Продолжаем изучение книги К. С. Станиславского «Работа
актера над собой»
III. ДЕЙСТВИЕ. «ЕСЛИ БЫ», «ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА»
Я повиновался и
наложил дров в камин, но когда понадобились спички, то их не оказалось ни у
меня, ни на камине. Опять пришлось приставать к Торцову.
– Для чего же вам
нужны спички? – недоумевал он.
– Как для чего?
Чтобы поджечь дрова.
– Благодарю покорно!
Ведь камин-то картонный, бутафорский. Или вы хотите спалить театр?!
– Не в самом деле, а
как будто бы поджечь, – объяснил я.
– Чтобы «как будто
поджечь», вам довольно «как будто» спичек. Вот они, получите.
Он протянул мне
пустую руку.
– Разве дело в том,
чтобы чиркнуть спичкой! Вам нужно совсем другое. Важно поверить, что если бы у
вас в руках была не пустышка, а подлинные спички, то вы поступили бы именно
так, как вы это сейчас сделаете с пустышкой. Когда вы будете играть Гамлета и
через сложную его психологию дойдете до момента убийства короля, разве все дело
будет состоять в том, чтобы иметь в руках подлинную отточенную шпагу? И
неужели, если ее не окажется, то вы не сможете закончить спектакль? Поэтому
можете убивать короля без шпаги и топить камин без спичек. Вместо них пусть
горит и сверкает ваше воображение.
Я пошел топить камин
и мельком слышал, как Торцов надавал всем дела:
Вьюнцова и
Малолеткову он послал в зал и велел им затеять разные игры; Умновых, как
бывшему чертежнику, приказал начертить план дома и размеры отсчитать шагами; у
Вельяминовой он отобрал какое-то письмо и сказал ей, чтобы она искала его в
одной из пяти комнат, а Говоркову сказал, что письмо Вельяминовой он отдал Пущину
с просьбой спрятать его куда-нибудь поискуснее: это заставило Говоркова следить
за Пущиным. Словом, Торцов расшевелил всех и на некоторое время принудил нас
подлинно действовать.
Что касается меня,
то я продолжал делать вид, что топлю камин. Моя воображаемая спичка «как будто
бы» несколько раз потухала. При этом я старался увидеть и ощутить ее в руках.
Но мне это не
удавалось. Я старался также увидеть огонь в камине, ощутить его теплоту, но и
это не вышло. Скоро топка мне надоела. Пришлось искать новое действие. Я стал
переставлять мебель и другие предметы, но так как эти вымученные задачи не
имели под собой никакой почвы, то я производил их механически.
Торцов обратил мое
внимание на то, что такие механические, необоснованные действия протекают на сцене
чрезвычайно быстро, гораздо быстрее, чем сознательные, обоснованные.
И неудивительно, –
пояснил он. – Когда вы действуете механически, без определенной цели, вам не на
чем задерживать внимание. Долго ли, в самом деле, переставить несколько
стульев! Но если нужно разместить их с известным расчетом, с определенной целью
– хотя бы для того, чтобы рассадить в комнате или за обеденным столом важных и
неважных гостей, – тогда приходится иной раз в течение часов передвигать одни и
те же стулья с одного места на другое.
Но мое воображение
точно иссякло, я ничего не мог придумать, уткнулся в какой-то иллюстрированный
журнал и стал смотреть картинки.
Видя, что и другие
притихли, Торцов собрал всех нас в гостиную.
– Как же вам не
стыдно! – усовещевал он нас, – Какие же вы после этого актеры, если не можете
расшевелить своего воображения! Давайте мне сюда десяток детей, я скажу им, что
это их новая квартира, и вы удивитесь их воображению. Они затеют такую игру,
которая никогда не кончится. Будьте же, как дети!
– Шутка сказать, как
дети! – вздохнул Шустов, – Им от природы нужно и хочется играть, а мы насильно
себя заставляем,
– Ну, конечно, раз
что «не хочется», тогда и говорить не о чем, – ответил Торцов. – Но если это
так, то напрашивается вопрос: артисты ли вы?
– Извините,
пожалуйста! Откройте занавес, впустите публику, вот нам и захочется. – заявил
Говорков,
– Нет. Если вы
артисты, то будете действовать и без этого. Говорите прямо: что вам мешает
разыграться? – допрашивал Торцов.
Я стал объяснять
свое состояние: можно топить камин, расставлять мебель, но все эти маленькие
действия не могут увлекать. Они слишком коротки: затопил камин, закрыл дверь,
смотришь – заряд уже кончен. Вот если бы второе действие вытекало из первого и
порождало третье, тогда иное дело.
– Итак, –
резюмировал Торцов, – вам нужны не коротенькие внешние, полумеханические
действия, а большие, глубокие, сложные, с далекими и широкими перспективами?
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.