Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как начать рисовать? ИЗО для начинающих - Карандашный рисунок по сетке - Анализ изображения


Выпуск 4

Здравствуйте, уважаемый подписчик!

Продолжаю публикацию частей моего мини-курса «Карандашный рисунок по сетке».

В этой части разговор пойдёт об анализе исходного изображения. Может возникнуть вопрос - а зачем вообще что-то анализировать? Почему нельзя просто начать рисовать? Вон, профессиональные художники ничего не анализируют. Глядят на свою модель и рисуют.

А вот тут ошибочка! Художники тоже анализируют объект рисования, только делают это быстро, на автомате, поскольку развили в себе очень хорошую зрительную память и художественный взгляд.

Мы же пока не обладаем такими качествами, поэтому, прежде чем приступить непосредственно к рисованию, нам придётся досконально изучить объект рисования.


3. Анализ исходного изображения

3.1 Анализ изображения

Для начинающих рисовальщиков возникает определённая проблема – выделение контура на тоновом изображении (фотографии). Именно контур переносится на рабочий лист. А затем его уже превращают в тоновый рисунок.

Прежде чем браться за карандаш проанализируйте выбранный объект для рисования. Задайтесь вопросами:

- На что похожи внешние контуры объекта? Какого они размера?

- А внутренние? Как они согласуются друг с другом?

Затем обратите внимание на пространство, ограниченное этими контурами: черное оно или белое? Или где-то между этими полюсами? (т.е. присмотритесь, какого тона области {в оттенках серого, разумеется, ведь мы будем рисовать простым карандашом} содержатся в контурах) Присмотритесь к тому, как они соединяются.

Совет:
Прищурьте глаза - и будете видеть тона значительно лучше.

Лучше видеть очертания позволяет такой трюк: переверните картинку вверх ногами - это помогает абстрагироваться и тогда вы увидите просто набор контуров.

Еще больше вы облегчите себе работу, если сделаете ксерокопию с выбранной фотографии - это позволит не отвлекаться на детали цвета (об этом уже говорилось в разделе про сетки).

Совет:
Для выделения контура на фото выявите резкие (контрастные) переходы тонов. Именно эти контрастные переходы и есть те самые контуры. Строго говоря, переход может быть и не резким (контрастным) а плавным, но переход всё равно есть и именно его надо выявлять и передавать как контур для будущего изображения.

Строго алгоритмизировать и описать выделение контура достаточно сложно, недаром все машинные способы выделения контуров зачастую не очень точны. Однако, человек не машина. И если мы видим на фотографии, например, лист цветка, то мы можем с лёгкостью его обвести.

Совет:
Не стоит увлекаться излишней детализацией контуров, иначе Вы просто «утоните» в обилии мелких деталей. Тут следует придерживаться принципа «опускания лишних деталей», т.е. вместо скрупулёзного вырисовывания, например, каждого листика дерева, давать схематическое изображение листвы с помощью абстрактных пятен, изобразив на переднем плане лишь небольшую часть листов, давая тем самым зрителю возможность самому «додумать» общий вид.

Рисунок тем и привлекателен, что позволяет не только произвольно строить композицию, сохраняя при этом реалистичность рисуемых объектов, но и вовлекать зрителя в процесс восприятия рисунков и картин, заставляя его проявлять свою фантазию в местах где рисунок или картина прописаны только в общих чертах.

Таким образом, при анализе изображения и выделении контуров Вам следует:

  • Выявить внешний контур объекта (или контуры всех объектов, если их на изображении много) – внешний контур является границей отделяющий объект от окружающего пространства.
  • Выявить основные внутренние контуры, в первую очередь крупные части объекта, затем средние по величине и, наконец, мелкие, но значимые части.
  • Выявить контуры «деталей». Если деталей слишком много, обозначьте лишь часть из них, остальные должны «уйти» в абстрактные пятна.

Теперь разберём выделение контуров на примере.

Для рисунка я выбрал исходное изображение с розой.

Красивый цветок, ничего не скажешь! Рисовать такую красоту – одно удовольствие!

Для начала я сделал чёрно-белую копию этой фотографии.

Теперь есть два варианта дальнейших действий:

  • Сразу начать переносить изображение с помощью сетки на рабочий лист.
  • Сначала выделить контур, наложив на изображение кальку, а затем уже полученное контурное изображение на кальке переносить на рабочий лист.

