Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Искусства@ARTINFO

  Все выпуски  

Новости Искусства@ARTINFO http://www.iCKYCCTBO.ru


Новости Искусства@ARTINFO
http://www.iCKYCCTBO.ru
в Сети, в Мире, в России, в Москве, в Питере, Веб навигатор (музеи, ярмарки, фестивали, периодика etc), периодика, фото и аудио репортажи,  "Theory is Sexy"  с Александром Соколовым, "АРТФон с Оксаной Саркисян", Арт-Лондон с Еленой Зайцевой, Венские заметки Лены Лапшиной, репортажи Михаила Молочникова из Берлина, SUPREMUS Zurich, "АРТикуляция" с Дмитрием Барабановым, Московский дневник Михаила Сидлина и другие специальные авторские проекты>
Выпускающий редактор - Юрий Пластинин

29.1.2007
N 196: 

<<АРТикуляция 80 с Дмитрием Барабановым (здесь) Старт 2-й мосбиеннале. Арт-символы веры. Супрематические экивоки. Кулик как экспозиционер. Видеоарт в трех томах. Верю каждому зверю? Музеефикация видеоарта. Андеграунд’ 2007. Беспредметный калейдоскоп>

<<Владимир Архипов - единственный российский участник 8-ой биеннале современного искусства в Шардже>
Только что вернулся из ОАЭ художник Владимир Архипов,- единственный русский участник 8-ой биеннале современного искусства в Шардже. В течение двух недель художник знакомился с местным бытом, собирал материал для своей экспозиции: искал арабские самодельные бытовые вещи, записывал интервью с авторами, фотографировал потенциальные экспонаты. Мы представляем некоторые из них>

