<<Звезда

Безусловно, самой яркой звездой на горизонте российского современного искусства является Олег Кулик, который рассказал мне трогательную историю о Дюшане и Пикассо. Мне повезло. Я столкнулась со звездой Олегом Куликом у уличного ларька, и она охотно со мной побеседовала. По словам Олега, Дюшан как-то сказал, что художникам нужна медиальная фигура, которая будет легитимировать современное искусство в широких массах (ведь и на Западе было время, когда широкая публика с презрением относилась к художникам – авангардистам). Но как не увидеть в этой истории самого Олега Кулика, который взял на себя благородную миссию, используя свою известность, представить широкой публике современное искусство на выставке «Верю». Загадкой пока остается одно, кто же в этой истории Дюшан? Берусь предположить, что его роль в нашей ситуации играет Авдей Тер-Оганян. «Нужна медиа фигура, чтобы сделать наше искусство популярным. Потому что люди его не понимают. Они нас не поддерживают, потому что не считают это искусством. Нам нужна фигура, на которой было бы сконцентрировано все внимание и увидели бы в ней звезду как Дега или Каспара Давида Фридриха, со своей историей и метафизикой. И с тех пор идет конфликт между линией Дюшана и Пикассо. На самом деле никакого конфликта нет – это форма и содержание. Пикассо появился из общения с Дюшаном. Тем не менее, медиальный фактор вытащил это искусство. И с тех пор, как  всегда, как только художники не находят понимания у экспертов – они обращаются к народу. Что произошло в 90-х? Старики уехали, советские институции рухнули, и не было экспертного сообщества. И волей неволей экспертом стало общество. То, что сейчас происходит – это уже традиция 20-ти лет. У нас нет другой традиции кроме уличного перформанса, перформанса открытого для людей. Наше искусство больше ничего нового не предложило, кроме того, что оно открыто для людей. Но оно же от этого пытается отказаться – мы для экспертов, для эстетов, как на Западе. Нету экспертов и эстетов в западном смысле, где все разведено, структурировано. Мы  искусство и производим и оцениваем и живем в нем. И хорошо. ….
Какой должна быть звезда? Это не вопрос, хочешь, быть звездой или не хочешь. Звезда обязана: а)- всегда быть позитивной; б)- всегда работать; в)- уметь говорить с людьми…
Мы не адресуемся к какой-то конкретной среде, а только к публике, которая охватывается медиа. Медиа – наш инструмент. Не кисточки и краски, а медиа. ….<Олег Кулик>
Из соображений объективности прилагаем и вторую часть разговора с Олегом Куликом без всяких комментариев <Олег Кулик>.
Заметим, что в разделенном и структурированном западном мире, где собственно и возник феномен контемпорери арта, его отличительной чертой считается критическая позиция, и эта позиция противоречит позитивности  медиа звезды. Видимо тонкий по натуре Олег Кулик, почувствовав эту несовместимость, и предложил пересмотреть позиции  современного искусства в проекте «позитивного оптимизма», как было написано в подзаголовке выставки «Верю».

<<Реалити шоу

Еще один проект, который посвящен соотнощению высокой и низкой культур –  когда художнику предлагалось на время почувствовать себя звездой из реалити-шоу -«Коммуналка»,  изобретение Антонио Джеуза.
Все было как в настоящем шоу: художники, как тенейджеры в Доме 2, спят, едят, выполняют задания Большого брата-куратора. Конечно, в отличие от проекта новой позитивности «Верю», в этом проекте, так же стремящемся найти путь к широкому зрителю, используя простой и доступный ему язык, присутствует критический взгляд. Этот эксперимент не транслировался по телевизорам всей страны, и реальный выход этого проекта – видео фильм в формате арт хаус. Но все же грань между критикой медиа и тотального в него погружения художников оказалась в этом проекте размытой. Что собственно хотел сказать автор? Ведь не художники в данном случае «Автор», а куратор, который использует художников как персонажей своей пьесы, как марионеток в задуманном им спектакля. И действительно, выставка в некотором роде спектакль, как утверждает один из старейших кураторов …..  На мой взгляд проект ставил очень интересный вопрос о соотношении в создании художественного события (а ведь в масс медиальную эпоху именно оно становиться произведением искусства) роли художника, куратора и масс медиа. Если распределять доли влияния в художественном процессе, то роль художника окажется самая незначительная. Масс медиа – механизм, который использует главный криэйтор всего процесса – куратор. И реалити-шоу, как индустрия создающая небольшие звездочки, обнажает правду – звезда – кукла «в умных и уверенных руках». И видимо не понятым художниками осталось одно из заданий куратора нарисовать портрет своего соседа по шоу. Ведь портрет звезды, ее обязательный атрибут – маска. Эта истина не отразилась ни в одном из портретов. Однако художники, на мой взгляд, согласились принять участие  в этом проекте, именно из желания «влезть в чужую шкуру», исследовать феномен звездности и законы масс медиа изнутри.  Об этом говорила одна из его участников Диана Мачулина, которая понимала проект как свой личный эксперимент.

Вопрос: Есть медиа художники, а вы художники в медиа. Возможно, здесь присутствует нарциссизм. Художник – медиа звезда. Ты же медиа не занимаешься, ты используешь традиционные формы искусства. Мне интересно, что ты думаешь о медиализации искусства. И чем тебе интересна конкретно ситуация, когда художник оказывается в шкуре звезды. Как ты себя в этой роли чувствуешь?

Диана: «Я про камеры не думаю, они меня забавляют. Для своего проекта здесь я взяла скучное для многих задание академического рисования гипса. … Обманываются те, кто думают, что могут посмотреть на художника в реальности. В реальности …. Здесь мы занимаемся тем же, чем на самом деле, но они не видят, они акцентируют свое внимание на нас как на людях. Они ждут того же самого зрелища, что от других реалити шоу, что мы будем скандалить, завидовать. Мы им такого удовольствия не доставили и надо сказать, что не для зрителей дружим. Эта ситуация нормальная для выездных выставок, такое соседство, которое переросло в сотворчество.  И вот я обманула зрителя – я переставила свет слева на право  в своем эскизе. Но никто этого не заметил. Коллеги, увлеченные своими проектами, тоже не заметили моего ирреального переворота. Можно смотреть, но не видеть. Еще меня заинтересовало смещение.  В Интернете все идет с задержкой в 10 секунд. Они думают, что они нас видят – они видят не нас.

Вопрос: Художник часто берет на себя чужую роль. В данном случае, вы исполняете роль тех тинэйджеров, которые сидят за стеклом. Конечно, вы проживаете по-своему, де-кодируете стереотипы, но сам художник может стать медиа звездой? Или это полная утопия?

