Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

XIX век: светская культура

  Все выпуски  

XIX век: светская культура. О дамской верховой езде. Часть 1




Добро пожаловать в мир XIX века - эпоху быта и культуры дворянства!
Данная рассылка рассчитана на широкий круг читателей и имеет цели:
- общеобразовательную - для тех, кто увлекается данным периодом;
- объединяющую - для желающих погрузиться в эпоху через создание костюмов и участие в мероприятиях.
В рассылке будут рассмотрены разнообразные темы о быте и культуре дворянства: история и персоналии, изменчивость и капризы моды, крой и шитье костюмов, этикет на все случаи жизни, балы и танцы, а также светские мероприятия в стиле 19-го века, проводимые во многих странах мира, участником которых можете стать и вы.



Доброго времени суток, судари и сударыни,


     
Все тонкости по данной теме из журнала «Модный свет» за 1886 год.
_____________________________________________


АНОНСЫ


     Уважаемые дамы и кавалеры, приглашаю вас на долгожданную лекцию коллекционера и историка моды Антона Приймака о дамском белье периода 1800-1914 годов.
     Вы узнаете о корсетах, кринолинах, турнюрах, и о многом другом!
     С наглядной демонстрацией (при помощи слайдов) и подробным повествованием по данной теме.
     И с возможностью примерить изготавливаемые Антоном исторически достоверные кринолины и турнюры!
     2-е ноября, 12.00-16.00, Санкт-Петербург, ул. Полтавская, 3.
     Бронируйте билеты прямо сейчас, количество мест – всего 20!
     Стоимость четырехчасовой лекции составляет 850 руб. при предоплате до 10-го октября, либо 1000 руб. с 11-го октября.
     Обращаться по тел. +7 921 307-14-27, Мария Дмитриева.

     Уважаемые дамы и кавалеры,
     Мы продолжаем наши тематические встречи в Санкт-Петербурге, посвященные обсуждению разнообразных тем периода 1800-1914-х годов и приглашаем каждого желающего участвовать.
     На этот раз выбрана тема «Революционерки XIX века».
     Дата — 10-е октября, 19.00-22.00, место встречи – кафе «Моцарт», Кронверская, 23.      По вопросам участия обращаться к Марии Дмитриевой, тел. +7 921 307-14-27.

     Для танцующих!
     Вышла в свет книга Де-Колиньяр (балетмейстер) «Практический самоучитель бальных танцев для обоего пола. Легкий способ выучиться в 9 уроков без помощи учителя всем бальным танцам», репринтное издание, 1890 год.

