Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Рисуем вместе!

  Все выпуски  

Рисуем вместе! Призрак бродит по Европе…


Нет, не коммунизма.Чего-то более осязаемого и страшного.

Большинство жителей какЕвропы, так иРоссии оченьдолго видели войны и революции только по телевизору. В результате кому-то, в особенности из молодого поколения, стало казаться, что война — это не так страшно, а революция — даже хорошо. Воздух свободы, свержение диктатуры, всеобщее ликование.

Не буду НИЧЕГО об этом говорить. Лучше покажу призраки социальных потрясений, запечатленные очевидцем и современником самых страшных событий ХХ века.

Знакомьтесь, кто не знает. Кете Кольвиц. Одна из наиболеезаметных художников прошлого столетия.

Автопортрет

Кете родилась 8 июля 1867 года в Кенигсберге. Художественное образование получила в Берлине и в Мюнхене.

Цикл литографий и офортов «Восстание ткачей»Кете Кольвиц , созданный в конце1890-х годов, считается первой значительной работой художницы.

Выступление ткачей. Из серии Восстание ткачей. Офорт. 18971898 гг.

Сочувствие художницы к трудягам невозможно не заметить. Но Кете нисколько не идеализирует происходящее, бунт в ее работах лишен романтического флера и веры в победу всего хорошего над всем плохим. Это крайняя степень отчаяния. Чувствуется безысходность и обреченность.

К этому же времени относится цикл «Крестьянская война».

Прорыв. Из серии Крестьянская война.

«Свобода на баррикадах» Делакруа выглядит несколько иначе, верно? Хотя сюжет тот же…

Но это осмысление прошлого. А вот ужесовременность:

Дети Германии голодают, 1924

Напомню, первая мировая война закончилась 11 ноября 1918 года поражением Германии и её союзников. Германия была сильно истощена войной. Далее — гиперинфляция, экономический кризис.

В России в это время было ничуть не легче. В 1921 году В. И. Ленин в международной коммунистической прессе обратился к мировому пролетариату с просьбой поддержать голодающую Россию.

Помогите голодной России. 1921

Голод, набросок

Хлеба! Из цикла Голод. Литография. 1924 г.

Это к вопросу о последствиях революций…

В первые месяцы Первой Мировой погиб сын художницы Петер. Это памятник павшим на войне, созданный матерью:

Скорбь родителей, в первую очередь матерей, по погибшим детям, стала одной из центральных тем в творчестве Кете Кольвиц.

Родители, 1924 г.

Женщина с мертвым ребенком

В 1919 году Кольвиц избрали действительным членом Прусской академии художеств, в1928 году она стала руководителем художественной мастерской графики в этойакадемии. А в1933 году после прихода к власти национал-социалистов была вынуждена оставить мастерскую. Действовал негласный запрет на участие ее работ в выставках, была развернута травля художницы в прессе, часть графики была уничтожена.

В 1940 году умер ее муж Карл Кольвиц, тогда же погиб на фронте внук.

На одной изпоследних графических работ Кольвиц изображена мать, защищающая своих детей. Для подписи к рисунку художницавзяла цитату из «Поучения» Гете: «Семена для посева не должны быть перемолоты».

«Я беру на себя ответственность за любую из моих работ», написала художницаза год до смерти.

Кете Кольвиц совсем немного не дожила до победы над фашизмом. Она умерла 22 апреля 1945 года.

И еще, кое-что личное. Когда в институте на истории искусств рассказывали про творчество Кольвиц, честно скажу, ее работы не произвели особого впечатления. Мрачные и трагичные, они не вписывались в ту мою реальность, в которой войны и революции были где-то далеко. Сейчас я смотрю на ееграфику совсем другими глазами … «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен», помните?

Нельзя думать, что война — это что-то нестрашное, а революция — что-то хорошее. Это всегда — боль, страх и смерть, и прежде всего они приходятк простым людям, к тем, кто не хотел ни войн, ни революций.

Семена для посева не должны быть перемолоты.

Содержание

Вернуться на главную

Здесь можно оставить свои комментарии. Вы


В избранное