Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Искусства@ARTINFO

  Все выпуски  

Новости Искусства@ARTINFO - Сергей Тетерин Ньюс


Информационный Канал Subscribe.Ru

Новости Искусства@ARTINFO
в Сети, в Мире, в России, в Москве, в Питере, ...
http://www.artinfo.ru/ru/news
Главный редактор - Юрий Пластинин.


Сергей Тетерин Ньюс

ведущий - Сергей Тетерин
> teterin@pisem.net

1. Медиа-арт фестиваль МАШИНИСТА в Австрии

Немного о моих новостях и новостях фестиваля "Машиниста" (это уже давно одни и те же новости). 2 ноября я отправляюсь в столицу Австрии Вену для участия в IV международном фестивале "Робоэкзотика". На венский фестиваль съедутся компьютерные художники и кураторы медиа-искусства со всего мира, чтобы обсудить достижения художественной мысли в области "экзотических роботов".

Точные даты фестиваля РОБОЭКЗОТИКА: 7-16 ноября 2003.
Точный адрес: Museumsquartier Wien, Museumsplatz 1, 1070 Vienna.

Интересно то обстоятельство, что кроме темы "роботы" на фестивале объявлена тема "коктейли", что практически будет выражено в выставке человекоподобных роботов, смешивающих алкогольные коктейли для всех желающих.

Тема моего выступления на РОБОЭКЗОТИКЕ: "Пермский фестиваль "Машиниста" - проблески нечеловеческого". Кроме рассказа об истории и этапах пемского медиа-арт фестиваля, я расскажу о проекте "Интер.Фейс", получившем один из главных призов на "Машинисте 2003". Его авторами являются два молодых медиа-художника из Москвы - Даня Васильев и Соня Мавзалевская.

Фактически INTER.FACE - это основанная на интернете система для смешивания персональных фотороботов посетителей сайта. То есть каждому посетителю сайта предлагается осуществить "самоидентификацию в сети" и своими руками составить свой портрет-фоторобот, или портрет-аватар. Все собранные на сайте портреты обрабатываются машиной по особому алгоритму, и в конце 2003 года машина выдаст "объединенный" результат - среднестатистические портреты Рунета: Мужской и Женский.

На конец октября в системе было собрано уже 4127 автопортретов, из них мужских: 2502, женских - 1597. В среднем на сайт добавляется 14 автопортретов в сутки. Конечно же, есть уже некоторое нетерпение заглянуть вперед, посмотреть хотя бы одним глазком на "Адама и Еву" русского интернета. Поклонники этого проекта называют данный веб-ресурс "машиной-художником", которая работает с несколькими тысячами человеческих лиц как с материалом, чтобы нарисовать некий "машинный шедевр". Сергей Тетерин: "Как директор фестиваля Машиниста я должен поддерживать эту точку зрения, раз наше уважаемое жюри отметило эту работу. Однако как частное лицо, давно уже увлекающееся кибер-культурой, я буду более сдержан в смысле преждевременного славословия :) Мне кажется, что коктейльный подход в отношении нескольких тысяч фотороботов в итоге может выдать что-то совершенно обыденное, какие-нибудь совершенно обычные лица. Ну что же, осталось совсем немного ждать - я искренне желаю успеха всем сторонникам проекта INTER.FACE".

Вы можете проследить самостоятельно за судьбой INTER.FACE - average portrait of Russian internet users - запомните его адрес: www.interface.net.ru.

Другие ссылки:

Фестиваль РОБОЭКЗОТИКА - www.roboexotica.org
Фестиваль МАШИНИСТА - www.machinista.ru
Сайт СЕРГЕЯ ТЕТЕРИНА - www.teterin.ru

2. Как сохранить цифровое искусство

Тема крайне интересная и актуальная, по крайней мере здесь в Перми людей это волнует. Было бы замечательно способствовать дискуссиям среди профессионалов по этой теме. Мой маленький вклад - лекция "О проблемах коллекционирования и музеефицирования цифрового искусства", с которой я буду участвовать с следующем году в IV Грибушинских чтениях. Привожу ниже тезисы, в надежде найти другие заинтересованные стороны и арт-институции, готовые продолжить диалог на эту тему.

Сергей Тетерин (Пермь)

О ПРОБЛЕМАХ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ И "МУЗЕЕФИЦИРОВАНИЯ" ЦИФРОВОГО ИСКУССТВА

[тезисы доклада]

Цифровое медиа-искусство, которое в последние годы всё больше распространяется в России, изначально плохо предназначено для адекватного архивирования и "музеефицирования". Если это некий интернет-феномен, то уже через несколько лет после появления восприятие художественного произведения становится неадекватным просто потому, что изменились операционные системы и браузеры. Если это - видеоинсталляция, то ее "подлинный вид" возможен только при использовании точно того же самого оборудования, которое собрал автор для первого публичного показа. Наиболее известный пример: классические видеоскульптуры американского медиа-художника Нам Джун Пайка требуют использования действующих телевизионных приемников образца 60-х годов, что порождает серию с трудом разрешимых проблем обслуживания и размещения в музейном пространстве.

