← Август 2002 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
6
|
7
|
8
|
10
|
11
|
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.artinfo.ru/ru/news
Открыта:
22-12-1999
Статистика
+1 за неделю
Новости Искусства@ARTINFO
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Новости
Искусства@ARTINFO
http://www.artinfo.ru/ru/news
в Сети, в Мире, в России, в Москве, в Питере, Веб
навигатор (музеи, ярмарки, фестивали, периодика
etc)
Авторские разделы:
Органайзер
Андрея Ковалева,
Не добрый
и требовательный Андрей Великанов,
Сергей
Тетерин Ньюс
Выпускающий редактор - Юрий
Пластинин
летняя "восьмерка" - 8.08.2002 (в двух
частях)
N 88 - ЧАСТЬ 1:
1. Органайзер Ковалева
Андрея #34.
Большой подарочный летний. Красота
Айдан; Ковалев и Время; Катя и Витя ждут
Большого; Драконы в метро; Тошнота и
Бальтерманц; Тошнота и Штейнер; Судьба "Москвы",
Чиликов, Нахова, Врубель, Летние классики>
>>
Дорогие друзья! Чудовищная жара, непереносимая для моего распухшего организма, вытеснила меня на дачу в Тарасовку, под сень струй. И как только Гидрометеоцентр дал послабление - сразу все долги Ковалев сдал - то есть Большой Летний Органайзер.
Айдан и Красота
Ковалев, конечно, герой. Но
зачем же стулья ломать?
Kunstbazaar. Про арт-рынок - только
по-иностранному
Документа и Дискурс. Хотим
Большого
Хорошие новости. Тупые и
кошечки, Беляев и девушка и т.д.
Жизнь стала лучше. Тов.
Маяковский-фестиваль и Г.Ревзин, критик
Подземелье драконов. Как
полюбить метродискурс?
Подземелье драконов-2. Отобразитель
Бальтерманц
Пещера драконов-3. Штейнер и
авангард, соцреализм, Lenin-Жижек и все такое
Хорошие новости-2. Деконструкция
"Москвы", Саша-СПС, Никас Сафронов
лучше Врубеля
Чиликов. Сказала я ему - всего
хорошего
Нахова. Дискурс матки
Айдан и КрасотаСразу
скажу, что делал юбилейный каталог для
Айдаши потому что ее люблю. Там есть такая
примочка - аглицкие тексты совсем не
совпадают с русскими. Та часть
интервьюшечки, которая в каталоге по
английски - я ее во времени МН тиснул по-русски.
Андрей Ковалев - Айдан Салахова. Красота и
выгода. "Айдан-галерее", которую в
один голос называют самым эстетским и
продвинутым местом в Москве, исполнилось 10
лет.
http://www.vremyamn.ru/cgi-bin/2000/984/7/1
Несравненная светскость АЙДАН САЛАХОВОЙ
привела к тому, что в многочисленных
интервью у нее спрашивают то об отношениях
с отцом, советским классиком Таиром
Салаховым, то о любимой марке сигарет, то о
проблеме воспитания детей в семье
художников. Но Айдан все же добилась успеха,
заложив в фундамент своей галереи четкую
эстетическую программу.
А.К.Странная вещь — хронологию событий
между 1911-м и 1916-м я могу восстановить с
точностью до дня. А с нашими с тобой
временами образовался полный провал — от
бурных и бравых девяностых не осталось ни
документов, ни воспоминаний. За
прагматизмом наиболее успешных проектов 90-х
стоит бесконечный утопизм.
А.С Не мучай ты меня этими дискурсами! Я
ничего не отвергаю и не делю произведение
искусства на концептуальную часть,
визуальную и так далее. Все должно
находиться в гармонии — и идейная
составляющая, и визуальный образ. Тогда
произведение гармонично. И, может быть,
выглядит красивым У меня не выставляется
дисгармоничное искусство. Поэтому, может
быть, и считается, что у меня очень
эстетская галерея.
Лиза Сахарова. Оранжевое небо,
оранжевое море...
http://www.gazeta.ru/2002/08/02/oranzevoeneb.shtml
Десятилетие своей творческой деятельности
Айдан-галерея отметила простой, даже без
названия групповой выставкой художников
галереи.
У художников Айдан-галереи так и
получилось: я рисую красным, ты зеленым, он
желтым – получается красочный, приятный
зрительскому взгляду пейзаж. Если, конечно,
он, зритель, догадается, что в том, как
развешаны картины, есть свой секрет.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ. Жизнь удалась- Айдан
Салахова отметила десятилетие своей
галереи
http://www.vremya.ru/2002/136/6/39170.html
Айдан легко адаптирует причудливые и не
всегда аппетитные продукты современного
искусства на потребу денежной публике,
сервирует самое для нее удобоваримое -- «новый
русский классицизм» -- и умеет одним своим
видом убедить сомневающихся в том, что
современное русское искусство чего-то да
стоит. Пока в этом бизнесе присутствует
Айдан, подъем цен на русское искусство
неизбежен, как августовская жара. Иногда
кажется, что без Айдан «удавшиеся люди»
вообще не заметили бы современное
российское искусство. Недаром у галеристки
и ее клиентов много общего. Айдан, как и они,
любит «чтобы было красиво», но ухитряется
не перейти границу и китч с салоном не
держит. Айдан, как и они, любит «чтобы было
модно», но сторонится слишком радикального.
В конце концов, как и они, Айдан любит, чтобы
было дорого.
Ковалев, конечно, герой.
Но зачем же стулья ломать? Наконец, и
старик Ковалев дождался внятной рецензии. А
то почувствовал себя каким-то монументом.
Спасибо Аннушке, теперь все нормально -
всего лишь "Все в прошлом". Но главный
вопрос, который строгая девушка Анна
Матвеева поставила, так и останется без
ответа. Девяностые мы профукали, и ничего от
них, кроме маргиналий и листочков не
осталось. А на стейтмент у меня лично сил
уже нет, мучит депрессия. Да и время пошло к
другую сторону. Извините.
Анна Матвеева. Андрей Ковалев.
Критические дни. 68 введений в современное
искусство. 1992-2001. М.: Модест Колеров и "Три
Квадрата", 2002. 336 с. Тираж не указан. (Серия
«Труды и дни»)
http://www.polit.ru/documents/492881.html
Почему все труды новой отечественной арт-критики,
опубликованные с момента ее возникновения
– это компиляции, подборки, сборные солянки
из заметок, почеркушек, текстов "по
поводу" для буклетов и каталогов,
свидетельств поденного газетно-журнального
труда, внезапных кратковременных озарений?
Короче говоря, почему все это сплошь
сборники статей? "Критические дни"
лишь продолжают эту недобрую традицию.
Корпус отечественных публикаций по
современному искусству не так уж велик; ни
одной серьезной монографии, реализующей
statement, то есть манифест самосознания
российского искусства сегодня, в нем не
значится. Почему актуальное искусство
России, этот кипящий бульон, за одно
десятилетие 90-х проделавшее путь, на
который в нормальных условиях уходит
полвека – почему оно не написало связной
истории, не родило эпос, сиречь дискурс,
почему оно не создало Книги, а вся его
вербальная продукция в конечном счете
сводится к набору удачных mots, прозвучавших
на вернисажах либо по поводу оных?
Отечественный арт-критик, кажется, и сам не
усматривает какой-либо исторической или
интеллектуальной необходимости,
определяющей то, каким аналитическим
инструментарием он пользуется. Что дали,
тем и пилю. Потому что в любом случае
инструментарий этот заимствованный,
жестких внешних причин, определяющих его
выбор, нет, а местная ситуация настолько
податлива, что приемлет с равным
безразличием хоть структурный анализ, хоть
марксистскую критику. Именно поэтому у нас
нет какой-либо четкой критической линии, а
следовательно, нет школы. Но это к книге
Ковалева уже не относится.
Kunstbazaar. Про арт-рынок -
по-иностранному и по-нашему. Регулярно,
примерно раз в месяц от разных изданиев
получаю приглашения написать про арт-базар.
