Остров Пасхи (нидерл.
Paasch-Eyland, исп. Isla de Pascua) — остров в южной части Тихого океана,
территория Чили (вместе с необитаемым островом Сала-и-Гомес образует провинцию
и коммуну Исла-де-Паскуа в составе области Вальпараисо). Местное название
острова — Рапа-Нуи (рап. Rapa Nui). Площадь — 163,6 км.
История
Общественные отношения
древних рапануйцев
В древности соплеменники жили в огромных хижинах. Это было
подобие родовой общины, которую называли иви (рап. ivi). Роль такой расширенной
семьи неизвестна. Но если говорить о полинезийской общине в целом, то можно
предположить, что в ней все члены совместно владели землёй (то есть это была
общинная, общая земля) и сообща занимались сельским хозяйством.
Помимо племён и родовых общин, которые составляли основу
общественной организации рапануйского общества, существовали более крупные
объединения, политические по своей сущности. Десять племён, или мата (рап.
mata), были разделены на два враждующих союза. Племена запада и северо-запада
острова обычно назывались люди Ту’у — это название вулканического пика недалеко
от Анга-Роа. Их также называли мата-нуи. Племена восточной части острова в
исторических легендах называются «люди Хоту-ити».
Система иерархии, существовавшая в прошлом на острове, ныне
исчезла. Во главе иерархической лестницы находился арики-мау (рап. ariki mau),
или верховный вождь, почитавшийся местными племенами в качестве божества. Ниже
находились жрецы, или иви-атуа (рап. ivi atua), и местная знать, или арики-пака
(рап. ariki paka). Причём к знати принадлежало всё племя миру. Это крайне
противоречило полинезийским обычаям. Необходимо отметить, что в других племенах
острова арики-пака и вовсе отсутствовали.
На следующей ступени иерархической лестницы находились
воины, или матато’а (рап. matato'а), часто претендовавшие на политическую
власть. Низшее положение занимали кио (рап. kio), или зависимое население
(скорее всего, оно формировалось из членов побеждённого племени). Точное
положение ремесленников в этой лестнице неизвестно, но вероятно, что они
занимали достаточно высокое место в рапануйском обществе.
Как и на других островах Полинезии, рапануйский король терял
свой титул после рождения старшего сына. На деле, король находился у власти в
качестве регента до тех пор, пока его сын не становился способным осуществлять
свои функции самостоятельно. Совершеннолетие наступало после женитьбы, после
чего прежний король утрачивал свои функции. Точные обязанности рапануйского
короля неизвестны. Одной из его основных функций было наложение и снятие табу.
Древние рапануйцы были крайне воинственны. Как только
начиналась вражда между племенами, их воины красили своё тело в чёрный цвет и
ночью приготавливали своё оружие к бою. После победы устраивался пир, на
котором победившие воины ели мясо побеждённых. Самих людоедов на острове
называли каи-тангата (рап. kai tangata). Каннибализм существовал на острове
вплоть до христианизации всех его жителей.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2015 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.