Как и обещала в прошлом выпуске, сегодня будет абсолютно новый материал, еще нигде не опубликованный. И прочитать его первыми смогу лишь подписчики этой рассылки.Итак, поехали!
«Я выполняю произведения, достойные статуса и заслуг человека».
Интервью с Татьяной Стрежбецкой.
Главенствующую роль в
иерархии живописных жанров всегда занимал портрет. Это, пожалуй, то, что
никогда не утратит своей актуальности. Несмотря на шкваловое развитие
фотографии, живописные полотна находят не меньше ценителей. Заказчики
живописных портретов отдают себе отчет в том, что произведение может навсегда
увековечить в истории их личность и деяния. А если работа окажется кисти
известного и талантливого мастера, то в будущем заказной портрет может стать
настоящей жемчужиной частной коллекции.
Чем сейчас характерно
искусство живописного заказного портрета и каковы перспективы этой традиции,
рассказала петербургский художник Татьяна Стрежбецкая.
- Здравствуйте,
Татьяна! Вы известный в Петербурге мастер. К Вам обращаются популярные певцы и
актеры с просьбой написать их портрет.А
чем отличается портретирование знаменитых людей, от написания малоизвестных
личностей?
- Здравствуйте. Для меня лично нет разницы, пишу ли я
малоизвестного или наоборот популярного человека. Каждый человек интересен
по-своему. Кого-то сегодня может никто не знать, а завтра он станет
знаменитостью, может, даже благодаря портрету.
В людях, не достигших известности,есть то, чего сложно найти в «звездах». Это
естественность и простота. Способность быть самим собой.
- А как происходит
работа над портретом? С чего Вы начинаете?
- Конечно, сначала происходит встреча, где я общаюсь с
человеком. Показываю свои работы, приглашаю в мастерскую. Если я вижу, что
человек сомневается во мне – сразу отказываюсь от заказа. Если же ему
импонируем моя манера написания произведений, начинаю работать. Сначала
представляю образ в голове, и потом он переходит на бумагу.
С актерами сложно. Приходится много общаться, чтобы выявить
их истинный характер. Иногда я до нескольких месяцев трачу на наброски и
поиски. А иногда хватает получасового общения и 15 минут на эскиз. Конечно, все
наброски я всегда обсуждаю с заказчиком. Известным людям далеко небезразличен
результат моей работы. Люди сцены всегда разные, постоянно играют какие-то
роли, поэтому много времени и сил уходит на то, чтобы «поймать» их истинный
образ.
Еще одна сложность возникает во времени. Актеры не могут
долго позировать. Вот тут помогает моя отличная фотографическая память. Иногда
я делаю несколько фотографий, чтобы использовать их как шпаргалки. Но это – не
основа моей работы. Никакая фотография не способна передать личность человека и
его душу. Я всегда обязательно встречаюсь с моей будущей моделью. Основа
портретов – это моё впечатление. И полностью по фотографии я никогда не
работаю. Это халтура, а я этим не занимаюсь.
- А как часто
заказывают у Вас портреты? Успеваете выполнять все задания?
- Люди любят себя,
поэтому заказывают постоянно. Чаще, когда видят другие мои работы. Или после
того, как я для себя пишу портреты, герои которых их затем выкупают. Для многих
важен процесс создания произведений. Ведь позирование – это не просто
неподвижное сидение на месте. Это общение между моделью и художником. А за
приятной беседой с чашкой ягодного чая время быстро пролетает.
- Пожалуй, беззаботно
болтать и позировать для собственного полотна – удовольствие не из дешевых. Кто
может позволить себе заказать портрет?
- Конечно, хороший портрет дорог. Я выполняю произведения,
достойные статуса и заслуг человека. Есть и роскошные шикарные портреты, а есть
и просто подарки от чистого сердца. В России не привыкли оплачивать труд и
мастерство. Но делать это необходимо. И, к радости, близкие к творческой сфере
люди это понимают.
Наверно, позволить себе заказной портрет может каждый.
Другое дело, какой художник его будет исполнять. Цена зачастую зависит не
только от мастерства, но и от популярности художника,образования, количества его выставок и достижений.
Кто-то покупает имя художника, а кому-то оно совсем не важно. Каждый выбирает
то, что ему ближе.
- О чем нужно знать и
помнить заказчику живописного портрета?
- По своему опыту скажу, что не каждый осознает, что работа
над портретом – это колоссальный эмоциональный труд, а не развлечение.
Качественный портрет не появляется за пару часов по фотографии. Часто каков
материал, таков и результат. Он никогда не будет хорош, если у художника перед
глазами обычное фото незнакомого человека, о котором он ничего не знает.
Если работа ведется маслом, то нельзя художника торопить,
так как необходимо, чтобы на нужном этапе краски успели высыхать. На картину
обычно уходит около месяца и больше, ведь хорошие портреты не пишутся за пару
дней. Часто на цену влияет качество работы, технические тонкости выполнения
произведения.
- А существует ли
какая-то мода на портреты и стили?
- Мода на портреты будет всегда, а вот на стили – мода
переходящая. Чаще предпочитают классику и импрессионизм. Классический портрет
всегда будет украшением любого интерьера.
Самое приятное – это когда показывают место, где будет
находиться и висеть портрет. Я уважаю таких людей, которые осознают важность
окружения для живописного полотна. Ясно, что человек относится к работе не как
к какой-то фотографии или картинке, а серьезно осознает её роль.
- А есть ли люди, которых
вы не любите или не хотели бы писать?
- Пока, наверное, не встречала, так как я писала портреты с
ярких и светлых людей. Но иногда происходят странности – бывает, что работы
часто падают или настолько не получаются, что приходится брать новый холст и
начинать сначала.
- Интересные детали!
Но надеюсь, что в будущем у Вас всегда всё будет исполняться просто и без
усилий. Спасибо за интервью!