Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Лучшие актерские методики

  Все выпуски  

Лучшие актерские методики Михаил Александрович Чехов (часть 2)


Ведущий рассылки Андрей Луда – предприниматель, личный тренер, специалист в области современного развития человека и организаций. 

Общий тираж рассылок 50 000 подписчиков.

Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме письма.

 

Здравствуйте, друзья.

 

Живой Журнал http://andrey-luda.livejournal.com

Твитер http://twitter.com/andrey_luda

Фейсбук http://www.facebook.com/andrej.luda

 

 

В январе 1925 начались репетиции Петербурга, параллельно режиссер А.Д.Дикий выпустил Блоху по Н.С.Лескову без участия Чехова. Сохранилось свидетельство М.Ф.Андреевой в письме к М.Горькому по этому поводу: «…хороший, веселый спектакль без дураков и фокусов, но – пролетарская публика предпочитает Гамлета с Мишей Чеховым».

В ноябре состоялась премьера Петербурга, спектакль вызвал споры, но игра Чехова покорила даже Станиславского, которому спектакль не понравился.

 

В 1926 в театре обозначились первые признаки конфликта: Л.А.Волков подал в правление МХАТа 2-го заявление о необходимости включить в репертуар пьесу Волки и овцы А.Н.Островского, требуя «в случае отрицательного решения указать подробную мотивировку». Через несколько дней группа актеров обратилась к Чехову с письмом, предлагая «располагать всеми силами нашей творческой воли, рассчитывать на всемерную нашу полную с Вами солидарность… И.Берсенев, А.Чебан, Н.Рахманов, С.Бирман, А.Благонравов, В.Татаринов, В.Готовцев (и еще 16 подписей)». Атмосфера в театре становилась тяжелой, конфликт разбирался на уровне Главреперткома, на стороне Чехова и части труппы выступил Луначарский, но достаточно сторонников было и у инициаторов раскола Дикого и Волкова.

В 1927 Чехов триумфально играл Хлестакова с артистами ленинградского Большого драматического театра, затем с труппой Малого театра, репетировал Дело А.В.Сухово-Кобылина (где Чехов сыграет одну из великих своих ролей, Муромского, высоко оцененного В.Э.Мейерхольдом, Книппер-Чеховой, В.О.Массалитиновой, многими своими коллегами и критиками). 21 марта 25 ведущих артистов подали коллективное заявление Чехову о том, что они покинут театр, если группа Дикого не будет удалена, 30 апреля Чехов получает заявление уже от 35 актеров, не желающих работать с Диким. В связи с положением в театре Чехов был вынужден отказаться от предложения Станиславского совершить с труппой МХАТа поездку в Америку. В мае он вновь получил коллективное заявление уже с 68-ю подписями и известил Дикого и его группу (8 человек) о том, что в новом сезоне контракт с ними продлен не будет. По предложению Наркомпроса, Чехов заменил коллегиальное управление театра единоличным (замдиректора по финансово-административной части – Берсенев, по художественно-постановочной – Б.М.Сушкевич).

 

В 1927 вышел фильм с Чеховым Человек из ресторана (реж. Я.А.Протазанов) по повести И.С.Шмелева (при множестве ролей в немых отечественных фильмах эта роль актера считается самой серьезной), в январе 1928 получила широкий резонанс книга Чехова Путь актера. З.Н.Райх писала автору: «Я пьяна Вашей книжкой....В ней, коротенькой, я почувствовала длинную, замечательную жизнь. Вас замечательного…». Недовольства в театре нарастали, монолитной группы уже не было. В марте Чехов подал заявление об уходе из театра, но собрание это заявление не поддержало. В мае, после премьеры Фрола Севастьянова, Чехов просит разрешить ему двухмесячное пребывание за границей для лечения. Из Германии он отправил письмо коллективу («Меня может увлекать и побуждать к творчеству только идея нового театра в целом, идея нового театрального искусства») и обратился в Главискусство с просьбой о предоставлении годового заграничного отпуска.

 

В октябре 1928 в немецкой прессе появились сообщения о том, что Чехов заключил контракт с М.Рейнгардтом и начал сниматься в фильме Тройка. В ноябре в Вене состоялась премьера спектакля Артисты Г.Уоттерса и А.Хопкинса в постановке Рейнгардта, где Чехов сыграл свою первую роль за границей – клоуна Скида. Начался второй этап жизни Чехова.

 

В Германии Чехов снялся в лентах Глупец из-за любви (1929, фильм имел огромный художественный и коммерческий успех), Призрак счастья (1930), играл в «Каммершпиле» Рейнгардта главную роль в спектакле Юзик по повести О.Дымова Певец своей печали (19 29), роль русского князя в спектакле Феа Ф. фон Унру (1930), как режиссер репетировал с актерами «Габимы» Двенадцатую ночь. «Их радость, ритм, цвет и общее очарование даже приводят в замешательство. Вот наконец шекспировская комедия!» – отзывался о спектакле Ш.О ' ' Кейси. Французская газета «Последние новости» писала: «Начинание превзошло всякие ожидания. Германская печать после режиссерской работы М.А.Чехова заговорила о нем как о большом мастере, постановщике европейского масштаба».