Всегда отказывался - ребят, понятное дело
подводить не хочется. Но тут недавно мне
сделали предложение, от которого я не смог
отказаться - написать про это дело для
каталога берлинского Арт Форума. По-русски
тоже это дело где-нибудь тисну. А вот
новейшие разработки.
IRINA SANDUL. The dog-eat-dog world of Russian art text
http://www.russiajournal.com/misc/sense/frames.htm?&&http%3A%2F%2Fwww.russiajournal.com%2Fkb%2Fart_rj.htm%3Fid=6315&http%3A%2F%2Fwww.russiajournal.com%2Fweekly%2Farticle.shtml%3Fad=6315&w"In
the 1990s, artists were the richest people in Russia," said Yelena Selina,
owner of XL Gallery, one of the most popular and commercially successful
galleries in Moscow.
Kulik says the dog's life has not brought him any money. But his other artworks
- paintings, photography and installations - are now in great demand among
Western museums and private collectors, who make up four-fifths of his clients.
Marat Guelman said the total amount of money that circulates in Russia's art
market is only $10 million to $12 million.
"I saw storage rooms in Berlin packed with Russian art. In Italy in '94,
there were signs on every [gallery] door reading, 'We do not look at Russian art.
Guelman openly talked about the profits his gallery makes. His art business'
turnover is around $800,000 a year - more than the budget of the Ministry of
Culture of his native Moldova.
Other gallery owners and art dealers hesitate to discuss money issues. XL
Gallery owner Selina said she did not wish to name her revenue or expenses and
only said that her debit matches her credit.
Aidan Salakhova, an artist and the owner of the Moscow gallery Aidan, on
Tverskaya Ulitsa, said that "neither customers nor artists benefit from
taxation."
Сергей ХАЧАТУРОВ - Елена КУПРИНА. И
русский дух валютой пахнет
http://www.vremya.ru/2002/139/6/39416.html
Все продается и покупается, но без
сенсаций и со знанием дела. Большой рост цен
сенсацией уже не является. К тому же наш
внутренний рынок начинает работать по
западному образцу.
Самое минное поле, как всегда, авангард. На 99
процентов рынок авангарда состоит из
сомнительных вещей. Наоборот, почти никого
не интересовавшее пять лет назад искусство
тридцатых годов сейчас стремительно растет
в цене.
Сейчас топовая тема -- «Бубновый валет», а
тридцатые годы XX столетия очень
привлекательны сегодня в плане инвестиций.
Совсем другое. Характерные для соц-арта
манипуляции с языком тоталитарной эпохи
интересуют сегодня избранный круг эстетов.
В живописи тридцатых привлекает
традиционное качество, высокое мастерство,
ощущение времени.
JEANNE WHALEN. A Modern Edge on Russian Art. The Contemporary Scene Is
Vibrant. Though the Market Boom Cooled. - Wall Street Journal, November 15, 2001
http://www.cdi.org/russia/johnson/5548-12.cfm
Some of the artists on that list are winning recognition in Russia and among
a limited circle of foreign collectors. Oleg Kulik, a performance and
photographic artist — best known for crouching and barking like a
dog and biting the ankles of exhibition goers — was on display at
this year's prestigious Venice Biennale. His work has sold for up to $30,000.
Valery Koshliakov's soft, brown paintings laced with gothic and ancient imagery
fetch from $7,000 to $10,000. And the painting duo of Vladimir Dubosarsky and
Alexander Vinogradov recently sold one trademark work, a comic mix of Hollywood
and socialist realism, for $5,000.
Документа и Дискурс. Хотим
Большого. Вопрос тут только в одном -
подчиняеся ли мы безпрекословно приказам
из Центра? У Кати и Вити не возникает
никаких вопросов - установка у них такая.
Но проблема не только в постколониальном
дискурсе, а в том, что от всяких БОЛЬШИХ
ДИСКУРСОВ большинство приличных людей у
нас до сих прилично подташнивает. Понятно,
что для того, чтобы попасть на Документу,
нужно было всего лишь снять
пятнадцатиминутное видео "про Чечню" -
но ни у кого рука так и не поднялась. Глупо
ведь...
Екатерина Деготь. Искусство без России.
Наша страна не умеет видеть себя в
постколониальном мире. Ведомости, 25.07.02
http://guelman.ru/culture/articles/Degot250702.htm
"Манифеста" - следствие крушения
Берлинской стены, когда в центре дебатов
оказалась борьба с большим нарративом, со
всеобъемлющей авторитарной идеологией.
Таких когда-то было две: западный
колониальный либерализм и советский
имперский коммунизм. После крушения стены
возникла надежда на то, что мир будет
действительно постколониальным и пост-, а
не антикоммунистическим, но этого, как
известно, не произошло: либерализм допустил
Другое только в форме гетто, инструментом
создания которого стало требование
идентичности и выдача нациям процентных
норм, в том числе и на международных
выставках, где, в карикатурном варианте,
художники стали обязаны представлять свою
страну или, на худой конец, пол.
Здесь реабилитируются "большие
нарративы", но только другие, новые,
постколониальные.
Энвейзор, ни больше ни меньше, доказал, что
искусство возможно: что оно может говорить
о геноциде в Руанде, об апартеиде в Южной
Африке, о коллективном самоубийстве
карибских индейцев на Гренаде в 1651 г. и
оставаться при этом искусством.
Вполне знакомая аргументация, вполне
знакомая критика политкорректности, но
только подкрепленная блестящим
академическим образованием,
ответственностью за судьбу мира в целом (а
не только своей державы) , серьезностью и
масштабом зрения. Как раз тем, чего в России
не просто не хватает - нет вовсе.
Виктор Мизиано: Новое столетие
начинается с примеров индивидуального
противостояния разладу времени
http://www.polit.ru/documents/493559.html
Из Восточной Европы он был только в
Хорватии, где оказался на международном
конгрессе художественных критиков. Видимо,
местным критикам удалось погрузить его в
свою художественную среду, и в результате
три художника, живущих в городе Загребе,
оказались на "Документе".
Поскольку я-то куратор локального масштаба
или, в лучшем случае, куратор, который
работает вот на этих связях, на перекачке из
локального в центральное, то такое
самопозиционирование Окви Энвейзора
неизбежно вызывало у меня некоторое
предубеждение. Однако когда я увидел
выставку, надо признаться, у меня остались
впечатления в общем очень уважительные. Это
была действительно очень серьезно и
ответственно сделанная работа.
Когда я пытался понять, почему Окви
отказался внимательно присматриваться к
русскому искусству, я в конечном счете
понял, что он прав. Он не нашел бы в Москве
художников, которые его интересовали. У
Кулика работы жестовые, провокативные,
импульсивно-пассионарные, но лишенные той
интеллектуальной обеспеченности,
интеллектуальной фундированности,
академичности, которая была присуща всем
участникам "Документы".
CHRISTOPHER KNIGHT. All Politics, Little Art. By insisting that only works
with an agenda matter, the new edition of Documenta is dull indeed.
http://www.calendarlive.com/top/1,1419,L-LATimes-Art-X!ArticleDetail-64993,00.html
In the Age of Enron--and WorldCom, Global Crossing, Tyco International and on
and on--Americans are beginning to taste the destructive chaos caused by a
willful abandonment of regulatory oversight. A chief function of democratic
government is the mitigation of inequities inevitably caused by capitalism. But
what happens in a global economy, where corporations supersede nations? What
becomes of the social mechanisms for relief?
The show also feels old-fashioned. Art, signifier of Western authority, is
replaced by "cultural production," which is anything made by anybody,
individually or collectively. Dismantling the established authority of a
traditional medium such as painting was a project undertaken--with considerable
success--more than 30 years ago. Doing it again, even for different ends, is a
bureaucratic gaffe--the creation of a Department of Aesthetic Redundancy
Department.