Разберём сначала первый вариант.

3.1.1 Непосредственный перенос изображения

Естественно для начала я наложил на изображение копирующую сетку 1х1 см, которую подготовил ранее.

Заметьте, что я не стал совмещать начало сетки (ячейку а1) с левым верхним углом изображения, а «подогнал» для этого подходящую ячейку (г3). Это совершенно не помешает дальнейшей работе.

Так как это изображение мне показалось маловатым, я решил его увеличить в два раза. Подсчитал количество полных ячеек по длине и высоте (14х10 – неполные ячейки я «отбросил), умножил полученные данные на 2 получил размер конечного рисунка 28х20 см., т.е. практически стандартный размер А4.

Взял стандартный лист А4 и расчертил его лёгкими карандашными линиями копирующей сеткой с размером ячеек 2х2 см.

Ячейки сетки, чтобы не путаться, я пронумеровал в соответствии с ячейками, которые «покрывали» оригинал. Т.е. левая верхняя ячейка приняла номер г3.

Теперь всё готово к переносу изображения.

Но вернёмся немного назад и снова проанализируем исходное изображение. Этот анализ я продемонстрирую на нескольких ячейках сетки, где исходное изображение имеет как светлые, так и тёмные участки, и достаточное количество границ.

Первое, что необходимо сделать – выделить формообразующие контуры. Для исследуемого исходного изображения формообразующими контурами являются края (очертания) листьев. Их можно определить по достаточному контрасту тонов. Но не только края составляющих частей объекта являются формообразующими, к их числу можно отнести крупные (резкие) складки поверхности (например, на Вашем изображении - одежды), другие неровности, а так же резкие цветовые пятна. Т.к. на чёрно-белом изображении цвет передаётся тем или иным тоном, то разные цвета изображения могут иметь резкую границу.

Иногда довольно сложно определить край области из-за недостаточности контраста исходного изображения, хотя на самом деле край у объекта есть. При переносе изображения на рабочий лист можно поступить двумя способами:

  • Не доводить линию контура, свести её «на нет» там, где она исчезает. Т.е. край объекта как бы раствориться. Далее это будет подчёркнуто светотеневой проработкой.
  • Включить воображение и провести линию контура так, как Вы считаете, она должна идти.

Обратите внимание, что некоторые контуры частей изображения составные, т.е. состоят из нескольких объединённых линий.

Например, лист внизу слева имеет загиб, который освещен более сильно, поэтому контур этого листа будет состоять из нескольких объединённых линий.

Следующий шаг – определение областей переходов светотени.

Эти области образуются из-за отбрасываемой тени, неровности поверхности объектов (гладкие, невысокие складки, выпуклости и вогнутости и другие неровности), а так же перехода цвета. Как правило, они находятся внутри формообразующих контуров.

По большому счёту их можно и не выделять, оставив их проработку на этап нанесения тона. Но всё же я советую их обозначить, так как в последующем Вам будет легче накладывать тоновые переходы.

Итак, выделим светотеневые (тоновые) переходы.

Не увлекайтесь доскональным обозначением этих переходов, иначе их будет так много, что Вы просто запутаетесь в контурных линиях. Чтобы области переходов и формообразующие линии контуров как-то отделить от линий тоновых переходов, последние можно делать не сплошными, а, например, пунктирными.

Развивая эту мысль, можно использовать контурные линии различного вида для выделения не только областей перехода тона, но и самих областей того или иного тона.

Например, для 5-ти тоновой светотеневой модели (её мы рассмотрим далее) это разделение будет выглядеть так:

  • внешний контур + области черного цвета (тон 1) = сплошная линия контура
  • темносерый (тон 2) = штриховая линия контура
  • серый (тон 3) = штрих-точечная линия контура
  • светлосерый (тон 4) = штрих-две точки линия контура
  • белый (тон 5) = штрих-волнистая линия контура

Опять же, не стоит увлекаться выделением ВСЕХ областей. Обозначьте, таким образом, только основные, крупные тоновые области.

Замечу, в этом примере я отделил анализ изображения и непосредственный перенос контура исходного изображения на рабочий лист. В действительности же эти два процесса происходят параллельно. Но сам процесс копирования исходного изображения будет разобран в следующей части этого мини-курса.

А теперь рассмотрим второй способ выделения контура.

