Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Сценическая речь

  Все выпуски  

Сценическая речь ТЕХНИКА СТИХА (часть 2)


Ведущий рассылки Андрей Луда – предприниматель, личный тренер, специалист в области современного развития человека и организаций.

 

Общий тираж рассылок 100 000 подписчиков.

 

«Если я видел дальше других, то только потому, что стоял на плечах гигантов». Исаак Ньютон

 

Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме письма.

 

Здравствуйте, друзья.

 

Твитер http://twitter.com/andrey_luda

Фейсбук http://www.facebook.com/andrej.luda

Вконтакте http://vk.com/andrey_luda

 

 

Продолжаем изучение учебника "Сценическая речь". Под ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой. 3-е изд. М.: Изд-во «ГИТИС». 2002.

 

 

РАБОТА НАД ТЕКСТОМ И ТЕХНИКА СТИХА

 

Каждый размер — это выражение ритма определенных явлений; сущности данной темы; он отражает замысел автора и по-разному звучит интонационно. Поэтому актеру необходимо понимать особенности размера, находить его характер, его ритм, способ словесного действия для более яркого и глубокого раскрытия содержания именно данного произведения. Конечно, этому предшествуют, как и в освоении прозы, большая работа над логическим и образным строем произведения, накопление видений, подробнейший и увлекательный разбор каждого эпизода, выявление второго плана. Но на всем пути освоения текста мы пытаемся анализировать и его поэтическую технику — как "подсказку", как помощь автора, как закономерный ход внутрь фразы, вскрывающий ее подтекст. Наконец, в работе над текстом наступает этап, когда мелодия стиха начинает настоятельно пробиваться сквозь пока еще условно воспринятую форму, когда знания о строфе, стихе, рифме, паузе, лежавшие мертвым грузом в памяти студента, становятся сознательным орудием его художественного творчества. Структура поэтического произведения помогает нащупать верный актерский ход, а он в свою очередь дает возможность избегнуть условной рубки, скандирования стиха. Музыкальность стихотворной речи наиболее полно и выразительно доносит до зрителя идею, мысль, чувство.

В качестве примеров остановимся на отдельных выразительных средствах стихотворных произведений А. С. Пушкина.

Соблюдение цезуры внутри стиха (стихотворной строки) в "Борисе Годунове" помогает уловить ритм и в то же время дает возможность выстроить линию взаимодействия героев. Пушкин как бы помогает стихом выстраивать словесное действие. И пауза в конце стиха, и обязательная цезура после второй стопы — это не только паузы ритма. Они помогают решить, что меняется в ходе авторской мысли: через цезуру осуществляется переход от более общих суждений к более конкретным, собирается внимание на более важной мысли, на нарастании и развитии действия или на новом действии. Пушкин как бы подсказывает точный актерский ход, нужный для данной роли. Сама структура его фразы определяет точное внутреннее действие. В этой структуре цезура помогает выявить борьбу, логику развития характеров. "Приостанавливая" стих в середине фразы, ломая мысль, перенося ее в новую строку, Пушкин создает обостренный ритм жизни, напряженность сценического действия.

Вот первая сцена драмы — разговор Воротынского и Шуйского:

В о р о т ы н с к и й

Наряжены мы вместе город ведать,

Но, кажется, нам не за кем смотреть:

Москва пуста; вослед за патриархом

К монастырю пошел и весь народ,

Как думаешь, чем кончится тревога?

Воротынский не просто беседует с Шуйским. В это время решается судьба русского престола, от которого отказывается Борис Годунов, несмотря на увещевания приближенных и церкви. Соблюдение цезур, творческое оправдание их поможет нам точнее вскрыть внутреннее действие, связь с партнером, развитие мысли:

Цезура — пауза в пятистопном ямбе после второй стопы, в шестистопном — после третьей.

наряжены ' мы вместе город ведать,

Но, кажется, ' нам не за кем смотреть:

Москва пуста; ' вослед за патриархом

К монастырю ' пошел и весь народ.

Как думаешь, ' чем кончится тревога?

Это означает:

Наряжены ("послушай, Шуйский!") мы вместе город ведать (просматривает улицы),

Но, кажется (проверяет свою мысль), нам не за кем смотреть (подзывает к окну Шуйского):

Москва пуста (показывает ему безлюдный город); вослед за патриархом

К монастырю (вон туда) пошел и весь народ (проверяет, как относится к этому Шуйский).

Как думаешь (внимательно следит за поведением Шуйского), чем кончится тревога? (Напряженно ждет ответа.)

 

 

Продолжение в следующем выпуске…

 

 

Твитер http://twitter.com/andrey_luda

Фейсбук http://www.facebook.com/andrej.luda

Вконтакте http://vk.com/andrey_luda

 

Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.

 

Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме письма.

 

Общий тираж рассылок 100 000 подписчиков.

 

Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали, что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы, опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.

 

Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com  2006-2014 г.г. Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.

Заранее благодарю Вас.


В избранное