Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости сообщества "Течет река Лета..." в Живом Журнале


Ефим Шифрин: «Улыбайтесь, господа!»

 

В отличие от соседней Германии, Францию не так часто посещают любимцы российской публики, такие как Ефим Шифрин. 17 мая известный юморист, создатель и художественный руководитель «Шифрин-театра» выступил на французской сцене впервые. Его приезд в Париж и творческий вечер в Российском центре науки и культуры был организован при поддержке ассоциации «Клуб Шанс». Своими впечатлениями артист поделился с нами в эксклюзивном интервью.

 

2.jpg

Ефим Залманович, в апреле у Вас были гастроли в Америке и Канаде, затем съемки «Больших гонок» в Будапеште. Вот, Вы в Париже. При таком графике, откуда черпаете энергию?

- (Улыбается — примеч.авт) Еще поеду после Парижа в Израиль почти на десять дней. Ну, это привычный расклад моей жизни, уже 36 лет… Где беру силы? Вампирю, живу за счет энергии, которая приходит ко мне на концерте. Хотя меня уверяют, что это обмен, люди ведь тоже получают эмоции. Но думать об этом нескромно, так что я очень обязан своим зрителям. Их внимание, тепло, их поддержка и смех — настоящая батарейка для меня. Когда бывает совсем грустно и не по себе, достаточно вспомнить это ощущение. Там и черпаю.      

Татьяна Бальдюк, президент Клуба Шанс: - Я бы Вас вампиром не назвала. Мы общаемся уже три дня, не устаешь от этого общения, Вы наоборот заряжаете.

- Я пошутил, на самом деле, про «вампирю». Не бывает так, чтобы долго терпели человека, который питается энергией окружающих. Просто зрительское внимание — это такая штука, на которой наша жизнь держится. Не сколько тщеславие и апплодисменты, сколько ощущение нужности. Правда, я понимаю, что это несет за собой большую ответственность.

Вам, как творческому человеку, близок Париж по духу? Помните свои первые впечатления во Франции?

- Актер приезжает в Париж уже с легендой в голове, которая сложилась из книг, музыки, кино. Русский человек вообще начинен французской культурой. В пору моего детства мелодии Пиаф, Бреля, Ив Монтана звучали в каждом доме. В подростковом возрасте мы зачитывались Мопассаном, Золя, Виктором Гюго… Так что Франция уже сидела во мне, ей оставалось только встретиться с реальностью. Где-то она совпала с моим представлением, где-то нет. Например, то, что называют французским шармом, а я для себя называю небрежностью (смеется - прим. авт), - это ощущение новое. В Париже чувство организованности и порядка вообще пропадает. Почему-то такой образ жизни начинает нравится: не знаю, во сколько встану, куда пойду и с кем встречу этот вечер. Очень много читаю в эти дни, в основном эмигрантские рассказы Бунина, книги о великих людях во Франции, и эти ощущения намного гуще и полнее для меня, чем до того, как я увидел Париж.

Давайте вспомним раннее детство. Колыма - суровый край, и все же, остались счастливые воспоминания? О чем мечталось в то время?

- Все воспоминания детства счастливые… Мечталось о профессии, которую я в результате получил и которой очень благодарен. Это и зрительская любовь, и способность меняться, и возможность путешествовать. Конечно, и Париж возник в моей жизни только благодаря кочевому свойству профессии. В течение года удается сменить столько маршрутов, что иногда бывает, приезжаешь в город, где уже был, и спрашиваешь у организаторов, выступал ли я здесь когда-то. Ну, Париж точно не забуду. Здесь я выступаю впервые.

О чем мечтаете сейчас?

- Во-первых, скажу, что во взрослом возрасте мечтать вредно. Надо работать, каждый день что-то делать. Не раз убеждался, что удача стучится только к тому, кто по ту сторону двери готов ее встретить в бабочке и во фраке. Я все время репетирую, разучиваю, наблюдаю за людьми, их непохожестями, чтобы когда мне судьба предложит новую роль, я точно знал как этого человека сыграть. Он припадает на левую ногу и говорит с прононсом букву «р». Допустим.