Диана: «Оксана, о чем ты говоришь! Ну, вот Олег Кулик, пока он был собакой, он был под вниманием видеокамер, но он был художником. Теперь он художником перестал быть и стал только медиальной звездой. Он работает только на популярность. Надо отдать ему должное, он очень четко чувствует желания масс. Как у нас появились конфликты с православием…. Выставка «Верю» хорошая в каком-то смысле,.  Есть там проекты качественные, есть некачественные. Но главное – это выставка по заявкам зрителей. Я не думаю, что художник может работать по заявкам, по крайней мере, если он от этого не дистанцируется, а искренне следует чужим желаниям. Он работает не как художник, а как медиа фигура. А мы в данном случае остались внутри арт сообщества. Мы не соответствуем запросам зрителей реалити шоу, сидим и делаем свои скучные проекты. Людей, которые не интересовались искусством и жизнь художников не заинтересует. Я боялась, что это немного дурного тона затея, но мне интересно работать в экстремальных условиях. Потом со зрителем интересно работать. Я знаешь, просчитала ситуацию и сделала перформанс «Совершенно безвозмездно». Я наливала водичку запыхавшимся после километров искусства, и они говорили: «какой хороший художник».  И расписывались. Такой некритический подход к выбору - они мне обеспечили зрительский иммунитет… Я пошла навстречу желанию зрителя. Потом, собрав огромное количество подписей на закрученную в рулончик бумагу, я сверху написала, что я, ниже расписавшийся обязуюсь голосовать за Путина, передать свое тело анатомическому кабинету и передаю после своей смерти все движимое и недвижимое имущество РПЦ. Они то даже не подозревали, что выполняют мои желания…. Ну где бы у меня была еще такая возможность собрать столько подписей» <Диана Мачулина>

В беседе с отцом российского медиа искусства Сергеем Шутовым, состоявшейся в той же «Коммуналке», Сергей пытался сбить пафос поднятой темы: что такое меди звезда и что такое современный художник. «Медиа звезда – это профессия. Художник это другая профессия. Многие художники, ни на какие медиа не вылезают. Можно стать медиа звездой, не умея рисовать картины, а можно стать замечательным художником не открывая Интернет эксплорер» <Сергей Шутов>.

Разговор получился категорический. Медиа художник Шутов никак не хотел  расставаться с натюрмортом с виноградом, расположившемся этажем ниже на Арт Москве. Но все же Шутов, надо признать, настоящий авангардист, он в своем творчестве стремится расширять горизонты и говорить что-то новое. К сожалению, художник Шутов не понял моего меседжа о критичности современного искусства по отношению к реальности и медиа реальности. И в этом он не одинок. Сегодня установка на позитивное искусство практически такая же как в соц реализме. Не только Шутов и Кулик ставят на позитивное искусство. Вот и Ольга Свиблова с командой художников подготовила для Венецианской биеннале абсолютно позитивный проект. Используя медиа технологии в таком количестве, в котором никто никогда в России и представить себе не мог, она выступает при этом с «позитивной критикой» медиа.

<<О главном

На пресс конференции в предверии Венецианской биеннале Ольга Свиблова рассказала о символичеком смысле названия проекта русского павильона и его содержании.

Многим показалось, что главная идея нашего павильона представить высокотехнологическое искусство. Однако это не совсем так. Кураторская идея Ольги Свибловой напрашивается на сравнение с партийной программой интернационального единства и светлого будущего всего человечества советской эпохи <Ольга Свиблова>

Ольга Свиблова: «В названии есть некий символический смысл. В начале 21 века, который ознаменовался новыми конфликтами, конфликтами межнациональными и межрелигиозными, есть определенная потребность человеческого мира в обретении новой позитивной мифологии, которая дала бы возможность думать спокойно и серьезно о будущем. Нам известно, что современное искусство второй половины 20 века в основном занималось ассенизаторской задачей  демифологизации тех утопий, которые исчезли с разрушением Берлинской стены. Очевидно, что современное искусство – процесс, который в первую очередь зависит от коммуникативных потоков. И самоопределение человека в современной реальности переполнено давлением масс медиа. А сегодня появляется новая реальность – Интернет, которая вообще изменит человека, на смену хомо сапиенс придет новый человек…»

И так как «дети – наше будущее» логично приглашение Свибловой к участию в проекте группы АЕС с их образом подростков,  существующих на грани гламура и иронии.

Ольга Свиблова: «Что такое наши дети, которые растут, бомбардируемые потоками информационными, и мозги которых в буквальном смысле промываются ими?» - задается вопросом куратор российского павильона. Приятно такое внимание к детям. Лишь после этой главной задачи, привлечь внимание к вопросам воспитания, Ольга Львовна перешла к вопросам государственного значения.

«Очень важно, что все участники нашего проекта показывают высокотехнологические проекты. Мы рискуем. Мы рискуем, что это все вообще не заработает. Эти инсталляции демонстрирует нам  как может работать современное искусство. И мы много сейчас обсуждаем, что Россия производит, мы говорим, что мы должны уйти с потребления наших национальных богатств ресурсных. Современное искусство давно стало высокотехнологичным производством, и оно определенным образом представляет уровень страны. Нам хотелось чтобы данный проект «Clik I hope», который как меседж ко всему миру показывает, что Россия может что-то производить».   

Критика различных аспектов медиа реальности – одиночество и перегруженность информационными потоками сознания современного человека стали темой инсталляций художников Бартенева, Понамарева, Мещерякова. Но самым удивительным кажется проект Юлии Мильер. Как-то на фестивале, посвященном нет-искусству, который устраивал Алексей Шульгин выступали с докладом западные художники, имен которых я сейчас к сожалению не вспомню. Они рассказывали, как легко создается хостинг, как можно быстренько привлечь внимание к любому ресурсу… Видимо Ольга Свиблова об этом ничего не знала, т.к. искренне удивляется тому, что за 5ть дней сайт посетило более 15 тыс. чел – такие посещения не грозят ни одному самому продвинутому, но не поддержанному коммерчески сайту.

Ольга Свиблова: «Сложная инсталляция из светодиодных экранов, которая называется «Поле одиноких сердец» Андрея Бартенева - это сложное высказывание о новом мире Интернета, где, казалось бы, все друзья, и где мы можем общаться со всей планетой. Но как на дискотеке, куда мы все стремимся, у нас есть инстинкт быть вместе, очень часто мы танцуем каждый сам  с собой. Быть вместе не всегда означает преодолеть одиночество. И встает вопрос, являются ли новое медиа панацеей от одиночества. ….. Юлия Мильер представит живую языковую конструкцию. Мы не знаем, почему люди кликают. И за 5 дней на него кликнуло более 15 тыс. человек, мы не знаем, почему люди это делают. Но кликая, выполняя это действие трудовое, потому что сегодня клик компьютерный – важнейшее трудовое действие.  Это важнее, чем кувалдой делать земляные работы. Кликая на этот I hope, выполняется какое-то магическое и сакральное действие, как когда мы попадаем в собор, нам хочется поставить свечку.  Я надеюсь – это своеобразная оберега, которая существует во всех языках. Есть счетчик, который подсчитывает … и текст пишется коллективным усилием. Это коллективный аккумулятор надежды. – я надеюсь…. Инсталляция Понамарева и Мещерякова «Душ» - модель существования современного человека. Реальный душ и в кабинке транслируется до тысячи каналов, и это создает чудовищную какофонию и действительно «промывает нам мозги». Это модель как существует человек сегодня.  Проект Пономарева «Волна» уже демонстрировался в Москве на 1й московской биеннале. Его голова осуществляет жест дуновения и показывает, что  художественной волей и демиургическим жестом можно управлять волной и указывает нам направление к горизонту и возможность нашего индивидуального порыва в мире массовых коммуникаций. И другая его инсталляция «Дворники».  Пять экранов, которые закрывают стену павильона, на которых транслируются те же самые телевизионные программы, а дворники реальной водой смывают это изображение и на его место выходит изображение горизонта. Это тот горизонт, который фиксируется камерами, установленными на крыше нашего павильона. Идет постоянная борьба дворников, смывающих эфирный поток. Можем ли мы использовать метафору Родченко, который писал, что мир нужно видеть утренними глазами. Мне хотелось, чтобы был позитивный меседж. Мне кажется он есть. Мне хотелось бы, чтобы можно было пережить катарсис». 

