Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Сценическая речь

  Все выпуски  

Сценическая речь ТЕХНИКА СТИХА (часть 4)


Ведущий рассылки Андрей Луда – предприниматель, личный тренер, специалист в области современного развития человека и организаций.

 

Общий тираж рассылок 100 000 подписчиков.

 

«Если я видел дальше других, то только потому, что стоял на плечах гигантов». Исаак Ньютон

 

Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме письма.

 

Здравствуйте, друзья.

 

Твитер http://twitter.com/andrey_luda

Фейсбук http://www.facebook.com/andrej.luda

Вконтакте http://vk.com/andrey_luda

 

 

Продолжаем изучение учебника "Сценическая речь". Под ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой. 3-е изд. М.: Изд-во «ГИТИС». 2002.

 

 

РАБОТА НАД ТЕКСТОМ И ТЕХНИКА СТИХА

 

Как видим, даже одно только выразительное средство стихотворной речи, одна закономерность, присущая ей в данном произведении, — цезура — неизменно служит точному, глубокому раскрытию смысла. Роль стихотворной техники, ее разнообразных выразительных средств мы можем проследить и на других произведениях Пушкина.

Вот отрывок из "Графа Нулина". Обычный осенний день, лениво смотрит в окно хозяйка дома:

Кругом мальчишки хохотали,

Меж тем печально, под окном,

Индейки с криком выступали

Вослед за мокрым петухом;

Шла баба через грязный двор

Белье повесить на забор.

Погода становилась хуже:

Казалось, снег идти хотел...

Эта мирная провинциальная картинка заканчивается фразой, которая резко меняет ритм стиха, становится началом совсем других мыслей и чувств:

Вдруг колокольчик зазвенел.

Свободная длинная фраза первой части отрывка, ровный переход из одной строчки в другую, паузы, обычно совпадающие с концом мысли, точно передают ленивую жизнь поместья. И вдруг в этот мягкий, уравновешенный ритм врывается ритм тревожный и четкий; меняется синтаксическое строение фразы:

Не друг ли едет запоздалый,

Товарищ юности удалой?..

Уж не она ли?.. Боже мой!

Вот ближе, ближе... Сердце бьется...

Но мимо, мимо звук несется,

Слабей... и смолкнул за горой.

Мысль обрывается, мечется, слова все короче, все длиннее паузы, они подчеркивают незаконченность мысли, резкость переходов. Все тревожнее ожидание. Мелькают в

голове догадки, надежды, образы любимых, близких... Но нет — весомо и безнадежно

звучит конец последней строки, такой длинный по сравнению с первой ее частью: "... и

смолкнул за горой".

Внимательное освоение стихотворной ткани, вслушивание в ритм помогает нам живо представить одиночество человека, тоску, надежду на встречу. Мы думаем о самом

поэте. Встает перед нами и приезд Пущина, и мимолетные встречи с А. П. Керн — все

горькое и сладостное в жизни опального поэта в Михайловском. А дальше еще одна нотка в партитуре, еще одно дополнение к углубленному восприятию пушкинского текста — аллитерация в лирическом отступлении:

Кто долго жил в глуши печальной,

Друзья, тот, верно, знает сам,

Как сильно колокольчик дальний

Порой волнует сердце нам.

Особая музыкальность строения фраз, повторы л, то звучного, то мягкого, помогают нам увидеть в своем воображении вьющуюся, уходящую вдаль дорогу, приближающийся звук тройки — и опять тишина, опять безмолвие.

Художественные средства стиха становятся необходимыми для выявления подтекста, для создания внутренней жизни произведения; они глубоко воздействуют на нас эмоционально и потому органически входят в творческий багаж исполнителя. Поэтика перестает быть только "наукой" — она становится ключом к раскрытию конкретного содержания.

 

 

Продолжение в следующем выпуске…

 

 

Твитер http://twitter.com/andrey_luda

Фейсбук http://www.facebook.com/andrej.luda

Вконтакте http://vk.com/andrey_luda

 

Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.

 

Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме письма.

 

Общий тираж рассылок 100 000 подписчиков.

 

Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали, что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы, опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.

 

Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com  2006-2014 г.г. Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.

Заранее благодарю Вас.


В избранное