Peter Schjeldahl, art critic for the New Yorker, coined the term "festivalism"
for art found in "ennials" like Documenta and Manifesta. Mixing
entertainment and soft-core politics, festivalism "favors works that don't
demand contemplation but invite, in passing, consumption of interesting--just
not too interesting--spectacles." True enough. But I always thought a
festival was supposed to overflow with artful celebration, charged exuberance
and erotic joy. How did the art establishment get so dull?
Ольга Козлова. «Документальная»
интервенция
http://ej.ru/026/art/03documenta/index.html
Путешествуя по выставке, ловишь себя на
мысли, что не только история, рассказанная
нашим бывшим соотечественником, но и другие
злободневные сюжеты - из жизни индусов и
палестинцев, эскимосов и сенегальцев, -
обильно представленные этим летом в
Касселе, зрителей мало трогают.
Восприятие такого искусства требует
времени и терпения, и зачастую интересная
идея авторов из-за неэффектного
визуального показа на выставке просто
проваливается. Ведь чтобы понять, что имел в
виду художник, надо прочесть комментарий,
посмотреть целиком видеофильм или зайти на
его сайт...
В известном смысле «Документа-11»
оказалась неподвластна кураторской воле,
прихотливо расползлась по городу, вышла за
пределы постколониальной тематики.
Искусство оказалось шире и богаче
заявленной кураторами программы. Может
быть, на сей раз именно потому, что оно
активно сотрудничает с «жизнью».Вероника
Хлебникова. ОДИНОКИМ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ "ДОКУМЕНТА"
http://www.ng.ru/art/2002-07-23/9_kassel.html
"Документа" Энвезора фиксирует
беспомощность идеологий, регистрирует
невозможность договориться, устанавливает
сомнительность бескровной реализации
глобальных политических и социальных
проектов. Все это вкупе с ключевыми словами
всякого прогрессивного кураторского
портфеля ("глобализм, постколониализм,
фундаментализм, социальная отзывчивость,
урбанизация, политология, геноцид") -
тонкий внешний слой гигантской (около 450
объектов) экспозиции, под которым
ворочается молекулярная структура
одинокой экзистенции. Вживанию в ее
громоздкую мерную пульсацию способствует
позиция куратора, который не настаивает на
сообщаемости сосудов и не форсирует
возможность связать авторские проекты
тематически, позволяя зрителям самим
опознать подспудный сюжет,
разворачивающийся перед ними.
После всех удивлений "Документы",
связанных в том числе с прямотой и
неотрефлексированностью некоторых арт-проектов,
представленных неевропейцами, становится
очевидным, что встраиваться в земное
сообщество и обустраивать его вместе с теми,
у кого это не слишком успешно до сих пор
получалось, третьи-пятые народы будут по-своему
- настолько они другие. Взыскуется, что -
мирно, с соблюдением либеральных законов.
Может быть, арт-эксперименты с нашей
психосоматикой, эти мощные аттракционы
чуть расшатают ее жесткий панцирь и пособят
каждому в отдельности если не помыслить, то
хоть как-то представить себе те неожиданные,
причудливые формы, какие способна принять
эта интеграция и примеры чему мы встречали
разве что у космических фантастов.
Хорошие новости. Тупые
и кошечки, Беляев и девушка и т.д.
Николай МОЛОК. ГОЛОВА С ЛИЦОМ. Реализм
возвращается и становится популярным
художественным трендом
http://www.vremya.ru/2002/125/6/38333.html
Выставка, недавно открывшаяся в
парижском Центре Помпиду, называется "Дорогой
художник", на ней представлена
фигуративная живопись двух десятков
мастеров. Одновременно в лондонской
галерее Тейт проходит огромная
ретроспектива Люсьена Фрейда, которого в
Британии называют крупнейшим
реалистическим живописцем. Наконец, один из
самых влиятельных в мире журналов по
искусству - нью-йоркский "Арт-Ньюс"
посвятил свой июньский номер "Многоликому
реализму" - такой заголовок вынесен на
обложку. Все эти события отмечают новую
тенденцию в западном артмире - моду на
реализм.
А что же у нас? Новая мода на реализм может
оказаться чрезвычайно выгодной для наших
художников. Ведь у нас реалистическая
традиция не только не умерла, но и
процветает до сих пор. Парадные портреты
можно заказать Илье Глазунову, Александру
Шилову или, лучше, Никасу Сафронову.
Монументальную натуралистичную скульптуру
с удовольствием сделает Олег Кулик (опыт
есть - его знаменитые коровы). А
реалистическую картину, немножко ироничную,
легко напишут Александр Виноградов и
Владимир Дубосарский. Так что наши
художники просто должны воспользоваться
моментом.
Мэлор СТУРУА. СЛОНЫ-ПРОИЗВОДИТЕЛИ
СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА. Художника Криса
Офили прославил навоз
http://www.izvestia.ru/culture/article21132
Крис Офили, несмотря на свою скандальную
знаменитость, - человек нежный и
застенчивый. Он не устает объяснять, что его
картины - не попытки эпатажа, а отражение
его жизненного опыта. Офили родился в
Манчестере, но его родители были из Нигерии,
и его родной язык - иоруба (нигерийский
диалект). Кстати, Офили такой же ревностный
католик, как и экс-мэр Нью-Йорка Джулиани.
Когда Офили исполнилось 24 года, он получил
стипендию от Академии, но поехал не в Италию,
а в Зимбабве.
Николай МОЛОК, Ольга КАБАНОВА. ХОРОШИЙ
СЕЗОН НЕ КОНЧАЕТСЯ. На отечественной арт-сцене
все есть, но пока слишком мало
http://www.izvestia.ru/culture/article21144
Когда живешь дома, то кажется, все хорошо -
художественный процесс идет, как паровоз по
рельсам, - пыхтит, гудит, темп набирает -
авось куда-то и прибудет, не без опоздания,
конечно, но все же... И ведь все участники
этого процесса стараются: музеи и галереи
денно и нощно придумывают выставки и ищут
новые профессиональные коммуникации,
государство покупает с помощью меценатов
шедевры (один раз), художники тоже трудятся,
несут свои работы на ярмарки - жить-то надо,
и коллекционеры делают закупки - спасибо им.
Но вот как покинешь родные обжитые арт-пенаты,
так словно и не патриот, на родную
художественную жизнь смотришь без всякого
восхищения и сочувствия к подвижникам
отечественного арт-процесса.
Лев Рубинштейн. Может, хватит?
http://ej.ru/027/art/01column/index.html
Куда интереснее другие вещи. Например,
форма. Как это часто бывает, форма
заимствуется у смертельного врага. А
смертельным врагом оказывается актуальное
искусство, локализовавшееся в данном
случае в лице писателя Сорокина. Услышав
кой-какой звон о каких-то перформансах да
акциях, «Идущие» тоже вовсю бросились
перформировать: что-то там сжигают, что-то
зарывают в землю, а что-то оттуда выкапывают
- как бы борются с противником как бы его же
средствами. Разница одна, но существенная:
задачи у этих ребят далеки от
художественных. А вот какие, они, похоже, и
сами не знают. И именно это-то и
представляет опасность, схожую с той, какую
представляет собою обезьяна с гранатой в
руке. Приемы и методы искусства, грубо
вырванные из художественного контекста,
всегда чреваты черт знает чем. Так, игровые
и забавные «суды над Евгением Онегиным»
двадцатых годов мутировали в кровавые
судебные спектакли тридцатых.
Дональд Каспит. Лица без выражения. В Нью-Йорке
и Вашингтоне проходит выставка известной
русской художницы Татьяны Назаренко "Моя
Россия"
http://www.mn.ru/issue.php?2002-26-53
Знаменитые вырезанные из фанеры фигуры
Татьяны Назаренко - ее самые модернистские
работы - напоминают произведения
крупнейшего американского скульптора
Алекса Каца. Каждая - небольшая притча или
анекдот. Мне они кажутся своеобразной
потемкинской деревней, скрывающей за
фасадом свою суть: это реликты почти
столетнего коммунистического гнета,
призраки, умудрившиеся под ним выжить.