Пафос обновления, схожий с тем революционным пафосом, который мы улавливаем в цитате Родченко, несомненно создает ауру Российского павильона. Мы снова строим свой новый лучший мир и несомненно построим. 

<<О медиа по душам

Окунувшись в эти глобальные проекты, мне захотелось по душам поговорить со своим старым другом. Его мнение тем интересней, что Масим Крекотнев имеет самое непосредственное участие в работе единственного образовательного института в области современного искусства, к Институту проблем современного искусства <Максим Крекотнев>.

Крекотнев: «Нужно разделить сам медиум, функции которого часто связывают с его социальными практиками  воздействия на бессознательное массы. Раньше сам телевизор был символом Большого брата.  Отделить формы медиа трансляторов (любых) от критики подверженности художников желанию получить славу, богатство, стать популярным. Кстати, в области искусства нет прямой связи между успехом у народа и успешности художника (Шилов, Глазунов, например). И если, к примеру, о тебе пишет «Московский комсомолец», это не значит, что к тебе тут же придет коллекционер и скупит все твои работы. Все художники, хотя их всех можно определить как занимающихся современным искусством, все принадлежат к разным коммуникативным и экономическим зонам. Все поделено на зоны психологические. Они может, и пересекаются в медиа, но практически не пересекаются».

Я – ты хочешь сказать, что для художника автономная зона искусства важней?

Крекотнев: «Каждый изобретает автономию лично. Вопрос о внимании к медиа,  легитимировано желание заработать много денег, понравиться массе людей…  Это результат действия инстинкта выживания в условиях правого поворота. И с этим сложно спорить. Подобный поворот осуществляется на фундаментальной базе ценностей существования. Сейчас человек стремиться существовать без проблем, в праздности.

Я – но этот правый поворот так же включает в себя прогресс, работу с новыми технологиями, как позитивную программу улучшения жизни. Возможно, здесь происходит пересечение интересов. С одной стороны есть интерес того направления, которое описал ты, но есть и левая критика, для нее тоже это актуальная тема. Вот «Коммуналка», например, может ли она считаться критикой или это желание стать медиа звездой?

Крекотнев: «Я думаю, что Антонио хотел провести исследование в изменение способов существования современного искусства, в его сближении с механизмами и ценностями шоу бизнеса. Он проверяет харизму художников, которая реализуется внутри их узкого круга в условиях привлекательности для массового зрителя. Но проект оказался слишком экспериментальным, поскольку людей практически забросили. Люди соглашались оказаться вдруг на Северном полюсе. В результате у них вышел «Сквот2», вместо «Дома2». В результате вышло, что это довольно классичекий рутинный пеформанс, плюс перформанс продолжает в виде документации существовать в истории. В принципе по структуре это классический перформанс с участием медиа. Мне кажется, здесь не произошло эксперимента над материалом медиа, только соблазнение искусства массовой культурой…. Показательно также, что художников медиа звезд мы имеем только в 90х, но не среди молодых художников. Профессиональная звезда (Влад Монро) отказалась от участия в медийности». 

Я – Монро послал младшего брата.

Крекотнев: «Все же элитарный характер современного искусства продолжает доминировать».

<<Позитивно-трезвый взгляд

После долгих поисков мне все же удалось найти эксперта в медиа. Яша Каждан не только работает с медиа символами как художник, но и профессионально занимается рекламой. Как художник новой постсоветской генерации он не чувствует идеологического давления медиа – для него это сугубо коммерческое пространство. Однако позитивистские настроения распространенные в художественной среде ему не чужды <Яков Каждан>.

Каждан: «Все что связано с брендами, во всяком случае в русском искусстве, связано с поп артом. Однако сейчас ситуация изменилась. Если для Уорхола Кока-Кола была частью демократии, то сейчас бренды стали больше людей.  Бренды готовы уничтожать людей…».

Я- Но в твоем творчестве не критический подход к брендам, на мой взгляд.

Каждан: «Не критическим его сделать очень сложно. Я пытаюсь. Мой подход … я считаю, что реально нет никакой стратегии, которая может бороться с брендами. Поэтому есть только способы освоения этого пространства. Такой опыт. На уровне идей и стратегии – это так. Я еще попытаюсь сделать еще в этой области что-то насколько это возможно. Еще один проект готовлю…  В моих работах есть поп-артистский смысл, но моя позиция не совсем поп-артистская. Я не дружу с брендами. Мне они не нравиться.

Я- Ты же, кроме того, что выступаешь как художник, работаешь в рекламе.

Каждан: Для меня опыт рекламы и современного искусства противоположен. Я пытался для себя понять, где грань между ними. Реклама всегда хочет быть искусством, но у нее это никогда не получиться. Реклама всегда имеет цель, а искусство бесцельно. Все что я делаю в искусстве – моя абсолютная свобода…. Государство практически разрушено, есть только власть корпораций. 

Я- но художник в современном искусстве тоже становиться брендом…

Каждан: «Я думаю это заимствования языка, но диктуют его большие бренды, я об этом виду речь. Пока за исключением умерших художников… никто не построил никакой империи. По сравнению с международными корпорациями бренды современных художников не имеет веса, они будут делать то, что им завещают…

Я- ты предупреждаешь нас об опасности?

Каждан: «Я не чувствую пророческой миссии. Я просто высказываю свое мировоззрение. Мой посыл скорее позитивный. Я пытаюсь найти место человеку в этом мире.

Я- спасибо, я рада, что ты продолжаешь идеи гуманистического искусства.

Каждан: «Я просто пытаюсь выжить. Мне очень близка идея Андрея Парщикова, который развивает теорию сверхновой вещественности. Он сейчас будет делать проект в фонде «Современный город». Действительно, вода на экране более реальна, чем реальная вода, гамбургер – более реальный на экране, чем в руках. Экранный образ желанней настоящего мира.

Я- Возможно, прежде чем настанут «лучшие времена» для критики должен распространиться пессимизм по отношению к медиа возможностям. Пока у нас скорее восхищение.

Каждан: «В Европе, Америке телевидения меньше. То есть его больше, больше программ, но его меньше, потому что люди меньше доверяют ему. Для нас пока медиа пространство реальней чем, реальный мир.

<<Постмедиализация

Позитивность рекламы (потребительской пропаганды), как неотъемлемой части масс медиа и социалистического реализма (как пропаганды идеологической), всегда бывшего для российского современного искусства альтерэго, все глубже укореняются в московском современном искусстве. В каком-то смысле эту ситуацию можно сравнить с современным искусством послевоенной Германии. Тогда в разрушенной войной стране, принявшей свою вину, искусство находилось под сильным влиянием американского искусства, в разрушенной стране его нельзя было отличить от рекламы.  Российское искусство сейчас тоже сложно отличить от рекламы, возможно и в российской ментальности постсоветской эпохи обнаруживается чувство вины...  Но нас больше интересует не эта психоаналитическая проблема, а факты, проявляющие симптоматику времени.