<<Михаил Молочников из Берлина>

<«В
ЕРЮ» - проект 2−й Московской Биеннале Современного Искусства>


АРТикуляция 80 с Дмитрием Барабановым.   Старт 2-й мосбиеннале. Арт-символы веры. Супрематические экивоки. Кулик как экспозиционер. Видеоарт в трех томах. Верю каждому зверю? Музеефикация видеоарта. Андеграунд’ 2007. Беспредметный калейдоскоп>
<<Credo
Экспозиционное пространство ЦСИ «Винзавод», расположенного в непосредственной близости от Курского вокзала в районе с физиологическим названием Сыромятники — совершеннейшая декорация к кинокартинам об Индиане Джонсе. Пыльные подвальные залы, увенчанные высоченными арочными проемами и облицованные отваливающейся доисторической плиткой – обширны по своему метражу и мелодраматически тускло освещены. В первый момент создается впечатление, что подземная архитектура тяготеет к лабиринтным формам самовыражения. В роли Вергилия - куратор неоднократно и настойчиво проанонсированного проекта «Верю» - Олег Кулик. 
Напомню, что именно с показа этой групповой выставки фактически стартовала 2-я Московская биеннале современного искусства. Публике явлен масштабный проект, в репертуаре - произведения 58 отечественных современных художников и арт-коалиций. В студёных казематах «Винзавода» демонстрируются абсолютно новые произведения, идеологически противопоставленные диктату всепроникающего гламура и прочей тотальной бездуховности. Любопытно, что уже на начальном, приготовительном этапе Кулик озадачил будущих исполнителей следующими вопросами: «В чем тайна бытия? Что в этом мире ввергает Вас в священный трепет? В чем сосредоточено Непостижимое и Невыразимое, при встрече с которым Вы теряете дар речи? Что является фундаментом, на котором стоит ваш дух, ваша душа?». Визуализированные ответы исповедальной устремленности изобличают артистические претензии различной степени загадошности.
Предъявленные симулякры, воздвигнутые в инфернальном антураже, производят сильное впечатление. Прежде всего, своими нешуточными размерами. Гигантский ковшовый экскаватор, порожденный фантазией Дмитрия Александровича Пригова, многозначительно задрапирован в черную ткань, напоминая спящего до поры монстра из компьютерной игры. 
Неподалеку – «Генератор нимбов» Александра Пономарева - затейливо гудящие странные аппараты неожиданно и эффектно выпускают большие кольца дыма. Пластическая композиция Сергея Браткова, походящая своими очертаниями на парковые гипсовые изваяния советской поры, представляет собой транспортируемую дельфинами принцессу. Неактуальность романтического порыва проиллюстрирована злокозненно отвалившейся головой одного из обветшавших флипперов. 
Разумеется, затронута и религиозная тематика – колоссального формата баннер Дмитрия Гутова воспроизводит фрагмент работы Андреа Мантеньи «Мертвый Христос». Дубосарский & Виноградов демонстрируют копию ими же отреставрированной фрески «Апокалипсис». Анатолий Осмоловский представляет инсталляцию «Зрелище» - аллегорическую контаминацию иконостаса и абстрактного искусства. Группа «Гаzа» предлагает публике посетить подобие катакомб, следуя тёмными лабиринтами которых, зритель в итоге выходит к некоему подобию алтарной преграды, сооруженной из всевозможных мониторов со святящимся ликом Спасителя.
Стоит ли говорить, что андеграундные ассоциации как нельзя лучше корреспондируют и с метрополитенными фантомами. Так, неожиданный творческий тандем Семена Файбисовича и Сергея Шеховцова воспроизвел фрагмент станции подземки. Её стена украшена монументальным фотопортретом незнакомки, помещенным художниками в рамки настенного псевдоимперского поролонового картуша. В непосредственной близости вьются разнообразные бездомные барбосы невообразимых конфигураций, также вырезанные из поролона.
Неподалеку осуществляется видеотрансляция прибывающего поезда метро (работа Колесникова, Денисова и Котова «Станция Второе Небо»). Восприятие определенным образом сдвигается, поскольку проекция, масштаб, декорирование пространства и даже девушка-статист в форме сотрудницы метро – – буквально всё максимально вовлекает посетителей в участие в странном иллюзионистическом эксперименте.
Отрадно, что на «Винзаводе» наличествует изрядное количество неординарных работ: здесь и диковинный кинетический объект «Остановившееся время» Витаса Стасюнаса, и абсурдистский «Фонтан» Ирины Кориной, и картонный троллейбус в натуральную величину от Валерия Кошлякова. Экзистенциально-танатологическую тему бренности всего сущего развивает Георгий Пузенков. Его минималистическая работа представляет собой спортивную планку для прыжков в высоту на фоне свежевырытой сырой могилы.