Возможно, Назаренко и была официальным
советским художником, но в своем творчестве
она выразила гораздо больше, чем
предполагали власти: она показала, что эта
власть не была ни традиционной, ни
модернистской, она была банкротом. Та часть
российской художественной жизни, которую
мы увидели в Соединенных Штатах,
засвидетельствовала все что угодно, но не
банкротство.Елена Невердовская. "Тупые"
основали Новый Европейский Общий Дом
http://arteria.ru/12_07_2002_1.htm
Русские художники в течение всего
фестиваля ухаживали за европейскими
птичками, как "мама и папа" кормили,
поили и холили их. Первоначально, правда,
Козина и Флягина обвинили в живодерстве - по
слухам. Слухи же распустили сами художники:
они объявили, что как "чеченские боевики"
берут цыпляток в заложники и требуют за них
выкуп. Каждый час будет стоить очередной
жертве жизни - ножки цыпленка зацементируют
в формочке для кекса, а затем бедную жертву
утопят в Эльбе. Известный петербургский
перформансист Игорь Баскин сразу помчался
к Тупым. Неужели, правда? - Да, сказали Тупые,
мы уже 20 штук утопили. А вам не жалко?
Конечно, жалко, сказали Козин и Флягин. Ну
тогда - вы настоящие художники, заключил
Баскин.
Александр Панов. Цусимская битва. Морской
бой. Графика Константина Батынкова
http://ej.ru/029/na_dniah/exhibition/batynkov/index.html
Эти субъективные обертоны чувствуешь,
когда видишь корявые и очень "ручные"
вариации на темы "морского боя",
повешенные под каждым рисунком. Огромный,
изящный, красивый лист, а под ним на
тетрадном листочке кто-то сыграл в школьную
игру. Качество исполнения столь разнится,
что против воли начинаешь обращать
внимание на никчемные почеркушки. И
постепенно понимаешь, что автор-то именно в
них.
Потому что марины слишком "французисты"
- так рисовали в Париже в 1910-1920-е, пусть не
тушью, а разноцветной акварелью. И они
демонстративно говорят о вкусе и
образовании художника. А вот в фатально-мазохистский
"морской бой" играют лишь в России.
Несмотря на то, что заштрихованные клеточки
отдают горечью цусим.ЕЛЕНА ЯКУНИНА.
Девушка, голубь, пейзаж и Аполлон.
Московские художники в часовне Святого
Людовика парижской больницы Сальпетриер
http://www.rusmysl.ru/2002III/4416/4416index.html
Новая выставка молодых московских
художников Андрея Молодкина, Глеба
Косорукова и Алексея Гинтовта.
Молодые люди заняты поиском нового
языка в новой России, и средства, которые
они при этом используют, — лишь подручный
материал. Тематика их произведений
опирается на немногие базовые понятия:
книга, природа, птица, человеческое тело. «Мы
наполовину азиатская страна, непохожая на
западный мир. Тогда почему же объясняемся
на американском жаргоне? Пусть наше
искусство будет брутальным и необычным. Тем
интереснее это "другое" будет той же
Европе».
Елена Невердовская- Тайная вечеря по
Дамиану Хирсту
http://arteria.ru/26_07_2002_1.htm
В настоящее время в Петербурге можно
увидеть несколько работ известного
британского художника Дамиана Хирста. Чаще
всего, роль внедрившегося в чужую среду
агента исполняет имя художника, которое
замещает бренд фирмы или участвует в
образовании имени лекарства. На тех
картинках, где "Дамиан Хирст" или,
просто "Хирст" не встречается, зритель
задерживается, так как натренирован в
разгадывании кроссвордов и во что бы то ни
стало, хочет решить, что же на упаковке
лишнее. Успех "Тайной вечери" налицо,
если, конечно, иметь ввиду, что художник
ставил перед собой задачу преподнести
зрителю несколько тестов на внимание и
сообразительность.
Константин АгуновичСергей
Шеховцов
http://www.afisha.ru/art-review?id=881473
Шеховцов понавырезал из поролона девок в
позах, заимствованных из веселого журнала,
раскрасил красками из ярких баллончиков; на
вернисаже у входа в галерею болтались
поролоновые сиськи в поролоновом
бюстгальтере; на полу в галерее стоит
надувной бассейн, где плещутся поролоновые
совокупляющиеся фигурки; рядом - обитый
поролоном телевизор, и сквозь дырку в
поролоне видно веселое же видео.
Марина Колдобская. Человек за бортом
http://www.newtimes.ru/newtimes/coldob.asp?n=2957
В последний день фестиваля российского
искусства в Вене один художник, юноша
живой, смешливый и обаятельный, сидел
нахохлившись, печальный, в толстом
свитере, несмотря на жару. Уж не заболел ли?
Нет, но замерз, потому что ночевал
на улице. До четырех часов утра еще можно
было спать, а потом стало холодно, так
что пришлось все время ходить.
Но он никому ничего не сказал, в расчетный
час взял свой рюкзачок и ушел в никуда.
Легкий сбой в программе - и человек из
дорогого гостя превратился в бомжа. Так что
на вопрос: как выпадают из общества? - есть и
такой ответ: по причине гордой
застенчивости.
Нынче в России в интеллигентных кругах
выпадать за борт немодно, напротив, публика
старательно усваивает правила, по которым
можно перейти в средний класс. И
большинство успело убедиться, что богатые
тоже плачут, во всяком случае, смертельно
устают.
Сейчас во Франкфурте-на-Майне идет форум
радикального искусства Manifesta, и там в числе
прочего проходит конкурс на лучший «самодеятельный
дизайн социальных перспектив». Говоря по-человечески,
игра на тему «измени жизнь», «найди смысл» и
т.п. Победителю вручат 10 000 дол. - очень
немного, если учесть, что «перспективы»
придется осуществлять.Максим Райскин. С
кем Вы мастера культуры?
http://arteria.ru/11_07_2002_1.htm
Может статься, что в будущем году Институт
Про Арте в дополнение к
общеобразовательным и искусствоведческим
дисциплинам будет вынужден ввести для
своих сотрудников и студентов
дополнительные курсы по восточным
единоборствам и самообороне. Причина
такого прикладного ответвления в
образовательной программе Про Арте
достаточно проста - с мая этого года
петербургские культурные институции все
больше становятся похожи на бойцовские
клубы, а в дискуссиях все чаще начинают
применяться силовые методы борьбы.
Свидетельством тому - вчерашнее
мероприятие в Про Арте, заявленное как
показ фильмов московских медиаартистов
Андрея и Юлии Великановых, а на деле
превратившееся в драку с постоянным
участником подобных незапланированных, но
ожидаемых, культурных баталий Александром
Бренером.
Ирина КУЛИК. Посмотри в глаза чудовищ
В ЗВЕРЕВСКОМ ЦЕНТРЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
СОСТОЯЛАСЬ ВЫСТАВКА, ПОСВЯЩЕННАЯ ДЕТСКИМ
СТРАХАМ
http://inostranets.ru/cgi-bin/materials.cgi?id=11621&chapter=12
В каждом из нас, наверное, живет мечта –
вернуться в детство и хорошенько напугать
тех страшил, которые мерещились нам по
ночам в темных углах спален. На выставке в
Зверевском центре художники радостно
пугали собственные давешние кошмары.
Испуганные кошмары становились
неузнаваемыми, кроткими, трогательными.
Выставка про детские страхи неожиданно
обернулась ностальгическим оммажем
русскому нонконформистскому искусству
начала 80-х – сделанному на скорую руку и из
чего бог пошлет, андеграундному и
фрондерскому, но тем не менее
сталкивавшемуся с недетскими и нешуточными
угрозами властей и социума.
Жизнь стала лучше. Тов.