Несмотря на стремления Максима Крекотнева «разделить» мой фатальный вопрос о медиализации на 1) социальное явление и 2) желание художником славы, пока нам это не удается. Все как-то не дифференцировано.  И  на фоне этой неопределенности положения художника, как потенциальной медиа звезды, появляются художники – модели, дизайнеры, шоу-мены. Их позитивность и стремление понравиться преобладает над необходимостью, которую ставит современное искусства – сделать высказывание.  Все наши усилия сейчас направлены на соблазнение медиа с минимальной провокационной и нулевой критической позицией.

Возвращаясь к первому выпуску завершающегося художественного сезона 06-07, вспомним о молодых художниках. В атмосфере повсеместных позитивистских настроений они оказываюмся так же подвержены этой тенденции. В отличие от поколения художников сложившихся без кураторов и галеристов, они не обладают сильной личной авторской позицией. Она формируется под давлением зрительского, коммерческого и институционального заказа. Возможно куратор нового поколения Андрей Парщиков в своем проекте «Сверхновая вещественность» предложит новый взгляд на реальность масс медиа. Это мы увидим в следующем году в Фонде «Современный город» …

До новых встреч в эфире! Дмитрий Барабанов

2. <<МЕДИА ФОРУМ ХХIX Московского Международного Кинофестиваля. 24 - 27 июня 2007 года.

МЕДИА ФОРУМ ХХIX Московского Международного Кинофестиваля. 24 - 27 июня 2007 года.
www.mediaforum.mediaartlab.ru Организаторы: Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб», МЕДИАФЕСТ

Тема года: «Nudity:GAME CONSOLE / Нагота: игровая приставка»

>Программы VII Медиа Форума 

Полное расписание 8 Медиа Форума

25 июня, понедельник
13.00 – Пресс конференция Открытия Медиа Форума, кинотеатр Октябрь, пресс-центр

26 июня, вторник
кинотеатр «Октябрь», 11 зал
14.00 – «Похищение Сабинянок», Ив Суссман и Руфус Корпорэйшн, США, 2006, 80’00’’
20.00 – «Похищение Сабинянок», Ив Суссман и Руфус Корпорэйшн, США, 2006, 80’00’’
Фонд «Эра»
15.00 - Круглый стол «Культурное сотрудничество он-лайн». Мастер-класс Анжелы Пломан (Нидерланы) «Использование онлайновых технологий для продвижения сотрудничества между художниками и деятелями культуры в Европе».
18.00 - Открытие выставки работ Вито Аккончи «Performing myself», США.
20.00 - Программа «Открытое видео: Модерн шаманизм».

27 июня, среда
кинотеатр «Октябрь», 11 зал
14.00 - Конкурсная программа «Нагота: /игровая приставка/»
18.00 - Конкурсная программа «Нагота: /игровая приставка/»
20.00 - Ретроспектива видеоработ Эрвина Вурма «Человек, который, чтобы сделать скульптуру, обогнул мир», Австрия
Фонд «Эра»
12.00 – 21.00 Выставка Вито Аккончи «Performing myself», США.
15.00 – Дискуссионный клуб «Нагота: /игровая приставка/».
Выступление Анне Нигтен (Нидерланды): игровой опыт искусства.
Лекция Дмитрия Булатова (Россия) «Третий модерн: обнажая медиа. Технобиологическое произведение искусства».
Презентация проекта Ludvig Society - «Pong dress» – интерактивный перформанс Маргарет ЯманН (Австрия - Швейцария).
20.00 - Программа «Открытое видео: Психо-быт».

28 июня, четверг
кинотеатр «Октябрь», 11 зал
14.00 – Ретроспектива видеоработ Эрвина Вурма «Человек, который, чтобы сделать скульптуру, обогнул мир», Австрия
20.00 – «Похищение Сабинянок», Ив Суссман и Руфус Корпорэйшн, США, 2006, 80’00’’
Фонд «Эра»
12.00 – 21.00 Выставка Вито Аккончи «Performing myself», США.
15.00 - «Сверхтелесность медиа-художниц»: круглый стол, показ видео-программы. Выступление Ирины Аристарховой (Россия), Нины Цегледи (Канада - Венгрия), Елены Ковылиной (Германия - Россия) и др.
20.00 - Программа «Открытое видео: Техно аларм».
21.00 – Закрытие Медиа Форума. Показ фильмов-призеров конкурсной программы.

Кинотеатр «Октябрь» м. Арбатская, Смоленская, Новый Арбат, 24, (495) 545 0505
Вход по билетам к-ра Октябрь.

Фонд «Эра» м. Смоленская, Трубниковский пер., 13, стр. 1, (495)290 5146
Вход свободный.
По возможности подтвердите свое участие - information@erafound.org


>Программы VII Медиа форума. 

Тема Медиа Форума 2007 — «НАГОТА».

Нагота в философии эпохи постмодерна выступает ипостасью такого важнейшего понятия как телесность. Она выражает в пределе свойство постмодернистского «тела без образа» (Делез) быть экраном желаний. Тема, таким образом, ставит следующие проблемы в медиаконтексте:  
- преодоления наготы экрана в пространственном взаимодействии с медиа, в интерактивности;
- снятия чрезмерной технологичности почти до состояния лоу-тех и выход из виртуального в реальное, возвращение к физическому телу;
- перформативности, которая дает возможность телу при взаимодействии с медиа из объекта желания превращаться в инструмент современной критической рефлексии;
- «Божественной комедии» — обнажающихся масс-медиа, создающих пародии на самих себя.

При выборе темы организаторами двигала идея нового антропологического идеала, новой меры вещей медиа эпохи.  

Программа МФ 2007 состоит из :  
- конкурсной программы;
-
презентационной программы;
-
круглые столы, дискуссии, семинары.

1)       Конкурсная программа (Подробная информация о конкурсной программе на официальном сайте 8 Медиа Форума www.mediaforum.mediaartlab.ru)

Конкурсная программа «Nudity:GAME CONSOLE / Нагота: игровая приставка».
Игра — это фундаментальный принцип медиакультуры. Игра универсальна, она присутствует в любом критическом или  художественном высказывании, так что даже те, кто пытается ее деконструировать, всего лишь игроки. Да здравствует общество нагих игроков!
На конкурс было прислано более 250 работ, лучшие из которых были отобраны для показа. Призеров будет выбирать международное жюри, председателем которого станет крупнейшая американская видео-художница и режиссер Ив Суссман (США).  В члены жюри также вошли: известный художник Виктор Алимпиев (Россия) и международный куратор Нина Цегледи (Канада-Венгрия).

Общее вздрагивание
(Юлия Абрамова, Александр Любин), Россия
Без названия, 2006, 6’28’’

Немецкие ангары для гидросамолетов на Балтийской косе долгое время эксплуатировались советской армией. В 90-е годы, с расформированием военных частей, они переходят в новое состояние — состояние неопределенности грандиозных развалин. Обнаженные стены, яркие цвета и грустная русская музыка...

Группа «Общее вздрагивание». Была образована в конце 2005 г. Название группы происходит от термина, введенного в понятийный аппарат физиологии великим русским академиком И.П. Павловым. Из техник предпочитает акционную деятельность, фотографию, видео-арт.

Галина Шевченко, США
Совместная работа со Спенсером Бейкером
Танцы с Мондрианом, 2006, 4’44’’

Геометрия и плоть, изгибы мускулов и совершенные прямоугольники сталкиваются и растворяются в этом бесконечном дразнящем танце. Эхо современности и следы классики прошлого сосуществуют и питают друг друга движениями и объемами, линиями и тенями, эмоциями и жестами.

