Продолжаем изучение книги К. С. Станиславского «Работа
актера над собой»
V. СЦЕНИЧЕСКОЕ ВНИМАНИЕ
Как ни странно, но в
одиночестве нам стало еще хуже. Мое внимание перешло на партнера. Я усиленно
следил за его игрой, критиковал ее, и сам, помимо воли, становился зрителем. В
свою очередь и мои партнеры внимательно наблюдали за мной. Я ощущал себя
одновременно и смотрящим зрителем и играющим напоказ актером. Да, наконец,
глупо, скучно, а главное бессмысленно играть друг для друга.
Но тут я случайно
взглянул в зеркало, понравился себе, взбодрился и вспомнил домашнюю работу над
Отелло, во время которой приходилось, как и сегодня, представлять для самого
себя, смотрясь в зеркало. Мне стало приятно быть «своим собственным зрителем».
Явилась вера в себя, и потому я согласился на предложение Шустова позвать
Торцова и Рахманова, чтобы показать им результаты нашей работы.
Оказалось, что
показывать нечего, так как они уже подсмотрели в щелку двери то, что мы
представляли в одиночестве.
По их словам,
исполнение вышло хуже, чем при открытом занавесе. Тогда было плохо, но скромно
и сдержанно, а теперь вышло тоже нехорошо, но с апломбом, с развязностью.
Когда Торцов
подытожил сегодняшнюю работу, то оказалось, что при открытом занавесе нам
мешает зритель, сидящий там, в темноте, за рампой; при закрытом нам мешали
Аркадий Николаевич и Иван Платонович, сидевшие тут же, в комнате; в одиночестве
нам мешал партнер, который превратился для нас в зрителя; а когда я играл сам
для себя, то и я сам, собственный зритель, мешал себе самому как актеру. Итак, куда
ни оглянись, всюду помехой является зритель. Но вместе с тем без него играть
скучно.
– Хуже, чем
маленькие дети! – стыдил нас Торцов,
– Делать нечего, –
решил он после некоторой паузы, – приходится временно отложить этюды и заняться
объектами внимания. Они – главные виновники происшедшего, с них и начнем в
следующий раз.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2016 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.