 

В 1930 Чехов хлопотал о предоставления ему и группе актеров субсидии для организации театра в Чехословакии; получив отказ, переехал в Париж, заключив в Германии ряд контрактов в театре и кино. В парижской газете появилось интервью с Чеховым, в котором он поведал о намерении организовать в Париже школу драматического искусства: через два-три месяца он надеялся показать первые спектакли – русские сказки, затем труппа перейдет к работе над мировой классикой.

 

В 1931 в Париже было основано Общество друзей «Театра Чехова», в его почетный комитет вошли С.В.Рахманинов, Ф.Жемье, Рейнгардт, М.Моргенштерн, В.Н.Масютин. На пожертвования был заключен договор с Ш.Дюлленом об аренде помещения театра «Ателье». В апреле Чехов уехал на гастроли в Ригу, Двинск, Митаву. В мае познакомился с Ж.Бонер, ставшей его другом и помощницей в создании русского театра. Бонер и Моргенштерн субсидировали «Театр Чехова» в Париже. 1 июня на сцене театра «Ателье» игрался первый спектакль труппы Эрик XIV, в ноябре состоялась премьера спектакля по русским сказкам Дворец пробуждается (режиссер и исполнитель роли Ивана-царевича). Однако настоящего удовлетворения театр не приносил, и Чехов вступил в переговоры с директором Театра русской драмы в Риге о возможности своей работы там.

 

28 февраля 1932 он приехал в Ригу, где поставил с актерами Национального театра Стриндберга, играл Хлестакова в Театре русской драмы, Мальволио в собственной постановке Шекспира, Фрезера, Иоанна Грозного в собственной постановке Смерти Иоанна Грозного А.К.Толстого в Национальном театре. По приглашению А.Жилинского, бывшего соратника по МХАТ 2-му, с начала нового сезона в Ковно (Каунас, тогда столица Литвы) вел занятия по технике актерского мастерства в Литовском государственном театре, а также поставил Гамлета, Ревизора, Двенадцатую ночь. Одновременно продолжал работу в Риге, репетировал Село Степанчиково по Достоевскому (играл Фому Опискина) в Театре русской драмы, проводил семинары по системе Станиславского с латышскими актерами.

 

В 1935 с « Театром Чехова » выехал на гастроли в Нью-Йорк, предложение остаться в Америке отклонил, получив предложение организовать в Англии свою театр-студию. В 1936–1938 студия в Дартингтон-холле работала много и успешно, но близость Европы и приближение войны заставили Чехова уехать с большей частью студийцев в Америку. В начале 1939 «Театр Чехова» обосновывается в Риджфилде, в 50 милях от Нью-Йорка, в 1940–1941 были подготовлены спектакли Двенадцатая ночь (новая, отличная от прежних редакция), Сверчок на печи, Король Лир Шекспира.

 

В 1942, по воспоминаниям друга и помощника Чехова Г.Жданова, было принято решение до окончания войны временно закрыть «театральное предприятие». В 1944 на экраны вышли фильмы с участием Чехова Песнь о России (колхозник Степанов), В наше время (Леопольд), «Новый журнал» начал публиковать воспоминания Чехова Жизнь и встречи. В фильме Зачарованный (1945) он виртуозно сыграл роль психиатра доктора Брулова, критики оценили работу актера как сенсационную, Чехов был номинирован на «Оскара» и премию Общества театральной кассы «Голубая лента».

 

В 1946 вышли фильмы Призрак розы (Поляков), Клянусь ! (Петер), Ирландская роза Эбби (Соломон Леви). Тогда же газеты объявили о создании «Актерской мастерской», где «в настоящий момент разрабатывается «метод Михаила Чехова» (в измененном виде существует по сей день), на русском языке вышла его книга О технике актера. В числе его учеников-голливудских актеров – Г.Пек, Мерилин Монро, Ю.Бриннер). Работал режиссером в Лабораторном театре Голливуда.

 

С 1947 в связи с обострением болезни Чехов ограничил свою деятельность в основном преподавательской работой, вел курсы актерского мастерства в студии А.Тамирова, снялся в фильме Техас, Бруклин и небеса (1948), в конце 1940-х – начале 1950-х годов работал над биографическими повестями о А.П.Чехове, Станиславском, Немировиче-Данченко (книги не были написаны). В 1952 вышли фильмы Приглашение (доктор Фрамм), Рапсодия (профессор Шуман), была опубликована на английском языке книга О технике актера.

 

Умер Чехов в Беверли-Хиллс (шт. Калифорния) 1 октября 1955, урна с его прахом захоронена на кладбище Форест-Лон-Мемориел («Лесная поляна») в Голливуде. Почти до середины 1980-х годов его имя на родине предавалось забвению, встречалось лишь в отдельных мемуарах (С.Г.Бирман, Кнебель, С.В.Гиацинтовой, Берсенева и др.). На Западе метод Чехова за эти годы приобрел значительное влияние на технику актерского мастерства, с 1992 регулярно организуются Международные мастерские Михаила Чехова в России, Англии, США, Франции, Прибалтике, Германии с участием российских артистов, режиссеров, педагогов.

 

 

Продолжение в следующем выпуске…

 

 

Живой Журнал http://andrey-luda.livejournal.com

Твитер http://twitter.com/andrey_luda

Фейсбук http://www.facebook.com/andrej.luda

 

Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме письма.

Общий тираж рассылок 50 000 подписчиков.

Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com  2006-2012 г.г. Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.

Заранее благодарю Вас.


В избранное