В юности Вы увлекались драмой, до сих пор осталась тяга к драматическому театру… Что повлияло на смену жанра?

- Я и не менял. Работа дает мне возможность переключится с одного жанра на другой. Драмы сейчас не так много, всего несколько спектаклей, зато свалился на голову мюзикл «Времена не выбирают», в котором мне предложили главную роль. Пришлось многому учится, нигде раньше столько не пел и не танцевал. Но я - упорный человек, если нужно, буду много работать. Когда-то, смотря Бродвейские постановки, казалось, попасть в мюзикл нереально. Однако жизнь доказала - если чего-то очень страстно желать, это сбывается. Мюзикл идет уже третий сезон, довольно успешно. Организаторы подумывают о его экранизации.

Говорят, за маской комедианта прячется грусть. Согласны с этим утверждением?

- Да. На самом деле, я редко встречал записных весельчаков среди людей моей профессии, чтобы и сами смеялись, и другим было смешно. Большинство комиков мирового экрана сохраняют печальное выражение лица, как Чаплин, например. У Луи де Фюнеса оно даже сердитое. Клоунов в цирке изображают с опущенными уголками рта, за исключением, разве что, Олега Попова. А у меня, не знаю. Когда смешно, я не сдерживаюсь, смеюсь. Но на своем концерте нельзя, потому что веселых героев нет. У меня и умных героев нет, одни дурачки. Но мне с ними, честно говоря, весело! (Смеется - прим. авт)

Как происходит отбор текстов? Вносите коррективы? Часто импровизируете на сцене?

- Я вырос в советскую эпоху, когда импровизировать было опасно. Любой текст должен был быть утвержден. Конечно, новое время очень расширило границы для артистов моего жанра, но мы оказались неготовыми работать, как комики на западе, которые купаются в фонтане своей импровизации. Хотя в последние годы моя программа очень изменилась в сторону stand-up comedy, накопилось ожидание возможностей для импровизации, и я с удовольствием пользуюсь этим. Что касается авторов, выбираю тексты очень по простому принципу: нравится - не нравится. Если идея номера мне импонирует, постараюсь сделать все, чтоб донести ее до зрителя и сделать смешной. На эстраде результат не заставит себя ждать. Либо в зале смеются, либо пора заняться другим делом, как говорил мой педагог: «Вас ждут заводы».

А давайте замахнемся на классику! Если б вашим автором был кто-то из мировых писателей? Чей бы текст озвучили?

- Из мировых - не знаю, но из советских я бы с удовольствием читал Зощенко и Платонова. Если бы меня вдруг оставили все мои авторы, я бы все равно что-нибудь придумал. Не очень люблю рассказы на эстраде, мне ближе жанр монолога, монолога в образе. Люблю читать стихи. Не знаю, как у меня получается. Например, на телеканале Пятница в России вышел ролик со стихотворением Иосифа Бродского «Одиночество», и он набрал большое количество, как сейчас говорят, «лайков». Я бы с удовольствием читал серьезную поэзию, но работа не позволяет, надо смешить.

В кого больше верите - в судьбу или в себя? И какие качества нужно развивать, чтобы не упустить свой шанс?

- Не очень верю в ту судьбу, которая уже предначертана, скорее в ту, которая сложилась. Если думать о том, что все уже решено до тебя, просто страшно становится… А к слову «шанс» отношусь хорошо. Оно многозначное. Это тот вид удачи, который сам к тебе не прийдет, нужно его не упустить. Скажем, у всех эмигрантов есть шанс, приехав в другую страну, сделать свое существование здесь достойным, неоторванным от родины, от языка. Мы все равно никогда не станем французами, американцами, израильтянами. Думаю, не сжигать мосты - это прекрасно. Желаю себе самому и всем, кто нас читает, использовать свой шанс, который мы в России называем «удачей».