Любопытно, что на выставке совсем нет вещей Олега Кулика, объединившего в рамках проекта «Верю» эксцентричные произведения художников разных поколений и широкого географического диапазона. Тем не менее, в подземных интерьерах «Винзавода» собраны работы: Бориса Михайлова и Константина Худякова, Александра Шумова и Дмитрия Дульфана, Псоя Короленко и группы АЕС+Ф, Георгия Литичевского и Айдан Салаховой, Василия Церетели и Андрея Монастырского.
Отдельного упоминания заслуживает специально изданная книга «Xenia, или Последовательный процесс», в которой на 450 страницах аккумулированы каскады чрезвычайно симптоматичных интервью с участниками проекта, а также предшествовавшие выставке стенограммы обсуждений. Мне показалось занятным, что среди издателей сего манускрипта наряду с ММСИ фигурируют такие институции как Комитет по культуре и Правительство Москвы. 
Как бы то ни было, актуализация эпистемологической неуверенности на фоне утраты идеологических эталонов, равно как и отражение тотальной кризисности средствами современного искусства превращает презентацию «Верю» в своего рода социально-символический акт.
Резюмирую: хотим мы того или нет, на выходе у Кулика получился бесспорный блокбастер. В ассортименте - экзотика всех возможных модификаций. Судорожные поиски духовных высот и макабричекие нотки, сектантская обсессивность и каверзы представителей тайных орденов, компьютерные аркады и сталкерское блуждание, поэтика андеграунда и трэшевые обертона, иллюзион и аттракцион - всё смешалось в подземельях «Винзавода». Концентрированное удовольствие от «одухотворенного» верой рашн contemporary art’a гарантировано…
Просмотр рекомендован.  
До 1 апреля. ЦСИ «Винзавод» (4-й Сыромятнический переулок, д.1, стр. 6)
<<Экранизация искусства
Выставка «История российского видеоарта. Том 1» – сродни мемуарам о-о-о-о-чень странного человека. Границы этого в высшей степени неординарного явления настолько неотчетливы и размыты, что понять, где кончается нарратив, а где начинается хоррор решительно нет никакой возможности. Каким выйдет полное «собрание сочинений» можно только догадываться…
Как бы то ни было, в столице проходит ретроспектива отечественного видеоарта. Четыре этажа Московского Музея современного искусства плотно укомплектованы разнообразными телевизорами, DVD-плеерами, рекордерами, мониторами и панелями. Хронологические рамки первого тома установлены между 1989 и 1999 годом. Выставлено около 70 произведений без малого 60-ти художников и арт-групп, включающих в себя - видеодокументацию, инсталляции и видеобъекты. Куратором мероприятия выступил Антонио Джеуза – пламенный исследователь и поклонник современного русского искусства.  
Исторически сложилось так, российский видеоарт зародился довольно поздно, о чём собственно и свидетельствует со всей наглядностью проект Джеузы. Экспозиция отрывается показом работы Андрея Монастырского 1985 года - «Разговор с лампой», заснятой на камеру, привезенную Сабиной Хенсген из Германии. 
Любопытно, что фиксация этого события отделена ровно 20-ю годами от начала производства компанией Sony портативных бытовых камер (1965). В качестве примечания добавлю, к моменту интернациональных дебютов нынешних классиков - Вольфа Фостелла, Отто Пине и Нам Джун Пайка - отечественные артисты, в основном, были заняты переосмыслением наследия авангарда. 
Остается добавить, что фактически, российский видеоарт начинал свои робкие эксперименты почти синхронно с общемировым переживанием апофеоза новейших технологий, продемонстрированных в фильмах «Терминатор 2: Судный день» (1991) и «Газонокосильщик» (1992). В это время в недрах казанского НИИ «Прометей» под руководством Булата Галеева создавались первые отечественные видеоработы. 
Эти архивные произведения воспроизведены на выставке – «Живое и неживое» (1990) - аквариум с рыбками помещен на фоне экрана, на котором демонстрируется… аквариум с такими же рыбками. Рядом - дуэль теннисистов на двух оппозиционных мониторах, поставленных на стол для пинг-понга и разделенных сеткой («Электронный корт»’ 1990). 
Аналогичным образом дела обстояли в Москве и в Ленинграде. Обладатели дефицитных и дорогих камер были готовы самоотверженно приблизить будущее. По счастью, авторские повторения и оставшиеся архивные копии заботливо представлены на экспозиции. Здесь и наивная анимация с сиротливыми восходами и пингвинами, реализованная при помощи фантазии Тимура Новикова и Сергея Шутова.
