Продолжаем изучение книги К. С. Станиславского «Работа
актера над собой»
III. ДЕЙСТВИЕ. «ЕСЛИ БЫ», «ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА»
При дальнейшем
исследовании качеств и свойств «если бы» следует обратить внимание на то, что
существуют, так сказать, одноэтажные и многоэтажные «если бы». Например, сейчас
в опыте с пепельницей и перчаткой мы пользовались одноэтажным «если бы». Стоило
сказать: если бы пепельница была лягушкой, а перчатка – мышью, и тотчас
создался отклик в действии.
Но в сложных пьесах
сплетается большое количество авторских и других всевозможных «если бы», оправдывающих
то или другое поведение, те или другие поступки героев. Там мы имеем дело не с
одноэтажным, а с многоэтажным «если бы», то есть с большим количеством
предположений и дополняющих их вымыслов, хитро сплетающихся между собой. Там
автор, создавая пьесу, говорит: «Если бы действие происходило в такую-то эпоху,
в таком-то государстве, в таком-то месте или в доме; если бы там жили такие-то
люди, с таким-то складом души, с такими-то мыслями и чувствами; если бы они
сталкивались между собой при таких-то обстоятельствах» и так далее.
Режиссер, ставящий
пьесу, дополняет правдоподобный вымысел автора своими «если бы» и говорит: если
бы между действующими лицами были такие-то взаимоотношения, если бы у них была
такая-то типичная повадка, если бы они жили в такой-то обстановке и так далее,
как бы при всех этих условиях действовал ставший на их место артист. В свою
очередь и художник, который изображает место действия пьесы, электротехник,
дающий то или иное освещение, и другие творцы спектакля дополняют условия жизни
пьесы своим художественным вымыслом.
Далее, оцените то,
что в слове «если бы» скрыто какое-то свойство, какая-то сила, которую вы
испытали во время этюда с сумасшедшим. Эти свойства и сила «если бы» вызвали
внутри вас мгновенную перестановку – сдвиг.
– Да, именно сдвиг,
перестановку! – одобрил я удачное определение испытанного ощущения.
– Благодаря ему, –
объяснял дальше Торцов, – точно в «Синей птице» при повороте волшебного алмаза
происходит что-то, отчего глаза начинают иначе смотреть, уши – по-другому
слушать, ум – по-новому оценивать окружающее, а в результате придуманный
вымысел, естественным путем, вызывает соответствующее реальное действие,
необходимое для выполнения поставленной перед собой цели.
– И как незаметно
это совершается! – восторгался я. – В самом деле: что мне до бутафорского
камина? Однако, когда его поставили в зависимость от «если бы», когда я
допустил предположение о приезде знаменитых артистов и понял, что
заупрямившийся камин скомпрометирует всех нас, он получил важное значение в
моей тогдашней жизни на сцене. Я искренне возненавидел эту картонную бутафорию,
ругал не вовремя налетевшие морозы; мне не хватало времени выполнить то, что
суфлировало изнутри разыгравшееся воображение.
– То же произошло и
в этюде с сумасшедшим, – указал Шустов. – И там – дверь, от которой началось
упражнение, сделалась лишь средством для защиты, основной же целью, приковавшей
внимание, стало чувство самосохранения. Это произошло естественно, само собой…
– А почему! – с
жаром перебил его Аркадий Николаевич. – Потому, что представления об опасности
всегда волнуют нас. Они, как дрожжи, во всякое время могут забродить. Что же
касается двери, камина, то они волнуют лишь постольку, поскольку с ними связано
другое, более для нас важное.
Секрет силы
воздействия «если бы» еще и в том, что оно не говорит о реальном факте, о том,
что есть, а только о том, что могло бы быть… «если бы»… Это слово ничего не
утверждает.
Оно лишь
предполагает, оно ставит вопрос на разрешение. На него актер и старается
ответить. Поэтому-то сдвиг и решение достигаются без насилия и без обмана. В
самом деле: я не уверял вас, что за дверью стоял сумасшедший. Я не лгал, а,
напротив, самым словом «если бы» откровенно признавался, что мною внесено лишь
предположение и что в действительности за дверью никого нет. Мне хотелось
только, чтобы вы ответили по совести, как бы вы поступили, если бы вымысел о
сумасшедшем стал действительностью. Я не предлагал вам также галлюцинировать и
не навязывал своих чувств, а предоставил всем полную свободу переживать то, что
каждым из вас естественно, само собой «переживалось».
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.