Сегодня наиболее распространенным способом само-презентации российских и зарубежных (особенно молодых) медиа-художников является лазерный компакт-диск с компьютерными данными, записанный самостоятельно на пишущем приводе CD-RW. В моей коллекции цифрового искусства насчитывается около 100 таких носителей. И хотя почти все они "изданы" в течение последних 5 лет, уже сегодня я сталкиваюсь с трудностями при прочтении и интерпретации некоторых из них. Мне как коллекционеру приходится манипулировать одновременно несколькими операционными системами, начиная с MS-DOS (до 1995 года) и приближаясь к Windows XP через Windows 98/Me/NT/2000. Отдельно идут художественные произведения, записанные для Linux и Macintosh.

Очевидно, самым простым решением при помещении в хранилище музея произведения цифрового искусства было бы его сопровождение полным комплектом адекватного оборудования: блок питания, системный блок, привод CD-ROM, монитор, видеопроектор и так далее. Однако этот вариант решения по понятным причинам затруднен до практической невозможности.

Вполне возможно, что некоторым решением задачи могло бы стать привлечение личностного потенциала для работы в рамках музейной программы - а именно "частных коллекционеров". Цифровое искусство само по себе существенно меняет рамки привычного в логике взаимоотношений между произведением и архивом (коллекцией). Поскольку цифровые произведения искусства легко и стопроцентно копируются, традиционное понятие "оригинала произведения" утрачивает смысл. Стоимость носителя для цифрового произведения составляет около тридцати центов, и с такими затратами вы получаете в пользование практически оригинал. Получается, что музею уже нет смысла стремиться заполучить оригинал цифрового произведения искусства - любой из посетителей музея в состоянии стать владельцем точно такого же "оригинала", не заходя в музей. Главная ценность, которая выступает на первый план - это профессиональная интерпретация, квалифицированный комментарий к произведению, его документированная история. Более того: чтобы по-настоящему обладать цифровым искусством, необходимо его по-настоящему понимать и любить. Такой способностью обладают только увлеченные коллекционеры. В ситуации с цифровым искусством их роль возрастает - вместо прежней модели "коллекционер подарил некоторое искусство музею" предполагается: "музей делится некоторым искусством с помощью коллекционера". И конечно же, отработанные методики и квалификация музея также необходимы для "правильной музеефикации" произведения цифрового искусства.

Хотя, безусловно, это только мое видение ситуации и возможного ее решения. Обозначенная мной проблема волнует художественную общественность в мире уже давно, и предпринимаются различные шаги для ее разрешения. В заключение приведу цитату из еженедельника "Компьютерра":

"По сравнению с традиционными произведения цифрового искусства крайне недолговечны: они могут оказаться утерянными уже через несколько лет. Виной тому как непрерывная эволюция техники, приводящая к постоянному отмиранию старых аппаратных и программных стандартов, так и комплексность мультимедийных творений - зачастую представляющих собой сложные составные конструкции из программного кода, анимации и звука. По мнению ученых из Berkeley Art Museum, если в течение пяти лет с момента создания цифрового произведения не предпринять специальных мер по его сохранению, то продемонстрировать его снова во многих случаях окажется невозможным. Фактически, на сегодняшний день не существует методов, позволяющих надежно "законсервировать" цифровые творения, - и эксперты обеспокоены тем, что из-за этого общество может потерять целый пласт культурного наследия. Задавшись целью решить эту проблему, несколько крупных организаций и институтов, деятельность которых непосредственно связана с искусством, инициировали проект Archiving the Avant Garde: Documenting and Preserving Variable Media Art (www.bampfa.berkeley.edu/ciao/avant_garde.html).

Главной задачей проекта станет разработка единого свода правил - своего рода универсальной инструкции, следуя которой, авторы цифровых произведений смогут защитить их от разрушительного воздействия времени. Как считают эксперты, задача Archiving the Avant Garde во многом похожа на ту, что стояла когда-то перед разработчиками нотного стана, и ее решение потребует долгой и кропотливой работы."

Компьютерра 31 \ 2002


До встречи в эфире ~~~

Сергей Тетерин
www.teterin.ru >> media art is ...
www.machinista.ru >> машинь1 вмест0 ху9ожник0в


СЛЕДИТЕ ЗА НАШИМИ НОВОСТЯМИ.
В ЕЖЕДневных Новостях Искусства@ARTINFO
Пополнение 2 раза в день.

Сергей Тетерин > teterin@pisem.net
Руководитель проекта - Юрий Пластинин
plastinin@artinfo.ru

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное