Государственный
дважды ордена Ленина академический Большой театр Российской Федерации (ГАБТ),
или просто Большой театр — один из крупнейших в России и один из самых
значительных в мире театров оперы и балета. Комплекс зданий театра расположен в
центре Москвы, на Театральной площади.
Открытие в 1825 г.
Театр открылся 6 (18) января 1825 года представлением
«Торжество муз» — прологом в стихах М. А. Дмитриева, музыка Ф. Е. Шольца, А. Н.
Верстовского и А. А. Алябьева: сюжет в аллегорической форме рассказывал, как
Гений России, объединившись с музами, из развалин сгоревшего Большого Петровского
театра Медокса создал новый. Роли исполняли лучшие московские актеры: Гений
России — трагик П. С. Мочалов, Аполлон — певец Н. В. Лавров, муза Терпсихора —
ведущая танцовщица московской труппы Ф. Гюллень-Сор. После антракта был показан
балет «Сандрильона» (Золушка) на музыку Ф. Сора, балетмейстеры Ф.-В.
Гюллень-Сор и И. К. Лобанов, постановка перенесена со сцены Театра на Моховой.
На следующий день спектакль был повторен. Об этом открытии сохранились
воспоминания С. Аксакова: «Большой Петровский театр, возникший из старых,
обгорелых развалин… изумил и восхитил меня… Великолепное громадное здание,
исключительно посвященное моему любимому искусству, уже одной своею внешностью
привело меня в радостное волнение»; а В. Одоевский, восхищаясь балетным спектаклем,
писал об этом представлении так: «Блеск костюмов, красота декораций, словом,
все театральное великолепие здесь соединилось, как равно и в прологе».
В 1842 году театр перешёл под руководство петербургской
дирекции императорских театров; из Петербурга в Москву приехала оперная труппа.
Крупная реконструкция театрального здания была осуществлена в 1843 году по
проекту архитектора А. С. Никитина — он заменил ионические капители портика на
капители типа Эрехтейона, перестроил линию боковых лож, кулуары и сценическую
часть, где появилась арьер-сцена.
11 марта 1853 года театр сгорел; от пожара, длившегося
несколько дней, уцелели только каменные внешние стены здания и колоннада
портика. К конкурсу на восстановление театра были привлечены архитекторы
Константин Тон, А. С. Никитин, Александр Матвеев и главный архитектор Императорских
театров Альберт Кавос. Победил проект Кавоса; театр был восстановлен за три года.
В основном объём здания и планировка были сохранены, однако Кавос несколько
увеличил высоту здания, изменил пропорции и полностью переработал архитектурный
декор, оформив фасады в духе ранней эклектики. Взамен погибшей при пожаре
алебастровой скульптуры Аполлона над входным портиком поставили бронзовую
квадригу работы Петра Клодта. На фронтоне был установлен гипсовый двуглавый
орёл — государственный герб Российской империи. Театр открылся вновь 20 августа
1856 года оперой Беллини «Пуритане».
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.