Галина Шевченко, 1972, Москва. Живет и работает в Чикаго с 1993. Художница, виджей, работает в жанре видео-арта.

Ортанс Готье и Филипп Буанард, Франция
HP Process [проект тело-код], 2006, 14’00’’

Подчиненный синергической логике и логике реального времени, [проект тело-код] — эксперимент, основанный на взаимодействии между телом, живым звуком и видео. Суть перформанса — проблема отношений между реальным и виртуальным телом, которая исследуется через социальные, политические и биологические детерминативы женского тела, и влияние на него игр потребительской семиотики.

Ортанс Готье и Филипп Буанард – французский дуэт, их трансмедийные цифровые работы используют видео, звук и перформанс.

Елена Ковылина, Россия
Живой концерт, 2005, 7’00’’

На вернисаже художницы одновременно происходят два совершенно не связанных между собой события: фортепианный концерт и стриптиз на рояле. Видео показывает заключительную часть действия: обнаженную стриптизершу, отдыхающую под звуки музыки. Что это: вульгарный жанр вмешивается в классический ритуал культуры или пианист мешает публике наслаждаться обнаженным женским телом?

Елена Ковылина, 1971. Училась в Медиашколе Цюриха, в Институте современного искусства в Москве и у Ребекки Хорн в Берлине. Автор радикальных перформансов, в которых она экспериментирует со своим телом и с социальными ситуациями.

Амагюль Менлибаева, Казахстан
Степное барокко – 2. Посвящается моим семи
предкам, 2003, 6’20’’

Вслед за основателем алмаатинской художественной сцены Рустамом Хальфиным стала активно использовать в своих видеоработах «мифопоэтический нарратив». «Я представляю течение “панкромантический шаманизм”, — говорит о себе Менлибаева, — где древние традиции и мистические законы казахского искусства совмещаются с раскованными поисками панков, которые, конечно, знают о трансавангарде, но не хотят вплетаться в какое-либо направление, а используя свой индивидуальный опыт, делают только то, что им интересно».

Амальгюль Менлибаева, 1969. Родилась в Алматы. В 1992 г. окончила Алматинский Государственнный театрально-художественный институт им. Жургенева, факультет декоративно-прикладного искусства. Выставляется с 1995 г. Живет и работает в Алматы и Бишкеке.

Ю Араки, Япония
Ванна, 2006, 3’55’’

Один человек, одна ванна и резиновая утка: маленькая бытовая драма.

Ю Араки — cкульптор, закончил университет Вашингтона в Сент-Луисе в 2007 г. Награды: Риске.

Мари Юлия Болланси, Бельгия
Линия огня, 2006, 6’52’’

Эта работа о людях, о их жизни, смерти и поисках на ничейной земле между ними. «Я пытаюсь распознать подспудные течения в отношениях между людьми и сформулировать это в своей работе (чтобы зритель глубже осознал свою принадлежность к человеческому роду). Я хочу пересечь границу воспринимаемого. Я уверена, что современное общество отчаянно нуждается в том, чтобы увидеть свои незримые основополагающие мотивы и истоки».

Мари Юлия Болланси, 1960. В своих видео художница занимает позицию наблюдателя и в то же время переводчика общечеловеческих вечных тем. В перформансах использует собственное тело, чтобы создавать шаманские образы. Ее инсталляции создают напряженное пространство между первичной материальностью, поэзией и эстетикой фотообраза.

Мария Шарафутдинова (Маша Ша), Россия
Кровать, 2005, 1’00’’

В кадре девушка, обнаженное тело которой втиснуто в детскую кроватку. Кровать с решеткой – символ избыточной безопасности, граничащей с насилием. «Рождение, жизнь, смерть – вечная тайна» – комментирует художница свою работу.

Мария Шарафутдинова (Маша_Ша), 1982. Видео дает ей средства выражения различных аспектов конфликта женского тела с социальными и физическими обстоятельствами. Живет и работает в Санкт-Петербурге.

Наталия Ламанова, Россия
Готов к труду и обороне! (Виртуальные марки), 2005, 4’00’’

Видео, являющееся частью проекта «Виртуальные марки», посвященного 150-летию первой русской почтовой марки, отмечавшемуся в 2005 году. Другие части: «Фауна. Космос» и «К 100-летию Германа Виноградова. Герман на V съезде пионеров. Артек, 2005». Выполнен в технике анимации фотографий, технология флэш.

Наталия Ламанова, 1964. Окончила Московское высшее художественно-промышленное училище им. Строганова. С 1998 года занимается сетевым, цифровым искусством и стэмп артом. Автор проектов «Канализации всех стран соединяйтесь!» (с 2000 года) и «Московская Артистамп коллекция». Обладательница приза «Диджитал эксклибрис» (Niklaas, Бельгия) и др.

Евгений Привалов, Молдова
Любимый, 2006, 2’20’’

Фильм «Любимый» состоит из одного плана: в кадре герой фильма, мужчина, ест торт. Так в жанре «видеоарт» автор рассказывает историю мужчины и женщины, которая не требует слов, так как слова при этом великом чувстве не нужны. Такова она, Любовь!

Евгений Привалов, 42 года. Родился в Кишиневе. Закончил в 1994 году МГИК по специальности «Режиссер кино и телевидения». Основал студию Privalov Cinema Studio. Снимал фильмы, клипы, развлекательные шоу, экспериментальные фильмы. Как режиссер поставил четыре спектакля.

Андрей Устинов, Россия
Скажите «А» (Sagen Sie A), 2006, 3’27’’

Пародия на выпуск новостей. После короткой заставки на экране возникает телемодератор. В правом углу экрана появляется надпись «Скажите А» и телемодератор произносит «А». Камера отъезжает и рядом с модератором появляется монитор с тем же фрагментом. Зритель оказывается вовлеченным в бесконечный медийный туннель. Конечным звеном движения сквозь туннель оказывается картинка на дисплее камеры, снимающей сцену съемки. В студии без штанов сидит одинокий телемодератор.

Андрей Устинов. Учился в Художественно-промышленной академии им. В.Мухиной, на курсах Ю.Соболева, в Институте Про Арте, в настоящее время — студент Высшей школы искусств в г. Кассель. С 1998 года участвует в выставках и фестивалях.

Джеффри Алан Родс, США
Зеркало/Бабочка, 2006-2007, 5’00’’

Через зеркальный образ художник постигает и преодолевает свое тело.

Джеффри Алан Родс, кинорежиссер, писатель, музыкант. Получил степень кандидата искусств в Университете штата Нью-Йорк. Баффало, в 2005. Опираясь на свой опыт композитора и исполнителя, Родс сочетает в своих работах формальные зрительные и звуковые структуры с интуитивным гештальтом импровизации. В его последних работах рассматриваются концепции времени и опосредованного взгляда сквозь разбитый экран, а также слияния различных медиа.

Volga Drive (Александр Гнутов, Саша Кулик), Россия
Санёчек, 2006, 2’00’’

Манифест нового российского искусства: православие + биотехнологии + спорт. Новый русский художник Санечек объясняет весь расклад. Он собирается стереть с лица земли всю установившуюся иерархию в области актуального искусства, грядет смертельный бой с Ильей Кабаковым, Джефом Кунстом и Энди Уорхолом. Санечек тренируется, путь художника-самурая, противостояние московского концептуализма и саратовского культуризма.