Девиз Ефима Шифрина - это…

- Почти как у врачей - «не навреди» . Еще говорят, один из основных грехов - это уныние. Когда человек проводит в тоске недели, месяца, годы, это очень опасно. Нужно найти силы избавится от этого чувства. Я бы так сформулировал свое кредо: «Не унывай и не навреди». Если при этом еще получится рассмешить, был бы совершенно счастлив.

К сожалению, не можем обойти тему событий в Украине. Какое у Вас отношение к сложившейся ситуации?

- Актеру не очень повадно рассуждать о политике, ведь я не имею право сердить и сталкивать своих зрителей. Люди наивно думают, что политические события складываются стихийно. Возможно. Но не бывает так, как у Делакруа, что сложилась баррикада, а на ней возникла тетя с обнаженной грудью и знаменем в руке. Это знамя кто-то ей должен вручить, купить, пределать к древку и т. д. За многими стихийными событиями мне видится чужая корыстная воля. Как гастролирующий актер, я знаю Украину не из интернета, связан огромным количеством дружб, разговоров, встреч со зрителями, съемок в этой стране, для меня невозможно вынуть ее из сердца и рассуждать как о каком-то макете, где что-то происходит. Поэтому ситуация между Россией и Украиной — это настоящая боль. Я очень хочу, чтобы она скорее уладилась.

И какой совет можете дать людям: что ценить, беречь во время кризиса, неопределенности?

- Как и в мирное время, беречь и ценить можно только добрые отношения. Я не понимаю феномен гражданской войны, когда вера какому-нибудь политику важнее, чем близкие и родные люди. Ненавижу революции, говорю это совершенно открыто. Если бы каждый из нас делал все в полную силу в офисе, жэке, у себя дома, мы бы очень многие вещи предупредили. Но всех почему-то захватывают митинговые страсти. Сегодня, читая комментарии в интернете, понимаешь, что мы вообще перестали слышать и понимать друг друга. Мировая история преподнесла столько уроков кровищи разлитой по земле и вновь решаться на этот опыт… Это безрассудство и невежество. Я не вправе давать советы, но думаю, в первую очередь, мы должны оставаться людьми.

Спасибо огромное за содержательную беседу. Подéлитесь авторским рецептом хорошего настроения?

- Знаете, физиологи говорят: неизвестно, что первичнее - или мысль о чем-то веселом и приятном, или сам жест. Я заметил - если человек улыбается, это часто влечет за собой положительные события. Мы привыкли в России, что нужен повод. Ничего подобного! Любой артист моего жанра посоветует Вам: улыбаться без причины - это не всегда признак дурачины, а скорее признак готовности быть счастливым и доставлять радость другим. Улыбайтесь, господа!

Напоследок давайте поиграем в ассоциации…

- Давайте, но буду честен, буду говорить то, что пришло в голову.

Так и нужно! Поехали:

гастроли - поезд, самолет;

музыка - Густав Малер;

Париж - Клуб Шанс (улыбается и подмигивает - примеч. авт);

стихия - творчество;

критика - тетка с тугим узлом волос на голове, злобная, курит и зубы у нее желтые;

удача - хорошая роль, замечательный режиссер, хорошие партнеры;

свобода - теперь я понимаю, что это отчасти Франция (смеется);

эмигрант - для меня это человек, который сопротивляется обстоятельствам и трудится намного больше, интенсивнее, чем те, кто живут на Родине;

дом - мама;

Ефим Шифрин - (удивленно) хм, это я! Такой, какой есть сейчас. На концерте стану другим, потом опять - самим собой. В этом, наверное, и есть Ефим Шифрин.

Беседу с актером вели Надежда Шульженко, Татьяна Бальдюк.

Фотографии предоставлены Клубом Шанс.

Club de Chance


В избранное