В январе 1925 начались репетиции Петербурга, параллельно
режиссер А.Д.Дикий выпустил Блоху по Н.С.Лескову без участия Чехова.
Сохранилось свидетельство М.Ф.Андреевой в письме к М.Горькому по этому поводу:
«…хороший, веселый спектакль без дураков и фокусов, но – пролетарская публика
предпочитает Гамлета с Мишей Чеховым».
В ноябре состоялась премьера Петербурга, спектакль вызвал
споры, но игра Чехова покорила даже Станиславского, которому спектакль не
понравился.
В 1926 в театре обозначились первые признаки конфликта:
Л.А.Волков подал в правление МХАТа 2-го заявление о необходимости включить в
репертуар пьесу Волки и овцы А.Н.Островского, требуя «в случае отрицательного
решения указать подробную мотивировку». Через несколько дней группа актеров
обратилась к Чехову с письмом, предлагая «располагать всеми силами нашей
творческой воли, рассчитывать на всемерную нашу полную с Вами солидарность…
И.Берсенев, А.Чебан, Н.Рахманов, С.Бирман, А.Благонравов, В.Татаринов,
В.Готовцев (и еще 16 подписей)». Атмосфера в театре становилась тяжелой,
конфликт разбирался на уровне Главреперткома, на стороне Чехова и части труппы
выступил Луначарский, но достаточно сторонников было и у инициаторов раскола
Дикого и Волкова.
В 1927 Чехов триумфально играл Хлестакова с артистами
ленинградского Большого драматического театра, затем с труппой Малого театра,
репетировал Дело А.В.Сухово-Кобылина (где Чехов сыграет одну из великих своих
ролей, Муромского, высоко оцененного В.Э.Мейерхольдом, Книппер-Чеховой,
В.О.Массалитиновой, многими своими коллегами и критиками). 21 марта 25 ведущих
артистов подали коллективное заявление Чехову о том, что они покинут театр,
если группа Дикого не будет удалена, 30 апреля Чехов получает заявление уже от
35 актеров, не желающих работать с Диким. В связи с положением в театре Чехов
был вынужден отказаться от предложения Станиславского совершить с труппой МХАТа
поездку в Америку. В мае он вновь получил коллективное заявление уже с 68-ю
подписями и известил Дикого и его группу (8 человек) о том, что в новом сезоне
контракт с ними продлен не будет. По предложению Наркомпроса, Чехов заменил
коллегиальное управление театра единоличным (замдиректора по
финансово-административной части – Берсенев, по художественно-постановочной –
Б.М.Сушкевич).
В 1927 вышел фильм с Чеховым Человек из ресторана (реж.
Я.А.Протазанов) по повести И.С.Шмелева (при множестве ролей в немых
отечественных фильмах эта роль актера считается самой серьезной), в январе 1928
получила широкий резонанс книга Чехова Путь актера. З.Н.Райх писала автору: «Я
пьяна Вашей книжкой....В ней, коротенькой, я почувствовала длинную,
замечательную жизнь. Вас замечательного…». Недовольства в театре нарастали,
монолитной группы уже не было. В марте Чехов подал заявление об уходе из
театра, но собрание это заявление не поддержало. В мае, после премьеры Фрола
Севастьянова, Чехов просит разрешить ему двухмесячное пребывание за границей
для лечения. Из Германии он отправил письмо коллективу («Меня может увлекать и
побуждать к творчеству только идея нового театра в целом, идея нового
театрального искусства») и обратился в Главискусство с просьбой о
предоставлении годового заграничного отпуска.
В октябре 1928 в немецкой прессе появились сообщения о том,
что Чехов заключил контракт с М.Рейнгардтом и начал сниматься в фильме Тройка.
В ноябре в Вене состоялась премьера спектакля Артисты Г.Уоттерса и А.Хопкинса в
постановке Рейнгардта, где Чехов сыграл свою первую роль за границей – клоуна
Скида. Начался второй этап жизни Чехова.
В Германии Чехов снялся в лентах Глупец из-за любви (1929,
фильм имел огромный художественный и коммерческий успех), Призрак счастья
(1930), играл в «Каммершпиле» Рейнгардта главную роль в спектакле Юзик по
повести О.Дымова Певец своей печали (19 29), роль русского князя в спектакле
Феа Ф. фон Унру (1930), как режиссер репетировал с актерами «Габимы»
Двенадцатую ночь. «Их радость, ритм, цвет и общее очарование даже приводят в
замешательство. Вот наконец шекспировская комедия!» – отзывался о спектакле Ш.О
' ' Кейси. Французская газета «Последние новости» писала: «Начинание превзошло
всякие ожидания. Германская печать после режиссерской работы М.А.Чехова
заговорила о нем как о большом мастере, постановщике европейского масштаба».
В 1930 Чехов хлопотал о предоставления ему и группе актеров
субсидии для организации театра в Чехословакии; получив отказ, переехал в
Париж, заключив в Германии ряд контрактов в театре и кино. В парижской газете
появилось интервью с Чеховым, в котором он поведал о намерении организовать в
Париже школу драматического искусства: через два-три месяца он надеялся
показать первые спектакли – русские сказки, затем труппа перейдет к работе над
мировой классикой.
