Продолжаем изучение учебника
"Сценическая речь".Под
ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой. 3-е изд. М.: Изд-во «ГИТИС». 2002.
Глава 2
РАССКАЗ ОТ ПЕРВОГО
ЛИЦА
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Задача актера состоит в создании сценического образа.
Каждому сценическому герою присущ индивидуальный способ мышления, который
диктуется мировоззрением, профессиональной и социальной принадлежностью
человека, уровнем его образования и культуры, свойствами характера и т. д.
Способ мышления героя, в свою очередь, должен найти выражение в речевой манере
— в произношении, интонационном звучании, темпо-ритме речи.
На наших занятиях студенты должны приобрести навыки, которые
помогут им в дальнейшем создавать яркие сценические образы, помогут образно
мыслить и образно говорить на сцене. В связи с этим оказывается недостаточным
работать лишь над текстом от третьего лица. Возникает необходимость в работе
над материалом, который был бы максимально близок к драматургическому, служил
бы переходным звеном к монологу и диалогу. Таким материалом и служит рассказ от
первого лица.
Именно в рассказе от первого лица мы ставим себя в условия,
чрезвычайно близкие к драматургическому монологу. Именно в работе над таким
рассказом с наибольшей определенностью понимаются и практически осваиваются
важнейшие для актера понятия — образное мышление, живое общение с конкретными
людьми. В рассказе от первого лица остро встает проблема овладения образной речью;
своеобразие этой речи подсказывается стилистикой языка героя, от чьего имени
идет рассказ.
Рассказ от первого лица требует большей личной причастности
исполнителя к материалу, чем рассказ от третьего лица. Исполнитель передает
событие не со стороны, как наблюдатель, а сам участвует в нем. "Лично с
ним" произошло нечто, изменившее его
судьбу, его взгляд на жизнь, на окружающих людей. Как
доказано современной экспериментальной психологией, нервные, эмоциональные
затраты человека возрастают, когда дело касается его лично. Следовательно, в
рассказе от первого лица педагог вправе требовать от студента более ярких,
конкретных и точных видений, больших эмоциональных затрат, большей личной
заинтересованности, чем позволяет это материал рассказа от третьего лица.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.