Маяковский-фестиваль и Г.Ревзин, критик. Глупо
как-то все выглядит - и фестиваль был
дурацкий, но пафос суперлиберального
Ревзина как-то даже удивляет. Но не очень
сильно. Дело к тому идет - никакой революции
у нас не было. Кстати сказать, со стороны
рьяных защитников идеологических
бастионов либерализма это крайне
опрометчивая стратегия. Чтобы победить
революцию - даже задним числом, ее нужно
захавать с потрохами.
Григорий Ревзин. О нарушении норм гигиены
http://arteria.ru/22_07_2002_6.htm
Есть великий поэт Маяковский,
государственное достояние. Надо бы
государству потратиться и надо бы ему
подсказать, на что потратиться. Маяковский -
авангардист, и он доказал, как авангард
может быть полезен государству. Так что
надо дать денег на сегодняшний русский
авангард, на "футуризм.ру", который еще
жив, но не процветает.
У Маяковского есть стихи, высокая оценка
которых свидетельствует о развитом вкусе
того, кто оценивает. Больше того,
современный русский поэт, который не
прочитал и не пережил поэзию Маяковского, -
это фуфло, а не поэт. Но все дело в том, что
чтение и переживание творчества таких
людей может быть только и исключительно
частным делом. Никаких общественных акций
на тему человека, предложившего "жизнь
делать с товарища Дзержинского", не может
быть в принципе, потому что это нарушает
нормы гигиены цивилизованного человека.
Именно в нарушении этих норм и заключается
нелепость, сомнительность и постыдность
ситуации. Искать и давать деньги на
культуру - достойно. Но когда люди
занимаются тем, что ищут деньги на юбилей
певца палачей, это значит, что с ними что-то
совсем не в порядке.
Открытое письмо. В редакцию газеты "Коммерсантъ"
Григорию Ревзину
http://arteria.ru/22_07_2002_5.htm
Культура, которая существует в виде
квартирных выставок, литературы в списках,
существовала не так давно - при
тоталитарном режиме и, говоря сегодня о
недопустимости каких-либо общественных
акций на тему Маяковского, Вы, к сожалению,
следуете логике этого самого тоталитарного
режима, не важно, что врагом теперь объявлен
не западный формализм, а коммунистические
темы Маяковского.
Максим Райскин. Маяковский не прошел
face-control газеты "Коммерсант"
http://arteria.ru/22_07_2002_4.htm
Исходя из собственного опыта могу сказать,
что вышеописанные фантазмы обычно
возникают в воспаленных ежедневным трудом
мозгах обозревателей "Коммерсанта"
тогда, когда они пишут о каком-то новом,
возникшем непонятно откуда но, громко
заявившем о себе явлении. В такой ситуации
рушатся все умозрительные иерархии,
созданные сотрудниками отдела культуры "Коммерсанта"
до того: о ком следует писать хорошо, о ком
плохо, что респектабельно, а что
маргинально, что модно, а что архаично.
Корреспонденты уважаемого издания
испытывают чувства глубокой фрустрации,
тяжелой дезориентации, сильно страдают от
этого и пишут ругательные статьи.
Наталия САВОСЬКИНА. ФУТУРИЗМ. РУ–РУ–РУ!
Бренд «Mayakovsky» пришили к web-странице и к
рекламе «benetton», к www и ВВП, к фитнесу и
телепузикам
http://2002.novayagazeta.ru/nomer/2002/50n/n50n-s35.shtml
Если манифестации Бурлюка и Ко вызывали у
современников шок, то наш пофигизм не
смутишь не то что конфетой – даже Олегом
Куликом на поводке.
Авторы фотографий и инсталляций не
эксплуатируют и не интерпретируют футуризм,
не изобретают антитезис Маяковскому и не
претендуют на синтез. Просто подают реплику
– во весь голос.
Наталия САВОСЬКИНА. СКАНДАЛИСТЫ «КРУГЛОГО
СТОЛА». На фестивале Маяковского обсуждали
проблему «художник и власть». И обсуждали
весьма бурно…
http://2002.novayagazeta.ru/nomer/2002/53n/n53n-s24.shtml
Фестиваль Маяковского показал:
общественности нет дела до эстетических
основ авангарда, а новаторское творчество
поэта стало синонимом придворного
советского рифмоплетства. Изломанной
красной линией видится сейчас путь
художника, который из лучших авангардных —
пусть излишне романтических — побуждений
хотел воспеть новую власть «шершавым
языком» футуризма; мечтал служить, а
вынудили прислуживаться.
Практика освоения новых территорий — в
топосе осязаемых объектов или
человеческого сознания — по определению
вещь рискованная и болезненная, но именно
она стоит у истоков новой художественной
оптики, которая войдет в плоть и кровь
литературы. Пенять на эту стратегию
бессмысленно, ведь суть contemporary art в том, что
оно — везде, и не может быть запретных тем
для литературы. И во все времена художник
обязан нести только одну ответственность —
этическую. Только с этических позиций
общество имеет право судить творчество
Проханова, уголовные дела Лимонова и Авдея
Тер-Оганяна, акцию «Идущих» против Сорокина.
В сегодняшней ситуации, когда логика
развития искусства противоречит
общественной морали, это единственный
критерий, позволяющий не смешивать ремесло
художника и политика, отделить искусство от
порнографии.
Федор Ромер. Маяковский закончился. В
Москве прошел первый фестиваль Маяковского.
Он показал, что второй фестиваль уже не
нужен Федор Ромерhttp://ej.ru/028/art/03mayakovs/index.html
Потом оказалось, что дух Маяковского
неуместен и в разгар рабочей недели. Одна из
главных столичных газет отреагировала на
открытие фестиваля колонкой одного из
главных архитектурных критиков (что ему до
Маяковского?), в которой сообщалось, что
публичное празднование дня рождения «певца
палачей» есть ситуация «нелепая,
сомнительная и постыдная». Мол, Маяковский -
действительно гений, но поскольку погряз в
злодействе, чествование его может быть «исключительно
частным делом». Получалось, что у себя дома
ты можешь, пугая соседей, вышагивать по
коридору под «Левый марш» или практиковать
на кухне ритуальные убийства, сообразуясь с
«действительно гениальной» строчкой «Я
люблю смотреть, как умирают дети», но вот на
площади Маяковского следует вести себя
прилично.
На самом деле устами главного
архитектурного критика говорит
сегодняшняя Россия, и в этом смысле он почти
приблизился к ненавистному Маяковскому,
бывшему рупором коллективного
революционного бессознательного. Сегодня
страна, очистившись от проклятого «тоталитарного
прошлого», старается не ворошить старое и
на людях выглядеть демократкой с
европейскими манерами, хотя на кухне у нее
творится бог знает что, вплоть до «контртеррористической
операции».
Евгения Поливанова. Маяковский –
ничевок. Фестиваль, посвященный «второму
после Пушкина русскому поэту», оказался
фикцией.
http://www.gazeta.ru/2002/07/10/maakovskijni.shtml
Маяковский воспевал своим стихом-лесенкой
Моссельпромы и гастрономы, что
характеризуется устроителями как «привлечение
народа к рекламе через поэзию», – а сами они
принялись приучать народ в обратном
направлении – к поэзии через рекламу. Все
выставленные плакаты не несут иного смысла,
кроме как совершить чистый акт творчества.
Сергей ХАЧАТУРОВ. Шуршите вы, и только.
Российские художники сдали зачет по
Маяковскому
http://www.vremya.ru/2002/128/6/38546.htm
Художники -- участники фестиваля к форме
оказались скорбно бесчувственны. Они
вдохновились самым старомодным,
агрессивным и тупым в творчестве
Маяковского -- идеологией. И попытались
интегрировать ее в современный
концептуализм. Без этикетки, ни о чем.
Конечно, по сравнению с нами, либералами,
Маяковский -- троглодит. Конечно, для
современной цивилизации идеология
Маяковского -- нонсенс. Но, будучи
художником, говорил он от первого лица, «живой
с живыми». Пороки города у него мажут в глаз.
