Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как научиться рисовать самостоятельно История техники акварели


Расцвет акварели в Великобритании в конце 18 века нередко связывают с самим зарождением этой техники.

Однако художники уже на протяжении нескольких столетий использовали водорастворимые связующие с пигментами.

Еще в конце 15 века великой немецкий мастер Альберт Дюрер (1471-1538) создал замечательную серию натурных пейзажей, работая водными красками. В качестве основы Дюрер использовал пигмент и бумагу, сгущая цвет наложением дополнительных слоев краски и используя белизну бумаги для светлых участков.

В графике 17 века можно часто встретить монохромные рисунки, выполненные пером и чернилами, к которым добавлена размывка, а бывало, художники работали просто кистью и размывкой, как, например, Никола Пуссен (1594-1665) и Клод Лоррен (1600-1682). Преимущественно так выполнялись эскизы и наброски.

Формально их нельзя отнести к акварели, однако свободной техникой построения форм они во многом предвосхищают произведения последующих мастеров акварели.

На пути к реализму.

Венцеслав Холлар (1607-1677), художник из Праги, обосновался в Англии в 1936 году. Его панорамные виды английских городов и морского побережья были попытками дать точное отображение мест. Эта тенденция до поры до времени была маргинальной, уступая традиции воображаемого – идеального или героического – пейзажа, ориентированного на образ классической античности, как Пуссена или Клода Лоррена.

В середине и конце 18 века появились несколько художников, выбравших акварель в качестве основной своей техники.

Пол Сэндби (1725-1809) был одним из первых британских художников, осознавших неисчерпаемые выразительные возможности акварели. В его работах сочетаются и работа прозрачными слоями, и приемы кроющего письма. Его брат Томас (1723-1798), став архитектором, одновременно создавал и прекрасные акварельные работы, показывающие владение разными приемами этой техники.

Другие художники того времени, например Томас Гейнсборо (1727-1788), использовали акварель в основном для наделения цветом и тоном рисунков, сделанных углем. Его наброски и эскизы, исполненные энергично и живо, являются ярким примером быстрого, спонтанного письма.

Новый статус

К концу 18 столетия в сфере акварельной живописи стали лидировать два чрезвычайно талантливых художника – Джозеф Мэллорд Уильям Тернер (1775-1851) и рано умерший Томас Гертин (1775-1802). Оригинальность и непосредственность их работ придали акварели совершенно новый художественный статус.

Акварельные работы отныне рассматриваются не как раскрашенные рисунки или подготовительные наброски для последующей живописи масляными красками, а как самостоятельные произведения.

Томас Гертин особенно активно стремился расширить диапозон выразительных возможностей акварели, материалов и техник. Молодой художник писал свои работы на плотной бумаге, выбирая фон, достаточно нейтральный по тону. Попробовал сузить цветовую гамму, он обнаружил, что может добиться необходимого эффекта, пользуясь ограниченным набором красок.

Впереди своего времени.

Однако волею судьбы главным первопроходцем в освоении всех возможностей акварели стал Тернер, владевший этой техникой так, как ни один художник до него и редко кто позже.

Уйдя от практики простого закрашивания линейного рисунка, он постоянно экспериментировал с цветом, вводя новые пигменты и новые виды бумаги. Тернер обращался с цветом очень свободно, первым стал работать «по сырому», смывал, промокал губкой или соскребал уже положенную краску.

У Тернера было много «конкурентов» и в Англии и во Франции. Они также внесли значительный вклад в развитие искусства акварели. Джон Констебл (1776-1842) делал этюды на пленэре, работая в сильной и непосредственной манере, нередко соскребая краску, чтобы придать поверхности определенную фактуру.

Открытия 19 века.

В середине и конце 19 века в Англии стали работать в технике акварели несколько интересных художников: это прежде всего Самуэл Палмер (1805-1881) и Альфред Уильям Хант (1830-1896). Во Франции выдвинулись Камиль Писсарро (1830-1903), Поль Сезан (1839-1906) и Поль Гоген (1848-1903). Сезан написал более 400 акварелей: он широко экспериментировал с приемами нанесения полупрозрачных мазков на белую бумагу и в жанре портрета и в пейзажной акварели, последовательно изучая взаимодействие света и цвета.

20 век

Одним из самых ярких мастеров акварели в 20 веке стал немецкий художник Эмиль Нольде (1867-1956). Как столетием ранее Тернер, он сумел расширить и переосмыслить уже ставшие привычными средства и – шире – выразительные возможности акварельной живописи, обогатив ее новым строем чувств. Постоянно экспериментируя с материалами и техникой, он чувствовал акварель настолько, что даже брал краски в театр, работая в темноте на ощупь. Значительную часть в его огром ном наследии занимают акварели.

Источник: «Школа изобразительного искусства»

Авторы:Р.Смит,М.Райт,Д.Хортон


В избранное