Группа Volga Drive (Александр Гнутов и Саша Кулик) возникла в Саратове в 2003 году после прослушивания цикла лекций Ольги Шишко и кристально панковского обучения в институте ProARTE (С.П-б). После периода адаптации в Москве группа Volga Drive посильно вливается в московскую артистическую жизнь, посещает вернисажи, концерты и тусовки, участвует в фестивалях и выставках.

Лукас Воссоги и Михаэль Камлер Филм Продакшн,
Австрия
Не туда, 2005, 4’00’’

Представь: ты голый... совсем один…они где-то рядом, и они настигают тебя…ты сделал неправильный выбор, и за это придется заплатить. Куда идти? Где спрятаться? Куда бежать? Только ты… лес… и ужас твоего прошлого…

Лукас Воссоги, р. 1961. Фотограф, композитор, видеоклерк, лидер и вокалист группы «Свингерс».

Дмитрий Булныгин, Россия
Afterparty, 2007, 10’00’’

На экране развивается драма отношений, мужской разговор начистоту. Причина конфликта — женщина. Камера обнажает анатомию чувств и психологических переживаний двух близких друзей, которые, на поверку оказываются, не так уж близки. Но в этих ли картинах и диалогах заключается искусство? Не более ли художественным является фактура материала, переживание вопроса о подлинности этой съемки, о тотальности репрезентации.

Булныгин Дмитрий (db). Родился в Новосибирске. В 1990 — закончил Новосибирский Архитектурный Институт. Видеохудожник и VJ.

Татьяна Антошина, Мариан Жунин, Артур Мурадян, Россия
День поэзии, 2005, 11’04’’

Сегодня поэзия не самый популярный жанр. Появление новых, более удобных, форм передачи информации и неозвученное табу на демонстрацию истинных эмоций не способствуют ее конкурентоспособности. 3 голых поэта читают стихи, перекрикивая друг друга. Их голоса тонут в шуме. Зритель фрустрирован — он не получает того, за чем пришел. Поэзия ускользает, как песок сквозь пальцы.

Татьяна Антошина, Марианн Жунин, Артур Мурадян — консорциум известных художников и видеомейкеров, сотрудничающих для разных проектов. Основная площадка деятельности — Москва.

Синие носы (В. Мизин, А. Шабуров)
при участии Даши Хлаповой, Россия
Sex Art, 2006, 3’28’’

Большой кинематограф нещадно эксплуатирует привлекательность обнаженного женского тела. Художники Мизин с Шабуровым доводят это до до абсурда, делая то же самое с особым цинизмом.

Группа «Синие носы» (В. Мизин, А. Шабуров). Группа «Синие носы» — «народнический» проект сибирских художников В. Мизина и А. Шабурова. Их цель — делать популистское современное искусство. Интересное не только «интернациональному контексту», но самым широким массам, от пионеров до пенсионеров. Основанное не на высоких технологиях, но на самых примитивных ходах, сделанное «на коленке».

Сусан Яхода, США
Воображение не лжет, 2007, 3’28’’

Эта работа посвящена физическим и психологическим травмам людей, которые пережили ужасы войны. Пост-травматический шок менял жизнь людей по всему миру. Фильм обнажает современную реальность, полную агрессии и скрытой боли.

Суссан Яхода — режиссер, фотограф. Ее работы исследуют социально-политический ландшафт современного мира. Живет и работает в Нью-Йорке.

 2)       Презентационная программа.

Эта авангардная костюмированная драма в пяти актах снималась в Берлине, Афинах и на греческом острове Гидра. В ней пересказывается древний миф о сабинянках, которых римляне соблазнили, похитили и насильно взяли замуж и которые затем вмешались в конфликт между своими мужьями и сабинянскими родственниками, чем спасли судьбу западной цивилизации.

Героика и великолепие этого фильма были вдохновлены картинами Пуссена, Рубенса и Давида (в особенности давидовым «Вмешательством сабинянок» 1799 года), хотя «Похищение» Суссман снято в невероятно стильном и оптимистичном духе 1960-х.

Вопреки утопическому налету в энергичных 60-х следует искать истоки ситуации, в которой мир оказался сейчас. В интерпретации мифа о сабинянках Ив Суссман, где медленно и живописно бьются насмерть, встает картина рождения нового общественного порядка через деструкцию.

С точки зрения художественного языка фильм отражает основную тенденцию современного искусства после 70-х годов быть поистине всеядным: наряду с неоклассикой и интернациональным стилем, в фильме присутствуют элементы авангарда 30-х и формализма. Его сценография напоминает космополитизм спектаклей Роберта Уилсона и Пины Бауш, фотографические постановки Синди Шерман, Ричарда Принса, Лоры Симпсон, Роберта Лонго или Филиппа-Лорки Декорча, историческую размашистость живописцев неоэксперссионистов Джулиана Шнабеля и Давидя Сале, а так же скульптора-режиссера Мэтью Барни.

Фильм Ив Суссман, по сути, новая форма художественной картины. 89 секундый кадр в «Альказаре» благодаря магии видео сумел держать зрителей завороженными в течение 10 минут; избыток зрелищности «Похищения сабинянок» своей роскошью и соблазном держит внимание все 80.

Ив Суссман начала с выставки видео в Бронвайн Кенан Гэлери в Сохо в 1997. В 2004 она сняла «89 секунд в Альказаре», завораживающий 10-минутный реэнактмент веласкесовских «Менин», которые стали одним из централдьных событий Уитни Биеннале в том же году.

Performing myself
Выставка работ Вито Аккончи

Куратор программы — Нина Зарецкая

На Медиа Форуме будут представлены самые ранние работы всемирно известного художника, созданные в течение трех лет: c 1969 по 1971 г. Эти, уже ставшие историей, произведения объединены одной общей темой: Искусство как природная функция человеческого тела. Все эти работы по сути дела представляют собой снятые на пленку перформансы, в которых художник представляет свое тело как инструмент и как процесс обнаружения рамок и границ искусства.

В рамках программы будут показаны работы:

  • Three Frame Studies, 1969, 10’58’’

  • Two Cover Studies, 1970, 7’46’’

  • Three Adaptation Studies, 1970, 8’05’’

  • Openings, 1970, 14’00’’

  • Pryings, 1971, 17’10’’

  • Conversions, 1971, 65’30’’

Вито Аккончи родился в Нью-Йорке (в районе Бронкса) в 1940 г. Получил филологическое образование. Живет и работает в Нью-Йорке.

Вито Аккончи — абсолютный классик американского видеоарта. Он является пионером видеоискусства, который в своих перформансах посредством видео экспериментировал с новыми возможностями контакта со зрителем и межперсональной коммуникации, часто апеллируя к интимным чувствам и переживаниям.

Аккончи начинал с поэтических перформансов. В 1970-е годы стал работать с видео и исследовать в своих перформансах природу виртуального и взаимодействия с ним творческой индивидуальности, вытесненной масс-медиа на периферию культуры. Фильмы Аккончи хранятся в крупнейших художественных музеях. В 2003 г. его ранние работы были показаны на выставке в Музее Гуггенхайма (Нью-Йорк), а в 2005 г. прошла его ретроспективная выставка в Музее искусства в Барселоне и в Стеделик Музее в Амстердаме. Хоть сколько-нибудь полный показ его работ никогда не проводился в России.