Улицы у него вопят, бьют, пьют, гримасничают,
блудят: «Улица провалилась, как нос
сифилитика». Такой фактуре речи все-таки
следует учиться. Иначе все пассажи в честь
поэта яйца выеденного не стоят. Это квелые
бормотанья студентов на обязательном, но
тоскливом зачете. Шуршите вы, и только.Юлия
Чучалова. ДЕВУШКА ПЛЯШЕТ, А ШАРИК УЛЕТЕЛ
http://www.ng.ru/culture/2002-07-24/8_festival.html
Действо стало походить на вакханалию, не
имеющую ничего общего с означенной
тематикой. Сдобренный бардовской
самодеятельностью, футурбал напоминал
прокисшее молоко, а потом и вовсе захмелел.
Подумалось: какое граненое, однако ж, у нас
будущее.
Подземелье драконов-1.
Как полюбить метродискурс?Что-то и как-то
я в фишку, боюсь, не въехал. Всегда думал, что
любить "высокий соцреализм" - это
хороший и добрый прикол. А тут как-то ребят
заколбасило не по-детски. По серьезке как-то.
Александр Панов. Метродискурс. Подземный
рай пролетариата
Снимки из фотоколлекции музея
http://ej.ru/026/na_dniah/exhibition/diskurs/
Должное символизировать триумф самой
передовой общественно-экономической
формации, метро, как настоящий коммунист из
ленинской цитаты, обогатило свою память
знанием всех тех богатств, которое
выработало человечество. Богатств
архитектурных. Оно как на дрожжах выросло
на истории архитектуры.
Культурная перегруженность сталинского
метро входила в задачу его проектировщиков.
Многозначное убранство станций можно
постигать. Читать, как текст. Хотя рядовой
рабоче-крестьянский «читатель» едва ли
понимал толк в тонкостях флорентийской
мозаики или кессонировании сводов (что это
такое — узнаете и увидите на выставке),
общая масса этих «прекрасно украшенных»
мозаик и сводов должна была ввергнуть его в
эмоциональное состояние посетителя рая.
Божественного града.
Юлия Попова. Мода подземелья. Охватившее
мир увлечение тридцатыми годами превратило
московское метро в одно из самых модных
сооружений современности. 0http://www.expert.ru/expert/current/data/metro.shtml
Не надо обладать феноменальным чутьем,
чтобы понять: сегодня художественные
пристрастия дали сильный крен в сторону
тридцатых годов. И что интересно, в этой
ретрострасти мы не одиноки - весь мир "подсел"
на тридцатые, и мы со своим советским
наследием оказались на пике моды.
Кроме пересказов баек есть еще один жанр, в
котором принято думать о метро. Это -
разоблачение идеологической символики его
архитектуры. Потому немудрено, что все, что
со времен перестройки писали и пишут о
метро, так или иначе завязано на "подземный
храм", на "пролетарский рай" и т. д.
Все это уже отправилось в ту область старых
фотографий, музейных экспозиций,
раритетных открыток - в мир умилительных
свидетельств старины, которые
подкармливают наши ретросимпатии и ведут
хронику утрат. Но что касается метро, то
пока на несколько утрат есть одно большое
приобретение. Мы ведь всегда считали, что у
нас есть один крупный и неубиенный
архитектурный козырь - конструктивизм. А
оказалось, что он в колоде не один.
Константин Агунович Подземный
рай пролетариата
http://www.afisha.ru/art-review?id=793135
Возможно, это из-за холодного голубого
оттенка, в котором выдержаны новые
отпечатки со старых негативов. И это он
создает впечатление, будто с тех пор, как
были сфотографированы первые станции
Московского метрополитена, прошли невесть
какие века и та эпоха окончательно
завершилась (а если бы не завершилась, то
рабоче-крестьянское метро наверняка
вирировали бы в теплом коричневом). Так или
иначе, за метрополитеном - памятником
культуры и архитектуры проглядывает
метрополитен, связанный с повышенной
опасностью.
Подземелье драконов-2.
Отобразитель Бальтерманц. Прочитав
нижеследующие опусы, снова почувствовал
себя ровестником века. Меня лично от
бальтерманцев всегда сильно тошнило.
Хотелось купить хванеры, построить ераплан
и улететь к чертовой матери. Только
благодаря усилиям Ольги Львовны смог ту,
былую тошноту преодолеть, и осознать, что
был роскошный формалист - особенно когда
выстраивал головы Политбюро в затейливые
орнаменты. Высокий стиль. Пламенеющий
соцреализм.
Наталия САВОСЬКИНА. ЧЕРНО-БЕЛАЯ СТРАНА. Он
не увидел, как распался отлакированный его
объективом советский миф
http://2002.novayagazeta.ru/nomer/2002/56n/n56n-s28.shtml
В скудные послевоенные годы «огоньковские»
обложки Бальтерманца вырезали и вешали
дома вместо картин – не ради
идеологической выдержанности, а «для
красоты».
Но правда о нем видится не в историческом
тезисе успешной карьеры и не в антитезисе,
предлагаемом кураторами выставки, – некоем
намеке на скрытый антагонизм с властью.
Достаточно взглянуть на фотопортрет самого
Бальтерманца в 60-х годах, чтобы понять –
перед нами художник. Не придворный угодник,
не затравленный диссидент. Седой
аристократичный красавец, в глазах
которого достоинства больше, чем в обликах
всех шести генсеков, ставших героями его
труда.
Федор Ромер. Враг дышит где хочет. На
юбилейной выставке Дмитрия Бальтерманца
снимки главного советского фоторепортера
выглядят антисоветчиной
http://ej.ru/029/art/03baltermanz/index.html
Бальтерманц снимал хорошо, но очень не
любил то, что снимал. Вернее, тех, кого
снимал. Крайняя отчужденность от живой
натуры - вот то чувство, которое руководило
профессионалом и с которым он не мог (да и не
хотел) ничего поделать. Грубо говоря,
Бальтерманц - латентный некрофил.
Конечно, именно под знаком "антисоветчины",
а не абстрактного ужаса перед жизнью
осуществляется ныне реабилитация
Бальтерманца, что и было главной целью
выставки.
Полина Печерская. Советское значит
стильное
http://www.gazeta.ru/2002/07/19/sovetskoezna.shtml
В МДФ открылась персональная выставка
Дмитрия Бальтерманца (1912–1990) – одного из
самых плодовитых и приближенных к власти
советских фотографов.
Событие примечательное. Означает, что
советское из идеологического окончательно
превращается в стилистическое.
Ретроспектива Бальтерманца дает отличное
представление о том, что такое советский
стиль – в особенности периода «загнивающего
социализма», который уже резко
контрастирует с нашим сегодня.
Дмитрий Бальтерманц видел глазами
советского народа, а советский народ видел
глазами Дмитрия Бальтерманца. Бальтерманц
– идеальный советский фотограф, тем сейчас
и интересен. В наше помешанное на историзме
время идущий в ногу с историей выигрывает
дважды: сначала он любезен современникам,
впоследствии – потомкам.
Константин Агунович
Дмитрий Бальтерманц
Тогда он смог выбрать только сотню
снимков. Таких, которые угодили всем
ведомствам сразу и не обидели бы музу. В его
выбор не вошло жуткое "Горе" -
фотография, которая сейчас считается одной
из лучших работ ХХ века. И Бальтерманц знал,
что одна из лучших; он долго корпел над ней.
Но не выбрал: слишком много искусства. Не
соответствует канонам официального горя.
Не выбрал "Атаку", еще одну из лучших
фотографий века. Не выбрал множество
другого, теперь "классического
Бальтерманца". Которого, в противовес
Родченко, "гению диагонали", называют
"гением горизонтали" - но не учитывают,
что уравновешенный Бальтерманц диагоналей
себе позволить просто не мог.
Данила Ремизов. Когда гений - как все.
Выставка Бальтерманца в Московском доме
фотографии
http://www.russ.ru/culture/vystavka/
Однако проще всего и вероятно правильнее
будет не примерять на Бальтерманца то
соцреализм, то свободное и самоценное
искусство, а наоборот сказать, что если что-то
можно назвать советской фотографией, то это
как раз он - Дмитрий Бальтерманц. Просто
именно он являлся эталоном
социалистической фотографии. Не употребляю
термин "соцреализм", потому что
фотография не воспринималась в советской
журналистике как искусство, была чем-то
прикладным, хотя и важным.