3.1.2 Создание с исходного изображения промежуточного контурного рисунка на кальке

Для этого способа Вам потребуется лист прозрачной кальки. Кальку можно купить в канцелярском магазине. Так же специальную принтерную кальку можно купить в компьютерном магазине. В принципе по параметрам принтерная калька ничем не отличается от обыкновенной.

Рассматриваемый способ отличается от предыдущего тем, что сначала контур формируется на прозрачной кальке, обводкой выбранных областей карандашом.

Наложите кальку на исходное изображение и скрепите их между собой, например, скрепками так, чтобы кальку можно было отворачивать наверх для контроля контуров и более подробного рассматривания исходника.

Анализируйте исходник точно так же как в предыдущем способе и обводите контуры.

В приведённом ниже примере я попытался помимо основных контуров выделить ещё и тоновые области (пунктирными линиями). Будет ли это удобно для Вас или нет, решайте сами.

Потом полученный контурный рисунок с помощью сетки переносится на рабочий лист.

Создание контура на кальке это предпочтительный вариант, особенно для начинающих.

Объясняется это тем, что при переносе полученного на кальке контура на рабочий лист Вас не будут отвлекать нечёткости исходного рисунка, а получить контур обводя его непосредственно на исходнике значительно легче, чем формировать его непосредственно на рабочем листе.

Но использование этого способа целесообразно только на начальных стадиях обучения рисунку. Если Вы намерены учиться рисовать «в живую», то Вам надо будет через некоторое время отказаться от кальки и формировать контур непосредственно на рабочем листе, это позволит Вам развить навык непосредственного выделения формы объекта.

Но начинающим, а так же тем, кто хочет сделать рисунок быстро, советую использовать именно этот способ выделения и переноса контура исходного изображения.

Думаю, не надо доказывать, что такое контурное изображение перенести на рабочий лист намного легче, чем сделать это непосредственно с исходного изображения.

Для тренировки я предлагаю Вам выполнить упражнение, которое поможет Вам лучше освоить тему, которая рассматривалась в этой части мини-курса.

3.2 Упражнение

Скачайте архив с тренировочными изображениям.

Скачайте файл

Разархивируйте его в нужную Вам папку.

Распечатайте файл с изображением (цветок.jpg).

Изучите предложенное изображение, особо обращая внимание на границы объектов изображения. А так же на границы тоновых областей.

Наложите на распечатку кальку и получите контурный рисунок, обводя карандашом отмеченные Вами границы и области.

Вы можете сравнить контур, полученный Вами, с тем, что получилось у меня. Для этого распечатайте файл (цветок-контур.jpg) и сравните контуры, полученный Вами, с моим вариантом.

Совет:
Если через кальку какие-то области плохо видны или не видны вообще, примените давно известный способ рисования «на просвет». Т.е. возьмите кусок стекла положите его одной стороной на какое либо возвышение (например, стопку книг). Другая сторона должна лежать на столе (не очень близко к краю, чтобы оно не соскользнуло). Возвышение должно быть таким, чтобы между столом и стеклом можно было разместить лампу.
Размещаете лампу, так чтобы она светила на стекло. Сверху на стекло кладёте «бутерброд» из кальки и исходного изображения. Включаете лампу и с комфортом делаете свой контур.
Если у Вас нет свободного куска стекла, можно использовать стеклянные дверцы от полок, сервантов и т.п. (я так и сделал: открыл дверцу полки, с одной стороны поставил лампу, с другой приложил кальку с изображением, не очень удобно, зато быстро ;-) ). Можно также использовать для этих целей окно в комнате. Дневного освещения вполне хватает, чтобы «просветить» лист с изображением и кальку.

По окончании упражнения, сохраните полученный контур. Его можно будет использовать в упражнениях следующих частей мини-курса.

3.3 Домашнее задание

В качестве домашнего задания я предлагаю Вам подобрать изображение (фотографию, картинку из журнала, рисунок) который Вы хотели бы нарисовать с помощью метода «Рисование по сетке».

После того, как подберёте Ваше изображение, проведите его анализ, если есть возможность, сделайте несколько его чёрно-белых копий. Изучите, как отображаются цвета на чёрно-белом варианте, сравнив эти же области с исходным изображением.

После анализа возьмите лист кальки и сделайте по чёрно-белой копии (если с чёрно-белой копии неудобно – используйте исходное цветное изображение) контурный рисунок.

И, конечно, выполните предложенное упражнение.


В избранное