«Человек, который, чтобы сделать скульптуру, 
обогнул мир»
Ретроспектива видеоработ Эрвина Вурма

Куратор программы — Константин Бохоров

Видеоработы Эрвина Вурма представляют собой необычную разновидность жанра. Они происходят от скульптуры, но не классической — монументальной и героической, как она бытует в массовом сознании, а современной, развенчивающей связанный с ней ложный пафос. Вурм придумал «одноминутные скульптуры», являющиеся, по сути, перформансами, в которых его герои, выхватываются для искусства из потока жизни в самые странные, абсурдные, неподходящие моменты. Видео, как раз и является одним из тех медиа, который позволяет запечатлеть и монументализировать их. Его герои ведут себя странно: один одевает на себя весь ассортимент магазина секонд хэнд (Fabio getting dressed, 1992), другую возбуждает тепло обогревательной батареи (Heating, 2000), третий женится на приглянувшемся ему доме (True Love, 2005). Взгляду Вурма присущ особый юмор, который можно охарактеризовать как психоаналитический. Практикуя его в обществе, где фрейдистские оговорки, значат порой больше, чем официальные выпуски новостей, он ненавязчиво открывает ему его истинное психологическое состояние.

В программу включены:

  • «И (A-B-C, B-C-A oder C-A-B)», 1990, 16’36’’

  • «Все еще 1», 1990, 3’54’’

  • «13 свитер», 1991, 9’26’’

  • «59 позиций», 1992, 20’00’’

  • «Шоппинг», 1995/96, 26’12’’

  • «Память», 1994/00, 10’07’’

  • «Симулятор полета», 1998, 8’24’’

  • «Отопление», 2000, 3’09’’

  • «Я люблю мое время, Я не люблю мое время», 2003, 8’40’’

  • «Минет», 2007, 5’43’’

Эрвин Вурм, 1954. Австрийский скульптор, получивший широкое признание у себя на родине и за рубежом благодаря новаторскому подходу к традиционным медиа. Выставлялся на биеннале в Лионе, Венеции, Севилье, Тайпее, а также в различных музеях и галереях. Преподает в Академии прикладных искусств в Вене. Живет и работает в Вене и Нью-Йорке.

Программа «Открытое видео»

Куратор — Константин Бохоров

Модерн шаманизм
Современный художник вооружен оптикой медиа, дающей ему возможность заглядывать в подсознание культур и традиций. Символы и энергии отображающиеся на зеркальной поверхности его мониторов попадают в его безраздельное пользование. Тяга манипулировать ими роднит модернизм и шаманизм.

  • Александр Подопригоров, Россия
    Взгляд Ведьмы, 2002-2005, 10'00''

  • Теймур Даими, Азербайджан
    Гео-творчество, 2005, 6'00''

  • Мириам Тиез, Люксембург
    Виртуальная терапия, 2006, 9'54''

  • Елена Камбина, Россия
    Территория неприкасаемых, 2006, 8'20''

  • Элиза Фейрнбах, Великобритания
    Алмазный лабиринт, 2005-2006, 4'30''

  • Александр Николаев, Россия
    Молитва, 2007, 5'05''

  • Павел Баталов, Россия
    Танцоры, 2007, 4'07''

  • Мери Лагерквист, Швеция
    Когда дует ветер, 2006, 2'00''

  • Владимир Логутов, Россия
    Кубик Рубика, 2007, 1'00''

  • Юрий Васильев, Россия
    Покров, 2007, 4'30''

  • Ане Лан, Норвегия
    Веста, 2006, 6'13''

  • Эльвира Тодаро-Хаакон, Фасте-Массимо Бергамаско, Италия
    Танец рук, 2007-06-06, 7'15''

  • Тассос Лангис, Греция,
    Линия спины, 2007, 4'49''

  • Стюарт Паунд, Великобритания
    Реверберация во времени, 2006, 2'18''

  • Дуг Фишбон, США-Великобритания
    Все любят победителя, 2004, 8'30''

  • Анки ван дер Хейден, Нидерланды
    Перевернутые цифры, 2007

  • Группа «Засада Цеткин», Россия
    Зеркальце Шивы, 2002, 3'21''

  • Джим Финн, США
    Крохотный оскал империализма, 5'00''

Психо-быт
Тренд психо-быт лежит в русле поисков нового реализма. Это огромная культурная традиция модернизма и в кинематографе, и в изобразительном искусстве. Ее сильная сторона и потенциал развития в том, что медиа и сфера подсознательного находят в ней точки соприкосновения и нервная система получает технологическое расширение во вне, в материю и физические процессы.

  • Дионисиус Артифекс (Денис), Россия
    Лестница, 2007, 8'13''

  • Алексей Троцак, Россия
    Сидя перед стеклом, 2007, 6'13''

  • Антон Литвин, Россия
    Из России с ночью, 2007, 4'50''

  • Наталия Полока, Россия
    "1" (один), 2007, 1'00''

  • Владимир Горохов, Елена Хайлурина, Россия
    Лунная ночь, 2007, 4'07''

  • Настя Тарасова, Россия
    Старая дача, 2005, 10'00''

  • Халина Клейм, Германия
    Реальный мир, 2006, 3'04''

  • Марина Черникова, Голландия
    Любовная головоломка-3, 2006, 3'00''

  • Софья Гошински, Австрия
    Хот дог, 2000, 2'43''

  • Сергей Железцов, Россия
    Фандомат, 2007, 22'14''

Техно аларм
Странно, но факт: при неограниченных возможностях технологий воздействовать на сознание, они редко могут вызывать радость. Возбуждение, эйфория, галлюцинации, все, что проистекает из чисто механического действия, вот спектр их психологических последствий. Бессознательно искусство медиа выражает это в особой чувственности. Данный тематический показ предлагает для нее свое определение, алармическая чувственность (alarm - тревога, беспокойство).

  • Пьер-Ив Кро, Франция
    Следы, 2005, 6'00''
    6 мин.

  • Арианна Олтар
    TNO-Rijswijk, 2006, 5'11''

  • Марина Фоменко, Россия
    Палимпсест, 2007, 2'10''

  • Михаэль Бринтруп, Германия
    Посмотри правде в глаза, 2007, 15'00''

  • Алексей Курипко, Россия
    Вирусное гостеприимство, 2007, 4'04''

  • Дмитрий Булатов, Данила Акимов, Россия
    Восьмой день, 2007, 6'10''

  • Патрик К.-Х., Россия
    Анимация, 2007

  • Ник Димер, США
    Память, 5'28''

  • Оксана Чеплик, Украина
    Чернобльская сказка, 2006, 9'10''

  • Александра Дементьева, Россия/Бельгия

3)       Конференции и круглый стол.
  Место проведения: фонд «Эра»

26 июня, вторник – 15.00

Анжела Плохман. «Культурное сотрудничество он-лайн в Европе: использование онлайновых технологий для продвижения сотрудничества между художниками и деятелями культуры»
(круглый стол) 

Он-лайн пространство (сообщества, открытые форумы, wiki-сайты, блоги и т.д.) предоставляют художникам и деятелям культуры возможность свободного общения, возможность делиться и обмениваться информацией, развивать диалог, разрабатывать и тестировать новые идеи вне рамок нституционного пространства. Современные художники уже давно исследуют потенциал новых технологий и новых медиа, однако существует не так много зримых связей и сотрудничества между новыми медиа(арт) сообществами и прочими художественными и культурными сетями обмена информацией, не связанными с Интернетом. Ясно, что более традиционная инфраструктура культуры и способы управления культурным контентом он-лайн часто далеки друг от друга. Почему дела обстоят именно так и что можно предпринять для углубления понимания и более эффективного использования мощных новых технологий с тем, чтобы улучшить междисциплинарное и межгосударственное сотрудничество в Европе?  