Немножко потоптавшись в
конструктивистской традиции, он разделился
на невыразительного и многозначительного
"парадного" символиста и
монументалиста. Именно поэтому спор о
том, был ли Бальтерманц советским
фотографом, можно решить именно таким
образом: советская фотография была
Бальтерманцем. Он снимал, как все, а всех
заставляли снимать, как он.
Пещера драконов-3.
Штейнер и авангард, соцреализм и Жижек и все
такое.
Федор Ромер. Рецензия вместо комментария
http://ej.ru/028/tema/childbook/05/pv.html
Автор книги «Авангард и построение нового
человека. Искусство советской детской
книги 1920 годов», живущий в Нью-Йорке
искусствовед Евгений Штейнер.
Она писалась тогда, когда на «перестроечного»
зрителя хлынула лавина прежде запрещенного
искусства авангарда и началось
триумфальное шествие этого искусства по
миру. На всеобщие восторги Штейнер
ребячливо ответил своим «фи». Но, по
убеждению автора, на авангардистах в целом,
и на детских иллюстраторах в частности,
лежит вина за становление тоталитарного
режима в России и за его идеологическое
обслуживание. Таким образом, претензии к
детской книге 20-х годов у Штейнера не
эстетические, а этические.
На самом деле Штейнер не слишком оригинален.
Это всего лишь Гройс наоборот. Поясню: как
раз незадолго до того, как Штейнер взялся за
свой скандальный труд, в Германии вышла тут
же ставшая знаменитой книга философа
Бориса Гройса, в русском варианте
называющаяся «Стиль Сталин». Гройс
утверждал, что соцреализм органично вышел
из авангарда, является его логическим
продолжением, а потому есть вполне
полноценное искусство, а не
идеологизированный мусор. Штейнер
выворачивает этот тезис наизнанку -
поскольку авангард повинен в появлении
соцреализма, то мусором (тоталитарным и
морально ущербным искусством) является и
сам авангард.
Владимир Сальников. Утопия в картинках.
Краткий курс истории детской иллюстрации в
СССР текст
http://ej.ru/028/tema/childbook/05/index.html
В ту революционную эпоху зримый образ
победил слово в исконно логоцентричной
России. Авангардисты действовали по
принципу «лучше раз увидеть, чем десять раз
услышать». И их книги теперь воспринимаются
прежде всего как произведения
изобразительного искусства, где текст
следует за иллюстрациями и сам похож на
вольные графические упражнения. И только
Сталин восстановил торжество вербального
над визуальным. Но это позже...
Благодаря московскому сюрреализму
возникла атмосфера открытости,
восприимчивости к любому художественному
языку. Сюрреализм, в отличие от
супрематизма Малевича, не предлагал
строгого эстетического кодекса, тем самым
открывая дорогу свободному фантазированию
и стилевой эклектике.
А вот еще совсем прозрачный Ромер
относительно соцреализма.
Fedor Romer. The Immortal Corpse of Socialist Realism
http://www.capitalperspective.ru/july2001_august2001/art_history/
Socialist realism must be understood as a project, an aggregate goal, ideal,
and message in which its constituent art is subsumed. This feature links it not
just to the classical avant-garde but also to contemporary art, where the notion
of the “project” has become central and all-embracing. It might be
argued that rostrums, parades and training were in fact a part of Soviet Russia
and that the artists really have depicted what they saw with their own eyes. But
Soviet reality was itself an impractical and utopian work of art in which
parades and army training were more “performances” – to use the jargon of
contemporary art – than life-essential procedures. And, of course, they were
performances that assumed viewer participation.
Likewise, socialist realism is an art form impossible without a viewer. With its
agit-prop intentions, socialist realism is a medium just like contemporary art,
now a part of the spectator industry. In a certain sense, social realist life
recalls pop art, but without the critical distance between the artist and the
mass product depicted. Many analysts have noticed that a genuine socialist
realist picture requires no original. It was socialist realism, not Andy Warhol,
that conceived of mass circulation as the crucial category in twentieth century
art.
И всякое интересное, советологическое
Johann Hari. Comrades up in arms
http://www.newstatesman.co.uk/site.php3?newTemplate=NSArticle_NS&newDisplayURN=20020610001
Stalin still exerts a strange hold over some, not least Arthur Scargill. Johann
Hari attends a Stalin Society meeting
But that is not his only gripe. "Every time a Russian composer from the
socialist period is played on Radio 3, some smug presenter refers to the
supposed 'tyranny' or 'totalitarianism' of that time." Powell says that,
"in fact, the arts flourished under Stalin".
Slavoj Zizek. Seize the day: Lenin's legacy argues that the left today
needs Lenin's lessons more than ever. (Lenin by Hélène Carrère
d'Encausse, translated by George Holoch. Holmes & Meier, 371 pp, £35,
2001, 0 8419 1412 5)
http://books.guardian.co.uk/lrb/articles/0,6109,761903,00.html
On 7 November 1920, on the third anniversary of the October Revolution, a
re-enactment of the Storming of the Winter Palace was performed in Petrograd.
Tens of thousands of workers, soldiers, students and artists had worked round
the clock, living on kasha (tasteless porridge), tea and frozen apples, to
prepare the performance, which took place just where the original event had
occurred. Their work was coordinated by army officers, as well as avant-garde
artists, musicians and directors, from Malevich to Meyerhold. Although this was
theatre and not 'reality', the soldiers and sailors who took part played
themselves. Many of them had not only participated in 1917, but were, at the
time of the performance, fighting in the civil war - Petrograd was under siege
in 1920 and suffering from severe food shortages. Such performances -
particularly in comparison with Stalin's celebratory Mayday parades - are
evidence that the October Revolution was not a simple coup d'état carried
out by a small group of Bolsheviks, but an event that unleashed a tremendous
emancipatory potential.
Хорошие новости-2. Деконструкция
"Москвы", Саша-СПС, Никас Сафронов
лучше Врубеля Бесполезны, по правде
говоря все наши беспокойства. Новый
тоталитаризм - не хуже старого. Тошнит опять
начинает - и защищать "Москву" тоже
абсолютно бесполезно. Лучше покупать
антидепрессанты.
Алексей КОМЕЧ. ПЯТИЗВЕЗДОЧНЫЙ ДОХОД.
Перестраивая гостиницу "Москва",
власть реанимирует дух сталинской Москвы
http://www.izvestia.ru/culture/article21702
Но самая скандальная новость последних
дней: решение правительства Москвы о сносе
одного из символов города - гостиницы "Москва"
и о строительстве на ее месте
пятизвездочного отеля по первоначальному
проекту архитектора Алексея Щусева.
Да, проект чудно выражает дух сталинской
Москвы - и мы не то чтобы реставрируем, мы
еще и с любовью нагнетаем эту же атмосферу!
В новых московских проектах реанимируется
Генплан 1935 года, большой капитал нуждается
в громадном и масштабном, и то, что прежде
обслуживало грандиозные задачи
коммунистического счастья, теперь
оказывается вполне подходящим для
извлечения максимальной прибыли.
Арина ИНОЗЕМЦЕВА. Царю-освободителю -- от «Союза
правых сил».В Кремле установят памятник
Александру II
http://www.vremya.ru/2002/127/6/38470.html
Демократы в лице лидера СПС Бориса
Немцова решили в очередной раз подчеркнуть
свою близость к народу и предложили
установить в центре Москвы «лучший символ
возрождения российского села». Таковым
символом, по мнению Немцова, станет
памятник царю-освободителю Александру II. По
словам лидера СПС, «проект получил горячую
поддержку мэра Москвы Юрия Лужкова».