Неподалеку - самодельный TV-калейдоскоп Германа Виноградова (1990). А ещё – ранние опыты Бориса Юхананова, хроника перформансов скандального Александра Бренера, питерское «пиратское телевидение» Юриса Лесника и Владислава Мамышева-Монро, видео ведущей легендарной телепрограммы «Тишина #9» Татьяны Диденко.
Есть на выставке и работы Алексея Исаева, Вадима Захарова, Аристарха Чернышева и Владислава Ефимова, Владимира Кобрина, Гии Ригвавы, Леонида Тишкова, группы АЕС, Кирилла Преображенского и многих других. Реанимирован сайкоделический видеоарт для клуба «Птюч», в соседнем зале - элегантная и трогательная акция группы «МУ-ЗЕЙ» (Михаил Игнатьев, Андрей Сильвестров, Дмитрий Троицкий), посвященная Бойсу. Даже ироничный Константин Звездочётов попал в историю в качестве видеоартиста. Его инсталляция «Раз картошка, два - картошка» с двумя, закопанными друг против друга среди клубней, телевизорами также присутствует в ММСИ. На одном мониторе демонстрируется безостановочно строчащая из пулемёта Анка из «Чапаева», в телевизоре напротив – фашистский шабаш из другого к/ф.
Смотреть на всё это, конечно, весьма увлекательно, но и тоскливо одновременно. Увы, большинство из работ в ретроспективном свете прожектора выглядят безыскусными и безнадёжно устаревшими. Зато, глядя на эти отражения, понимаешь, насколько далеко вперед ушли за это время технологии и как изменилось сознание художников. Очень любопытно, что же окажется во II и III томах?..
До 22 февраля. ММСИ (Ермолаевский пер., 17)
<<Супрематические метаморфозы
Тем временем, в галерее Pop/Off/Art демонстрируется новая выставка Александра Сигутина «Из жизни супремусов».  Удивительным образом, Сигутин, всецело посвятивший себя абстрактному искусству, своей наружностью напоминает Казимира Малевича. По сути, проект Сигутина – это самоочевидный отголосок радикальных вибраций, некогда сгенерерированных автором «Черного квадрата». Не без постмодернизма, конечно…
Два десятка холстов довольно большого размера плотно наполняют пространство галереи. Практически сразу бросается в глаза, что на полотнах Сигутина с геометрическими формами что-то явно происходит, ибо ведут они себя абсолютно непрогнозируемым образом. Во-первых, оживающие на глазах супремусы, осуществляют интервенцию иконных пространств. Прежде всего, речь идёт о житийных иконах с клеймами и двунадесятыми праздниками. 
Во-вторых, разворачиваясь в калейдоскопичеких ракурсах, супрематические конфигурации Сигутина образуют причудливые композиции. И, наконец, в-третьих, колористическое решение удивляет своей «мимикрической» направленностью – супремусы, облаченные в камуфляж оранжевого, лазурно-голубого, травянисто-зелёного и т.п. жизнерадостных цветов, излучают завидную бодрость и лучезарный оптимизм. 
Возникает вопрос, а можно ли сегодня, в 2007 году от рождества Христова, серьезно заниматься беспредметным искусством и оставаться оригинальным автором с узнаваемой манерой и ясным месседжем? Сигутин даёт утвердительный ответ. Зритель сталкивается с пересечением двух очень мощных культурных традиций. Отсылая публику к археологии сакральных смыслов - как церковного искусства, так и авангарда - художник осуществляет своего рода деконструкцию. 
Так, освобожденные рукой художника от оков предметности, культурно идентифицируемые иконографические схемы обретают высокую степень обобщенности, наглядно доказывая, что между супрематическими экспериментами и иконописным каноном гораздо больше общего, нежели было принято считать. 
Комментируя массовые усилия по адаптации беспредметного искусства в контексте повседневной «дизайнерской» востребованности, Сигутин манифестирует свой интерес к духовному и смыслообразующему содержанию абстракции. Что же, предъявленные попытки освободить абстракцию из гетто декоративного плена полиграфии и промышленной графики выглядят вполне убедительно. 
До 10 февраля. Pop/Off/Art (ул. Радио, 6/4)

Все авторские рубрики в иллюстрированной версии смотрите на сайте>

Еще больше нового и интересного в ЕЖЕДневных Новостях Искусства@ARTINFO - http://www.iCKYCCTBO.ru
Пополнение 3-4 раза в день.

Юрий Пластинин
Дмитрий Барабанов
Оксана Саркисян
Лена Лапшина
Александр Соколов
Андрей Ковалев
Андрей Великанов
Сергей Тетерин  


В избранное