Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Лучшие актерские методики

  Все выпуски  

Лучшие актерские методики Воспитание актера (часть 12)


Ведущий рассылки Андрей Луда – предприниматель, личный тренер, специалист в области современного развития человека и организаций.

 

Общий тираж рассылок 80 000 подписчиков.

 

«Если я видел дальше других, то только потому, что стоял на плечах гигантов». Исаак Ньютон

 

Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме письма.

 

Здравствуйте, друзья.

 

Твитер http://twitter.com/andrey_luda

Фейсбук http://www.facebook.com/andrej.luda

Вконтакте http://vk.com/andrey_luda

 

 

Продолжаем изучать книгу Сергея Васильевича Гиппиуса «Гимнастика чувств»

 

 

ВОСПИТАНИЕ АКТЕРА И ЗАДАЧИ ТРЕНИНГА

 

Учение йоги о пране было подхвачено и "разработано" теософами. Объявлялось, что люди, обладающие так называемым психическим зрением, видят праническую ауру, окружающую человека неким подобием парообразного облака, овального по форме занимающего пространство от двух до трех футов по всем направлениям вокруг тела (какова точность!). Но это облако капризно: овевает человека только в то случае, если он духовно здоров. Нездоровые же субъекты хищнически пополняют свой недостаток духовной и жизненной энергии, бессознательно вытягивая ее из здоровых, когда те рядом.

 "Переливание энергии" в истолковании теософов - это весьма доступный и даже прозаический акт (только при сосредоточении!): прикоснуться к партнеру, перелить часть его энергии в себя, а потом переливать, сколько угодно, из одной части своего тела в другую.

 Сосредоточение, согласно, учению йоги, есть путь к самопознанию. Созерцающее внимание якобы теряется в созерцаемом объекте, а на высшей стадии сосредоточения душа человека освобождается от воздействия объективной действительности и сливается воедино с "абсолютным знанием", божеством.

 Упражнения на сосредоточенность (разделы "асана" и "самадхи" в "хатха-йоге") основаны на статических положениях тела. Человек, например, долго сидит, склонив голову на колени. В результате нарушения кровообращения мозга возникают галлюцинации, рода насильственного экстаза.

 Вивекананда советует такую методику самогипноза. "Если сосредоточить сознание на кончике носа, то начинаешь чувствовать через несколько секунд удивительный запах. Если сосредоточить его на кончике языка, то чувствуется удивительный вкус".

 Конечно, не о таком "сосредоточении" и не о таком "переливании энергии" думали те ученики Станиславского, которые воспользовались упражнениями йоги, но форма упражнений, перенесенная из системы Патанджали, способствовала и идеалистическому истолкованию. Тем более, что мхатовские студии зарождались во времена, когда вокруг бесновался оккультизм, в каждом "интеллигентном" доме бы кружок теософов, а "жизненная энергия" и "упражнения йогов" были модными темами разговоров.

 Несомненно, именно на почве этих ошибок процветает в современной Америке та ветвь театральной педагогики, которая ведет свое начало от Р. Болеславского, актера и режиссера Первой студии, основавшего в 1928 г. Американский лабораторный театр. Его статьи о раннем периоде системы, его педагогическая практика с мистическими упражнениями - все это привело в результате к такому истолкованию "тренинга и муштры", которое сомкнулось с психоанализом в духе Фрейда.

 А в одной из американских студий, где и теперь работают "по Станиславскому", очень своеобразно истолковывают положение о памяти чувств. Как свидетельствует крупнейший деятель мексиканского театра Сэки Сано, в этой студии, например, если человек изображает пьяного, он непременно выпивает рюмку перед выходом на сцену. Некоторые из таких "последователей" Станиславского еще энергичнее стремятся войти в роль.

 В поисках теоретического обоснования своей системы, Станиславский обратился к трудам французского философа и психолога Т. Рибо, книги которого как раз тогда, на рубеже XIX и XX веков, широко распространились в России.

 "Причиной внимания всегда является аффективное состояние" - утверждал Рибо в книге "Психология внимания". К. С. Станиславский принял это положение за отправную точку в исследовании творческого самочувствия актера, лишив себя в то время возможности верно оценить все значение непрерывных связей человека действительностью.

 Психология Рибо, включающая в себя элементы механистического материализма, была идеалистична по своей сути и родственна воззрениям Дж. Беркли и Д. Юма, которые отделяли чисто психические связи от материальной действительности.

 Внимание - это "факт исключительный, ненормальный, который не может долго продолжаться", - писал Рибо. Он разделил психическую деятельность организма на "обыкновенное состояние" и "состояние внимания". В первом случае, как он отметил, человек получает слабые представления и производит мало движений, а во втором - живые представления сочетаются с сильными, сосредоточенными движениями.

 Причем это состояние может быть бессознательным: сознание не работает, а только "пользуется работой".

 

 

Продолжение в следующем выпуске…

 

 

Твитер http://twitter.com/andrey_luda

Фейсбук http://www.facebook.com/andrej.luda

Вконтакте http://vk.com/andrey_luda

 

Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.

 

Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме письма.

 

Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали, что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы, опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.

 

Общий тираж рассылок 80 000 подписчиков.

 

Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com  2006-2013 г.г. Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.

Заранее благодарю Вас.


В избранное