Сергей Сафонов- ВОЙНА - ДВОРЦАМ СТАЛИНСКОЙ
ЭПОХИ
http://nlo.magazine.ru/artist/jrec/saf45.html
Только деморализованностью культурного
сообщества можно объяснить столь вяло
выраженное общественное неприятие новой
авантюры столичных властей - решения о
сносе выстроенной по проекту архитектора А.
В. Щусева гостиницы "Москва".
Лариса Суетенко. НИКАС САФОНОВ
НАПИШЕТ ПОРТРЕТ ПРЕЗИДЕНТА ПУТИНА. - «ПРАВДА.Ру»
http://pravda.ru/showbiz/2002/07/15/44161.html
Герой светских и скандальных хроник
мечтает стать придворным художником.
Недавно он написал портрет очень
известной дамы, которую не смутила его
слава заправского ловеласа, смакующего
подробности своих интимных связей с
известными женщинами в желтой прессе. Это
смелой женщиной оказалась супруга
президента США Джорджа Буша Лаура.
Хотя, если верить окружению президента,
Владимир Владимирович относится к «увековечиванию
своей памяти» весьма прохладно.
Сергей ХАЧАТУРОВ. «Минерву беру на
себя». Зураб Церетели сделал выговор
Петербургу
http://www.vremya.ru/2002/122/2/38131.html
В Академии художеств Санкт-Петербурга
состоялась пресс-конференция президента
Российской академии художеств Зураба
Церетели.
Он делает ревизию богатейшего собрания и
понравившиеся экспонаты просто-напросто
перевозит в Москву, в залы своего музея на
Пречистенке. С 1998 года было вывезено 420
живописных и графических работ, за
последний год -- 155.
Анастасия Аскоченская. Германия в
центре проблем градостроительства
http://www.vremyamn.ru/cgi-bin/2000/976/7/3.html
Очередной международный архитектурный
конгресс, проходящий в Берлине, привлек к
себе внимание речью канцлера Шредера на
открытии мероприятия. Речь была неожиданно
резкой и касалась ответственности
строителей перед государством и народом.
Проблема видится канцлеру в притоке
эмигрантов из Азии и Африки, заполонивших
Германию. То есть в самой эмиграции нет
ничего плохого, она даже делает честь
стране, но нагрузка на города во главе с
Берлином колоссально возрастает. В этой
связи канцлер призвал всех градостроителей
к ответственности, поскольку возводиться
сейчас будет множество зданий и за
количеством нужно не потерять качества.
Не только специалисты, но и простые
смертные, бродящие по Берлину, констатируют
ощущение томительной несвободы. Психологи
трактуют это проблемами самоидентификации
немцев, сломленной всей историей ХХ века.
Чиликов. Сказала я
ему - всего хорошего.
Юлия Чучалова. СЛЕВА - ЛЕНИН, СПРАВА -
ШВАРЦЕНЕГГЕР. Как Сергей Чиликов "отличился"
в Доме фотографии
http://www.ng.ru/culture/2002-07-26/8_foto.html
Мы начали забывать о том, как жили
раньше", - вздыхает Сергей Чиликов. Но его
выставка - не камень в наш с вами огород, а
"чисто художнический взгляд", без
всякого социально-политического подтекста.
С подтекстом наша фантазия должна
справиться сама. Может, она сочтет все
найденные отличия лишь формой. Люди-то, они
ведь и в Йошкар-Оле - люди.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ. Оличия без различия.
Выставка Сергея Чиликова в Московском Доме
фотографии
http://www.vremya.ru/2002/132/6/38861.html
Предпоследнее выступление Чиликова в
Москве весной на биеннале также вызвало
небольшой скандал. Фотографии простецких
обнаженных теток, позирующих в смелых
эротических позах в привычной
антисанитарной обстановке то ли сарая, то
ли барака, на слабонервных и
неподготовленных зрителей производили
впечатление посильнее книжек Сорокина.
Правда, лишенный рекламной поддержки «Идущих
вместе», тот скандал давно увял и забыт. А те,
кто надеялся на продолжение, просчитались.
Во-первых, не только могло, но и приходило.
Снимали и те же места, и тех же людей, и даже
тех же людей в тех же местах. Во-вторых,
неизменность йошкар-олинских пейзажей,
конечно, штука занятная, все же 18 лет прошло,
но уж слишком тоскливая. Игра в «найдите
десять отличий» явно не удалась просто за
неимением таковых, а философские категории
времени и пространства, а также «различия
как такового» растворились в жарком мареве.
Полина Печерская. Внутреннее движение в
Йошке
http://www.gazeta.ru/2002/07/24/vnutrenneedv.shtml
Чиликов проводит фотографическое
расследование. Конечно, невинная
документальность фотографии, позволяющая
объективно отслеживать исторические
изменения, – во многом фикция. Особенно в
случае Чиликова, который не столько ловит «момент
истины», сколько его конструирует.
Но изменились люди. Они пришли в движение.
Все непонятно, но весело.
Эстетика Чиликова представляет собой
удивительный симбиоз коллективно-бессознательной
«совковости», специфически выстроенной
композиции и философского вопрошания
российской действительности, которая, как
известно, ответа не дает/
Нахова. Дискурс
матки
Константин АгуновичИрина
Нахова
http://www.afisha.ru/art-review?id=881506
ИРИНУ НАХОВУ считают первым
отечественным художником, создававшим
инсталляции (еще в середине 70-х она выносила
всю мебель из своей с Андреем Монастырским
квартиры и затем расписывала стены). Но
поскольку в инсталляциях у Наховой все
время что-то движется, колышется, меняется
на глазах и реагирует на посетителя, слово
"аттракцион" кажется к ее
произведениям тоже применимым.
М/Ж.
http://ncca.ru/news.jsp
Ирина Нахова, вновь посетившая Москву,
сделала в XL Галерее выставку "Побудь со
мной".
Сама же Нахова, исхитрившись прокрасться
в своей работе между сентиментальностью и
отвращением, замирает где-то по средине
родимой поляны. Там, где только и можно
собрать все линии человеческих связей в
этакое макраме, в которым есть два цвета.
Розовый и зеленый. Тошнота и умиление.
У Сергея Шеховцева куда все как проще. "Риджина"
- галерея простая и бодрая. Выставки здесь,
конечно, бывают разные, но самые адекватные
- вот такие, как сейчас. Не вопрос, конечно,
должен быть концепт ну и все такое, но
главное, чтоб при этом оставался дух
казармы или VIP-сауны. Одна беда: в своем
нынешнем формате, без додефолтных денег,
без Кулика - "Риджина" слишком,
неестественно камерная.
Об очередном Московском международном
форуме художественных инициатив. Тоже
вполне эротическая инициатива. Нынешняя
тема Форума - "Родина/Отечество" (читай
также: мужское-женское, детско-родительское).
Наконец претендентам на участие предложили
подумать и на эту тему. Интересно, зачем:
ведь каждый знает, что выходит, когда
художников соблазняют думать, вместо того,
чтобы позволить им делать то, что они и так
делают безо всякого тематического предлога.
Ничего особо оригинального художники не
думают.
Никита АЛЕКСЕЕВ - Ирина НАХОВА. Профессору
– двойка
http://inostranets.ru/cgi-bin/materials.cgi?id=11567&chapter=20
Такое впечатление, что у нас полностью
сформировался upper middle class, родители готовы
давать своим отпрыскам бесперспективное
образование...
Но я думаю, надо делать то, что нравится. Мне
сейчас совершенно не хочется рисовать
картинки для чужих книг. Да и зачем лезть в
область, где бродит множество людей,
влюбленных в это дело, у которых глаза горят?
Наследственных денег у меня нет, заниматься
посторонним бизнесом я не умею, а учить кого-то
чему-то, что я знаю, мне все-таки нравится.
Еще больше нового и интересного в ЕЖЕДневных Новостях
Искусства@ARTINFO - http://www.artinfo.ru/ru/news
Пополнение 3-4 раза в день.
Андрей
Ковалев
Андрей Великанов
Сергей Тетерин
Юрий Пластинин
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||