Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Рисуем вместе!

  Все выпуски  

Рисуем вместе! Как рисовать шерсть


Вопросы как рисовать шерсть или как рисовать волосы на самом деле возникают не так уж редко. Значит, есть тема для обсуждения)

Давайте попробуем разобраться на конкретном примере.

Я получила этот рисунок с просьбой дать комментарий относительно того, как правильно рисовать шерсть животного карандашом, так, чтобы она не выглядела проволочной.

С разрешения автора, публикую свой ответ здесь.

Итак, что я вижу. Рисунок замечательный. Штриховка сама по себе неплохая (и даже очень). Штрих деликатный и аккуратный, но при этом довольно уверенный, выполнен твердой рукой.

Но, при таком, в целом положительном, впечатлении, есть и повод для критики.

И начну я не с того, как рисовать шерсть. Потому что сама по себе текстура, как бы правильно и аккуратно ее не нарисовать, не сделает изображение реалистичным…

На мой взгляд, при стремлении к максимально качественной передаче фактуры шерсти, начал страдать объем… А этого допускать очень нежелательно. Почему? Потому что правильная передача объема намного важнее правильной передачи фактуры.

Фактура поверхности в рисунке может быть намечена довольно условно, но если правильно показан объем, рисунок будет восприниматься как очень реалистичный.

В. А. Ватагин, «Медведь» — пример проработки объема

Объем, как мы уже говорили, создается тональными соотношениями и полностью зависит от формы. Передача в рисунке объема — в большой степени аналитическая работа: художник пристально рассматривает форму — какой участок ближе в пространстве, какой дальше, куда попадает больше света, а какая часть освещена меньше.

Давайте вернемся к верхнему рисунку и рассмотрим его с точки зрения того, как передается объем.

На голове объем, в принципе, читается — там много красивых деталей, за которые художнику легко зацепиться. Ну, разве что, десна слишком светлая — а ведь она в глубине, должна быть освещена слабее, а на контрасте с нижней губой визуально сильно вылезает вперед. Но вот именно к форме головы претензий у меня нет. Там есть объем, и он создается не прорисовкой отдельных шерстинок. Посмотрите, где-то они сливаются в общую массу, даются сглажено, размыто, но ощущение меховой поверхности от этого не теряется.

Однако, если закрыть голову и посмотреть на туловище отдельно: в нем объем теряется. Есть сплошная ПЛОСКОСТЬ, участки, заполненные текстурой из отдельных штрихов. Особенно это видно на темной части — это ровное полотно, за которым не чувствуется тело, оно пропало в результате желания точно показать текстуру — отрисовать каждую шерстинку. Это получилось, но в результате — «проволочная» шерсть, о которой и говорит автор

Резюме: текстура второстепенна по отношению к общей форме. В рисунке ее можно наложить поверх прорисованного объема.

Как это выглядит на практике: вначале необходимо выполнить тональный рисунок, исходя из объемов, разбирая, что ближе, что дальше, какие участки обращены к свету, а что в тени. Тон набирается разнонаправленными штрихами, в темных местах они могут сливаться (растушевывать все же не советую — но это дело вкуса. Просто мне кажется, штриховка и тушевка в одном рисунке редко дружат).

Далее, когда готов объемный рисунок, можно поверх более мягким карандашом наложить текстуру. При этом не обязательно заполнять всю поверхность одинаково читающимися отдельными шерстинками. Помните, что ближе к нам — контрастнее, более четко прорисовано. Вдали и в глубине — текстура сливается в общую массу. Тогда «проволочность» пропадет.

рисунок Д.В.Горлова — пример проработки пространства и расстановки акцентов. Ближе — контрастнее, дальше — размыто. Важное — подробная проработка, второстепенное — показано условно.

И напоследок хочу предостеречь от одной довольно распространенной ошибки. В рисунках «самоучек» часто выдает страсть к очень равномерной и аккуратной текстуре. Если шерсть или волосы — то волосок к волоску, штриховка подчеркнуто «причесана». Однако, небрежность здесь не только допустима, но часто даже необходима. Ведь в реальности волосы (или длинный мех) не будут лежать в идеальном порядке

Дмитрий Горлов. Голова льва.

Надеюсь, мой ответ поможет разобраться, как же все-таки правильно рисовать шерсть.

P. S. Благодарю за предоставленный рисунок Тину Славину — талантливого мастера-мишкодела)

Содержание

Вернуться на главную

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru


В избранное