Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Об искусстве просто

  Все выпуски  

Художественные консультации | В защиту салонного искусства


Здравствуйте!

Что-то я вас очень давно не баловала рассылкой. А для этого есть причина! И очень веская! Дело в том, что я готовлю ряд благотворительных мероприятий, которые пройдут в конце ноября в Санкт-Петербурге. И у меня все время уходит на организацию, поиск партнеров и спонсоров, посетителей. Помочь и прийти может каждый! А здесь - подробнее узнать о том, что необходимо: http://www.consferart.ru/art-projects.

К идее благотворительных акций меня подтолкнула очень профессиональная и добрая девушка - замечательный арт-агент из Москвы - Анастасия Постригай. Вы можете следить за её новостями на сайте http://www.antiq-art.com. И я в свою очередь всем советую заняться благотворительностью.

 Но сегодня эта новость - не главная тема. Сегодня я расскажу о салонном искусстве. Точнее, попробую защитить его и реабилитировать. Статья написана специально для рассылки, поэтому еще нигде не публиковалась. Поздравляю вас с возможностью прочитать её первыми!

Итак.

Реабилитация салонного искусства

Очень часто термин «салонное искусство» употребляется как синоним негативного, плохого, безыдейного творчества, в котором нем нет внутреннего смысла, глобальной сути. И такие произведения искусства считаются не более чем декоративной красивой работой, картинами для интерьера, для удовольствия, украшения.

Бугро. Купидон с бабочкой

Салонная картина. Бугро. Купидон с бабочкой. 1888 г.

Салонное искусство возникло в Париже, в «Салонах» - самых престижных французских выставках, проводившихся с XVII века. На стороне организатора – Академии изящных искусств - выступала городская власть, буржуазия. И с тех пор происходит и первый домысел: салонное искусство – искусство буржуазное. Достояние малоумных и очень богатых людей, которые не смыслят в настоящем творчестве. А салонные работы – это далеко не искусство в полном смысле слова. Так ли это?

В чем же позитивный смысл салонного искусства? Издавна считалось (и это классика «жанра»!), что настоящее искусство не может быть ужасным или отталкивающим. Оно обязано быть прекрасным, нести миру прелесть и гармонию. Именно так и поступали салонные живописцы. Они выражали в своих работах идеальные представления о жизни, которые дарили зрителям радость.

Салонное искусство преследовало целью воспитать у людей чувство прекрасного. Мне кажется, что салонная живопись способна стать примером для понимая окружающей нас красоты. Представьте, что подрастающему ребенку вы будете показывать, например, «Черный квадрат» Малевича или «Крик» Мунка. Какие у него сформируются взгляды и впечатления о мире? Зато видя прекрасные цветы или красивых людей на портретах, он будет искать аналогии в окружающем мире. Ловить взглядом и соединять в своих образах красоту увиденной на клумбе розы, представлять свою маму как героиню античных мифов – окруженную купидонами прекрасную женщину. Ребенок, воспитанный на таких образцах, подрастет и начнет понимать окружающие события согласно своим представлениям  о них.  И что же будет, если его воспитывать на примерах современного искусства?

Взгляните на самые нашумевшие работы современных художников. Целующиеся мужчины-полицейские «Синих носов», распятые лягушки (Киппенбергер), трупы и голые тела авторства сотен умельцев – это лишь малая толика того, что вы можете лицезреть. Это, по-вашему, искусство?    

 Современное искусство. Киппенбергер. Вперед ногами. 1990 г.

Да, обывательство – один из главных критериев салонного искусства. Но именно это понятно и доступно каждому. Это – основа основ любого искусства. Сначала учатся понимать то, что просто, а уже от этого переходить к более сложному. Рассмотрите картины салонных мастеров. Их внимание к деталям, гармоничные черты, красоту тел, разнообразные сюжеты, в которых царят любовь и ясность. Разве можно сказать, что эти художники не вкладывали душу в свои работы, не любили их по-настоящему, не работали месяцами над всеми нюансами картины?

Среди салонных художников величайшее множество прекрасных колористов, великолепных мастеров академического рисунка. Прекрасная техника, выверенный сюжет, внимательность к изображению – вот достоинства салонных картин. Способны ли на это большинство выпускников художественных школ и академий?

Многие историки искусства пишут, что сейчас академии выпускают бездарей, которым далеко даже до самых посредственных мастеров предшествующих веков. Они умеют только ставить эксперименты, не научившись толком основам.

  Салонное искусство. Маковский. Мария Федоровна.

Салонные произведения зачастую обвиняют в излишней эротизации и слащавости. Но, позвольте. Обнаженные тела богинь и современные эротические перформансы и инсталляции, частая тема которых - смерть, кровь и секс. Вы готовы на этом воспитывать свои вкусы или вкусы своих детей?

Многие поспорят – зачем сравнивать салонное искусство и современное. Можно же сравнить его с классическими направлениями – романтизмом, классицизмом, импрессионизмом. Да, можно, конечно. Но сравнивать хорошее с хорошим. Ничего не лучше, всё просто разное. Так же и салонное искусство – не плохое, оно просто другое, со своими убеждениями и взглядами.

Гораздо хуже идейное искусство, если эта самая идея в нем вызывает отвращение. Лучше не делать никак, чем делать плохо. А салонные мастера исполняли свои работы профессионально. И с этим никто не сможет поспорить. Это вам не фаллосы на Литейном мосту рисовать и выдвигать их как мега-искусство. Это – то, чему многим современным художникам еще всю жизнь можно учиться. Некоторые современные мастера – это не мастера, а так. Они гонятся за чем-то новаторским, чудовищным, нестандартным. Всё потому, что писать картины просто хорошо и понятно, а не с надуманным смыслом и в извращенных формах, не умеют. А за «глубокой» мыслью проще скрыть бездарность. Всё прекрасное имеет право на жизнь, и мы будем очень глупы, если затопчем красоту в слоновий навоз, из которого потом сделает картину кто-нибудь типа Криса Офили.

 Современное искусство. Марина Абрамович. Кадр из клипа

 

 

 

Вот и всё на сегодня. Комментарии к этой статье вы можете присылать на почту sfera_art@mail.ru. Также постоянно жду Ваших пожеланий, связанных с темами для статей, которые Вы хотели бы прочитать.

Следите за новостями искусства в моем твиттере @conSferArt и вКонтакте http://vkontakte.ru/consferart.

До связи!
Всего вам хорошего!

 

 


В избранное