Анджела Пломан последние 8 лет работает в области искусства и технологии. В 1998-2001 руководитель программ в Фонде искусства, науки и технологии Даниэля Ланглуа в Монреале. В течение 5 лет координировала проект фонда Культура-2000 экСтрим по использованию и развитию художниками широкополосных инструментов открытой структуры. Работала менеджером проектов в Фонде Блендера, директором по координации Общества электронных искусств Интер. Сотрудник V2_Lab ( Роттердам). Автор множества печатных и он-лайн публикаций. В данный момент разработчик контента в LabforCulture (www.labforculture.org), партнерской организации Европейского Фонда Культуры, где работает с октября 2005 г. 

27 июня, среда – 15.00

«Нагота: /игровая приставка/» (дискуссионный клуб)
Анне Нигтен. «Игра: Исследование и развитие междисциплинарной сферы с точки зрения искусства»

Анне Нигтен представляет основанную на практическом опыте лекцию о электронных арт-проектах и экспериментах, объединенных темой ИГРЫ. В своей лекции Нигтен приводит примеры из области музыки и исполнительских искусств, постепенно продвигаясь к раннему интерактивному электронному искусству, и заканчивает рассказ примерами сегодняшней интерпретации игры в произведениях электронного искусства. Лекция сопровождается показом интерактивных произведений электронного искусства, созданных или представленных в V2_ за последние десять лет такими художниками как Кялин Дан, Марникс де Нийс, Текла Шипхорст, Каролиной Херманс и другими. Вместе эти работы формируют широкий спектр различных элементов ИГРЫ, таких как сотворчество, импровизация, «сделай сам» — все они черпают из богатой исторической традиции искусства и игровой культуры. Некоторые работы заимствуют отдельные механизмы игры - game для вовлечения участников в новый игровой опыт искусства. В заключение проводятся параллели между игровым интерактивным  искусством, серьезной соревновательной и азартной игрой и играми смешанной реальности. После лекции состоится обсуждение темы с участием всех желающих.

Анне Нигтен, доктор философии, менеджер V2 Lab, отдела искусства V2, Институт нестабильных медиа в Роттердаме, Нидерланды. Анне читает лекции по исследованию и развитию междисциплинарной сферы с точки зрения искусства. Она является советником различных художественных и научных инициатив в Европе, член совета фестиваля ISEA, член совета директоров The Public gallery (Великобритания). Защитила диссертацию в университете искусств Лондона. Автор многочисленных публикаций на темы искусства, инженерии и кибернетики, развития программного обеспечения. До того, как занять свой нынешний пост в V2 была независимой медиа-художницей и одновременно являлась менеджером ряда организаций в медиа-арт секторе Нидерландов. 

Маргарет ЯманН. Pong Dress: READY PLAYED?

Маленькое черное платье с помощью светодиодов превращается в игровое поле – каждый желающий с помощью джойстика может  поучаствовать в легендарной игре пинг-понг… Открывается абсолютно новый смысл понятия 3D игры… Этот проект отсылает к  работа Вали Экспорт «Tap and Touch Cinema». Несмотря на то, что виды игр видоизменяются -  символическое ощущение детской площадки остается неизменным. Проект «Pong dress» основываются на следующем утверждении - своевременная медиатизация текущих желаний общества разрушит существующие сексуальные границы. И привилегированные активные игроки и бесчисленные пассивные  наблюдатели - все будут вовлечены в игру.

Маргарет ЯманН - родилась в Вене, живет и работает в Цюрихе. Является одним из основателей и соучредителей Ludic Society. Ее проекты получили признание и многочисленные награды на международных фестивалях: среди них Prix Ars Electronica (Линц, 2003), Transmediale (Берлин, 2004), DEAF (Роттердам, 2007) и многих других. Также она занимается преподавательской деятельностью (профессор university of arts and design в Цюрихе), автор многочисленных публикаций, посвященных различным аспектам темы игры в искусстве.

Дмитрий Булатов. «Третий модерн: обнажая медиа. Технобиологическое произведение искусства»

Революция в биологии, порождающая методами биомедицинских технологий (генная инженерия, имплантология, инженерия стволовых клеток, клонирование и т.д.) – это пластичность самого вида «человека разумного». Эволюционный потенциал, заложенный в этом тренде, обеспечивает не только отрыв современного человека от некоторых присущих ему изначально биологических свойств, но и приобретение им качеств «нечеловеческого» характера и, как следствие, – изменение самого антропоморфного облика цивилизации. В качестве моделей в области современного искусства появляются художественные произведения, полученные при помощи биомедицинских и информационных технологий. Технобиологическое произведение сочетает в себе признаки, как живого организма, так и технического изделия. Один их показательных проектов в этой области - проект «Extra Ear» австралийского художника Стеларка -  заключается во вживлении третьего уха, выращенного из стволовых клеток художника.

Дмитрий Булатов (Калининград, Россия) - Художник, исследователь, теоретик искусства. Организатор серии выставочных и издательских проектов, посвященных различным аспектам взаимоотношений между искусством и высокими технологиями (sci-art, роботехника, генная инженерия, нанотехнологии). Автор более тридцати статей по современному искусству, опубликованных в России и за рубежом, а также книг и антологий. Произведения были представлены в более ста международных выставках и фестивальных проектах, в т.ч.: Ars Electronica («Radiotopia», Линц, 2002), 50 Venice BiennialBrain Academy Apartment», Венеция, 2003) и мн. др. Принимал участие в международных научно-практических конференциях по вопросам современного искусства; по данной тематике читал курсы лекций в различных университетах России, США, Канады, Германии, Нидерландов, Мексики и Гонконга. Лауреат профессиональной премии «Признание» (1998), дипломант Малой Букеровской премии по литературе (шорт-лист, 2000). Член редакционного совета журнала по современному искусству "DOC(K)S" (Франция). С 1998 года – куратор Калининградского филиала Государственного центра современного искусства.

28 июня, четверг – 15.00

«Сверхтелесность медиа-художниц» (круглый стол, показ видеопрограммы)

Проблема телесности и особенно – наготы и обнаженной - стала ключевой в современном искусстве, теории и политике. При истериаризации женского тела (Фуко), и отсутствии тела мужского (Келли Оливер) художники и художницы отвечают различными стратегиями. Можно проследить феномен эксгибиционизма и слишком много тела в искусстве и западных, и восточноевропейских художниц, освоенного в перформансе. Однако социалистическое наследство по половому вопросу часто не обсуждается в отношении так называемого женского медиа искусства. Сверх-телесность перформанса превращается в переполнение ново-медиального искусства темами идентичности и телесности киборга / машины. Обсуждение видеоработ Борианы Драгоевой-Росса (Румыния), Эрики Каталины Паштор (Венгрия) и Елены Ковылиной поставит вопрос об альтернативах (посредством) сверхтелесности в современном искусстве. В круглом столе примут участие: Нина Цегледи (Канада, Венгрия), Маргарет ЯманН (Австрия, Швейцария), Елена Ковылина (Германия, Россия), Ирина Аристархова (Россия).


Еще больше нового и интересного в ЕЖЕДневных Новостях Искусства@ARTINFO - http://www.iCKYCCTBO.ru
Пополнение 3-4 раза в день.

Юрий Пластинин


В избранное