В 1931 в Париже было основано Общество друзей «Театра
Чехова», в его почетный комитет вошли С.В.Рахманинов, Ф.Жемье, Рейнгардт,
М.Моргенштерн, В.Н.Масютин. На пожертвования был заключен договор с Ш.Дюлленом
об аренде помещения театра «Ателье». В апреле Чехов уехал на гастроли в Ригу,
Двинск, Митаву. В мае познакомился с Ж.Бонер, ставшей его другом и помощницей в
создании русского театра. Бонер и Моргенштерн субсидировали «Театр Чехова» в
Париже. 1 июня на сцене театра «Ателье» игрался первый спектакль труппы Эрик
XIV, в ноябре состоялась премьера спектакля по русским сказкам Дворец
пробуждается (режиссер и исполнитель роли Ивана-царевича). Однако настоящего
удовлетворения театр не приносил, и Чехов вступил в переговоры с директором
Театра русской драмы в Риге о возможности своей работы там.
28 февраля 1932 он приехал в Ригу, где поставил с актерами
Национального театра Стриндберга, играл Хлестакова в Театре русской драмы,
Мальволио в собственной постановке Шекспира, Фрезера, Иоанна Грозного в
собственной постановке Смерти Иоанна Грозного А.К.Толстого в Национальном театре.
По приглашению А.Жилинского, бывшего соратника по МХАТ 2-му, с начала нового
сезона в Ковно (Каунас, тогда столица Литвы) вел занятия по технике актерского
мастерства в Литовском государственном театре, а также поставил Гамлета,
Ревизора, Двенадцатую ночь. Одновременно продолжал работу в Риге, репетировал
Село Степанчиково по Достоевскому (играл Фому Опискина) в Театре русской драмы,
проводил семинары по системе Станиславского с латышскими актерами.
В 1935 с « Театром Чехова » выехал на гастроли в Нью-Йорк,
предложение остаться в Америке отклонил, получив предложение организовать в
Англии свою театр-студию. В 1936–1938 студия в Дартингтон-холле работала много
и успешно, но близость Европы и приближение войны заставили Чехова уехать с
большей частью студийцев в Америку. В начале 1939 «Театр Чехова» обосновывается
в Риджфилде, в 50 милях
от Нью-Йорка, в 1940–1941 были подготовлены спектакли Двенадцатая ночь (новая,
отличная от прежних редакция), Сверчок на печи, Король Лир Шекспира.
В 1942, по воспоминаниям друга и помощника Чехова Г.Жданова,
было принято решение до окончания войны временно закрыть «театральное
предприятие». В 1944 на экраны вышли фильмы с участием Чехова Песнь о России
(колхозник Степанов), В наше время (Леопольд), «Новый журнал» начал публиковать
воспоминания Чехова Жизнь и встречи. В фильме Зачарованный (1945) он виртуозно
сыграл роль психиатра доктора Брулова, критики оценили работу актера как
сенсационную, Чехов был номинирован на «Оскара» и премию Общества театральной
кассы «Голубая лента».
В 1946 вышли фильмы Призрак розы (Поляков), Клянусь !
(Петер), Ирландская роза Эбби (Соломон Леви). Тогда же газеты объявили о
создании «Актерской мастерской», где «в настоящий момент разрабатывается «метод
Михаила Чехова» (в измененном виде существует по сей день), на русском языке
вышла его книга О технике актера. В числе его учеников-голливудских актеров –
Г.Пек, Мерилин Монро, Ю.Бриннер). Работал режиссером в Лабораторном театре
Голливуда.
С 1947 в связи с обострением болезни Чехов ограничил свою
деятельность в основном преподавательской работой, вел курсы актерского
мастерства в студии А.Тамирова, снялся в фильме Техас, Бруклин и небеса (1948),
в конце 1940-х – начале 1950-х годов работал над биографическими повестями о
А.П.Чехове, Станиславском, Немировиче-Данченко (книги не были написаны). В 1952
вышли фильмы Приглашение (доктор Фрамм), Рапсодия (профессор Шуман), была
опубликована на английском языке книга О технике актера.
Умер Чехов в Беверли-Хиллс (шт. Калифорния) 1 октября 1955,
урна с его прахом захоронена на кладбище Форест-Лон-Мемориел («Лесная поляна»)
в Голливуде. Почти до середины 1980-х годов его имя на родине предавалось
забвению, встречалось лишь в отдельных мемуарах (С.Г.Бирман, Кнебель,
С.В.Гиацинтовой, Берсенева и др.). На Западе метод Чехова за эти годы приобрел
значительное влияние на технику актерского мастерства, с 1992 регулярно
организуются Международные мастерские Михаила Чехова в России, Англии, США,
Франции, Прибалтике, Германии с участием российских артистов, режиссеров,
педагогов.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите по адресу rasvopros@mail.ru с
пометкой «проблема» в теме письма.
Общий тираж рассылок 50 000 подписчиков.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2012 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать
полностью или частично, полученные письма без предварительного согласования. В
случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно
сообщите об этом.