Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Рисуем вместе!

  Все выпуски  

Рисуем вместе! Артбуки, эскизные блокноты и путевые дневники.


Подробная инструкция от Натали Ратковски — о книге и не только.

Недавно мне подарили книгу. Вообще, я собиралась ее купить, но сомневалась, поскольку представляла себе ее несколько иначе. Однако книга настолько превзошла ожидания, что думаю, я должна написать о ней на блоге. И, если вы, как и я сомневаетесь, возможно, моя рецензия поможет понять, нужна ли эта книга вам.

Хотя статья моя не только о книге…

Читая описание на ОЗОНЕ, я представляла себе что-то вроде ежедневника с красиво оформленными страничками (ну, там, рамочки, фоны) и призывом рисовать прямо на них. И с небольшими вдохновляющими авторскими комментариями на нескольких страничках.

Название мне тоже не понравилось. «Разреши себе творить» — ну что это… Сразу внутренний протест, про себя думаешь, спасибо, конечно, но я ни в каких разрешениях не нуждаюсь. Потом, когда я читала, мне было уже просто смешно от того, насколько это название идеально подходит именно ко мне. Но об этом чуть позже.

Итак, первая неожиданность — это объем. Книга оказалась форматом больше среднего книжного и при этом довольно увесистой.

Книга «Разреши себе творить» не о творчестве напрямую. Это полноценное руководство по созданию так называемых «творческих тетрадей». Причем написано очень подробно, начиная от мотивации, и далее о том, как выстраивать композицию, о взаимодействии цветов, о всевозможных материалах (о некоторых я даже не слышала раньше), о том, что делать с готовой тетрадью. В общем, все возможные вопросы, которые могут возникнуть.

Иллюстраций очень много, но это не фоны для раскрашивания. Они работают именно в качестве иллюстраций, то есть, дополняют и поясняют текст автора. Потому что художники «любят глазами» и одно дело просто написать, как, например, буквы могут включаться в рисунок, и совсем другое дело — показать.

А показано, надо сказать, очень вкусно. Часто возникало желание бросить чтение и пойти сотворить что-то этакое.

Вообще, тема творцов и творений меня занимает давно и по вполне определенной причине. В детстве и потом, до поступления, я много рисовала. Может быть, не идеально с точки зрения техники, но мне нравилось то, что получается. После того, как я начала учиться «серьезно», чистое творчество почему-то постепенно стало сходить на нет. Рисовать правильно меня, конечно, научили, но я разучилась рисовать «просто так». В институте работали над постановками, гипсами, фигурами — подолгу, на больших форматах, рисунки потом оценивались на подаче.

Как-то на всякие «почеркушки» и времени не особенно оставалось, и смысл такого рисования как будто пропал. На просмотр такой рисунок не принесешь, оценку не поставят. И вообще, какая задача у этих картинок?

Нет, конечно, наброски мы тоже делали, причем в обязательном порядке. Но самостоятельной ценностью они не обладали. Считалось, что наброски нужны только для изучения натуры, для развития скорости. Возможно, как поиски решений для будущей картины. И конечно, мысль о том, что зарисовки и почеркушки сами могут быть творческой работой, для многих художников революционна.

Нет, я не возражаю против традиционного подхода. Нужно и изучать натуру, и учиться схватывать движение и пропорции. Но накапливаются такие наброски в большом количестве, и потом просто выбрасываются. И мотивация со временем пропадает: работать на мусорную корзину не особенно интересно.

Во время чтения, я вспоминала, какой резонанс вызвали первые выставки импрессионистов. Тогда отношение к этюду было таким же, как сейчас к наброску. Этюд не имел ценности, он был только ступенькой, одним из этапов создания готовой картины. И вдруг нашлись умники, которые эти самые этюды стали показывать на выставках и говорить о том, что ценность не в технически правильной и завершенной картины, а в непосредственном живом взгляде, который можно увидеть на этюде. Многих это раздражало.

Сейчас появление этюда в картинной галерее не вызовет сенсации. Но теперь уже появились художники, которые выставляют зарисовки, коллажи, творческие тетради — и уже это вызывает протест. Что ж, возможно, пройдет еще несколько лет, и артбуки на выставках будут привычными…

Но, конечно, мотивация для создания такой тетради, не участие в каких-то выставках или художественных движениях, а стремление выйти из творческого тупика. Натали пишет, что когда начала выполнять иллюстрации на компьютере, она перестала рисовать руками, и зарисовки в блокнотах стали отдушиной и источником новых идей.

Глядя на фото разворотовНаташиных блокнотов, меня не покидало чувство, что так и я… могла когда-то. Лет в 14-15 я так могла рисовать, а сейчас не могу. Не самое приятное чувство, знаете ли.

Но потом появилась другая мысль. Ведь ничего не уходит бесследно. И ребенок, которым был когда-то любой взрослый, он же не умирает. А продолжает жить где-то там внутри.

Почему бы не прочитать книгу глазами ребенка, который когда-то умел рисовать просто так? И принять.

С принятием, кстати, были проблемы. Это, наверное, к вопросу о разрешении себе творить. Я, когда читала, заметила, что главы о путевых зарисовках, набросках с натуры и так далее, вызывают полное согласие и одобрение. Но то, что можно включать в рисунки машинную строчку, скрепки, клеить листья и пуговицы… Даже вообще не рисовать, а просто собирать коллажи из разных фотографий и вырезок из журналов?! И это все будет тоженазываться творчеством?!

С точки зрения «нормальных» художников это называется не «творить», а «вытворять»…

Ну, и вывод напрашивается парадоксальный. Если мысль о коллажах и композициях из всяких необычных материалов вызывает такой протест, значит именно это и стоит попробовать. Раз там такой большой замок, вдруг за ним что-то интересное?

Итак, на мой взгляд, книга «Разреши себе творить» может быть очень полезна, если намечается творческий застой и хочется попробовать что-то новенькое. И как источник мотивации и как руководство. Я раньше пробовала читать об артбуках в интернете, но ресурсов много, а информация ве


В избранное