Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Рисуем вместе!

  Все выпуски  

Рисуем вместе! Уроки классического рисунка


Публикую очередной книжный обзор. В этот раз хочу рассказать о книге Джульетты Аристид.

Вообще говоря, я никогда не советовала своим студентам читать учебники по классическому рисунку. Хотя бы потому, что не вижу в них особого смысла. Рисунок — практическая дисциплина, чтобы научиться рисовать — нужно рисовать, а не читать. Но «Уроки классического рисунка» заметно отличаются от пособий, которые мне приходилось держать в руках раньше. Для меня эта книга, безусловно, относится к категории «must have». Но, возможно, она нужна не всем. Поясню, почему.

Прежде всего, напомню, что любое занятие может иметь несколько уровней.

Можно петь для удовольствия в душе — и можно выступать на сцене оперного театра.

Можно плескаться в море у берега — и можно заниматься дайвингом.

Можно лепить куличики в песочнице — и можно создавать грандиозные песчаные скульптуры.

Для любого занятия легко найти такую «песочницу», чтобы попробовать свои силы в деле, которое кажется интересным. Это доступно каждому, независимо от возраста, таланта и т. п. Правда, барьеров все равно хватает, обычно это само-ограничивающие идеи вроде «я для этого слишком старый (молодой, высокий, рыжий), «меня не поймут», «это несерьезно» и тому подобное… В таких случаях освободить человека от ненужных барьеров могут помочь такие книги, как, например «Творческие права» , о которой я недавно писала. Не буду углубляться, это тема для отдельного большого разговора…

Иногда, попав в «песочницу» и освоившись, человек может и потерять интерес. При ближайшем рассмотрении многие вещи нередко оказываются чем-то иным, не тем, что представлялось. Тогда просто сказать: «Это не моё» и переключиться на что-нибудь иное.

В других случаях можно оставаться на первом, простом уровне долгое-долгое время. В конце концов, если что-то доставляет удовольствие, совсем не обязательно посвящать этому всю жизнь без остатка. Если нравится делать зарядку по утрам, не обязательно становиться профессиональным спортсменом. Если нравится рисовать, можно делать это со своими детьми или вести творческий дневник (см. публикацию «Скетчбук художника»). Хобби может перерасти в интересный проект, или остаться отдушиной от бытовых забот, это не так важно.

Однако некоторых людей занятие захватывает настолько, что им становится скучно быть любителем, хочется научиться большему, «нырнуть поглубже».

Так вот, к чему я это всё… Чтобы выйти на качественно иной уровень, надо самому стать качественно иным.

Спортсмен изменяет свое тело путем тренировок. Художник изменяет свое видение, глазомер, твердость руки путем штудий. И тот, и другой нуждаются в наставнике (тренере, учителе), по крайней мере, на первых порах. И, к сожалению, найти хорошего учителя (тренера) может быть не просто.

Так вот, чем хороша Джульетта Аристид. В своей книге она не публикует поэтапных схем для срисовывания, не дает нереалистичных обещаний вроде «прочитав мою книгу, вы станете рисовать как Да Винчи», или что-то наподобие.

Она делает нечто большее, шаг за шагом, глава за главой настраивая читателя, как музыкант настраивает инструмент.

Понимаете, ведь искусство создается не набором правил, техник и приемов. Искусство — это интерпретация реальности художником, оно создается его особым видением, основанным на глубоком понимании этих самых правил, техник и приемов.

Не могу утверждать, что прочитав книгу, вы научитесь рисовать. Но, если вы со всем вниманием отнесетесь к тому, что говорит Джульетта, сумеете перенять этот образ мыслей, вы приобретете глубокое понимание искусства вообще, и рисунка, в частности, станете тем, кто может обучать сам себя.

Это не пустые слова. Почему обучение в мастерской эффективнее обучения по пособиям или на мастер-классах? Потому что хороший педагог может непосредственно указать на постановке, то есть на натуре (не фото, это важно), куда именно смотреть и что там можно увидеть, а значит, нарисовать. Джульетта Аристид сумела объяснить это в книге. Приобретя художественную манеру видеть — то есть анализировать, раскладывать


В избранное