_____________________________________________


     Никогда верховая езда не составляла исключительной привилегии мужчин. Испокон века пользовались женщины по мере надобности верховыми животными для переездов; но то, что в старину было в большинстве случаев необходимостью, является в настоящее время только приятным и полезным для здоровья развлечением. В средние века, например, при неровности и непролазности дорог экипажи были чрезвычайно неудобны для продолжительных путешествий, и употребление их было часто положительно невозможно, не говоря уже о том, что конструкция их была еще в высшей степени примитивного свойства. Поэтому дамы высших сословий должны были совершать свои путешествия верхом на лошадях, а так как они не сильно страдали от диагонального шага лошади, то для их облегчения выучивали дамских лошадей искусственной поступи, именно иноходи, при которой вместо движения по диагонали передние и задние ноги одной и той же стороны двигались одновременно. Этим достигалась поступь несколько качающаяся, но несравненно более мягкая и вместе с тем более удобная для продолжительных поездок. Значительное число амазонок, о которых говорят поэтические произведения и народные предания, свидетельствует что и ранее средних веков верховая езда женщин не представляла ничего необыкновенного.
     Что касается употребляющегося в настоящее время поперечного дамского седла, то оно, по-видимому, применялось до двенадцатого столетия, только в виде исключения. Анна, дочь одного богемского короля стала, говорят, впервые пользоваться поперечным седлом, после чего оно мало-помалу вошло в употребление в западной Европе. Еще в тринадцатом веке седло, по-видимому, иногда охотно употреблялось аристократическими модницами, и только в четырнадцатом веке употребление его сделалось всеобщим. Один английский хроникер времен Ричарда Второго рассказывает, что тогдашние барыни носили при верховой езде высокие шапочки или шляпы, платья с длинными шлейфами и пользовались боковыми седлами, по примеру королевы Анны, которая впервые ввела эту моду в Англии, потому что вообще в старину женщины всех сословий ездили верхом на мужской манер. Впрочем седло, которое употребляла Анна и ее последовательницы, состояло из простой подушки, на которой сидели, как на стуле, причем придворный обычай требовал, чтобы наездница обращала свое лицо в сторону головы лошади. Мы не можем не пожалеть, что эта мода сохранилась и до настоящего времени, поэтому что до тех пор, пока дамы будут употреблять поперечные седла, верховая езда будет для них довольно серьезным и не совсем безопасным занятием, так как безопасность их всегда зависит от доброй воли лошади. Хотя наездницы и могут управлять лошадью посредством поводьев, но не могут подобно мужчине сжать ее бедрами, и таким образом заставить лошадь себе повиноваться. Обычай дам ездить верхом, «на мужской манер» сохранился, как видно из многочисленных рисунков, отчасти до половины восемнадцатого века. Это доказывает, что обычай этот нисколько не шокировал даже весьма утонченных нравов того времени. Несмотря на то, что самые выдающиеся авторитеты неоднократно настаивали самым энергичным образом на восстановлении этого старого обычая в интересе самих наездниц, тем не менее пока на это, по-видимому, нет надежды, а потому в этом изложении о дамской верховой езде мы будем счиститься лишь с существующим условием.
     Для дамской верховой езды на открытом воздухе требуется прежде всего испытанная, надежная лошадь; ниже мы еще вернемся к вопросу об ее свойствах и о других необходимых вещах, как-то: об опытном спутнике, искусстве и уверенности в себе самой наездницы. Если эти четыре условия на лицо, то едва ли можно себе представить более приятную картину, чем безупречно сидящая и безупречно-уверенно управляющая своей лошадью амазонка. Только такая и может показываться публично; в противном случае она представляет, как и мужчина, весьма плачевную картину; не говоря уже об опасности, которая ей постоянно угрожает, она вызывает насмешки толпы, которая и без того считает даму, сидящую на лошади, обязательным предметом своего особого внимания.
     Впрочем верховая езда дам не только санкционирована исторически, но теперь считается даже признаком хорошего тона, что мы видим на примере высокопоставленных дам. Она из самых рьяных и бесстрашных наездниц настоящего времени — императрица австрийская.
     Наружность, костюм, манера держаться и аллюры заслуживают не меньшего внимания, чем техника верховой езды. В особенности в дамской верховой езде все эти условия имеют значительное влияние на уверенность в сидении, управление лошадью, даже на необходимое чувство относительного могущества над животной силой. В какой сильной степени и каким образом выражается это влияние, мы постараемся изложить ниже, где также познакомим наших читательниц со способом изучения благородного искусства верховой езды. Способ этот предложен известным спортсменом венгерским графом Шехеньи и ведет быстро и верно к изучению этого искусства, чем и заслужил одобрение всех знатоков.
     Всякое искусство, в том числе и верховая езда, требует от изучающих его, чтобы они приступали к изучению не слишком поздно и обладали вполне всеми физическими и душевными свойствами. Верховая езда строже всех придерживается положения – «упражняйся с ранних лет, если хочешь быть мастером своего дела»; и так обучение верховой езде следует начинать по возможности рано. Можно начать учить с полным успехом здоровую девочку, хорошо развившуюся под влиянием гимнастических упражнений, лет с десяти; при нормальном ходе учения в ней разовьются и все те душевные свойства, которые составляют основные условия полного освоения благородного искусства верховой езды, как то: терпение, внимание, настойчивость, самообладание, чувство справедливости, мужество и присутствие духа. Такое соединение всех физически и душевных качеств представляет материал для образования образцовой наездницы.
     Само собою разумеется, что чрезвычайно важно, чтобы наездница имела в своем распоряжении вполне подходящую лошадь, так как от нее и ее доброй воли зависит в большинстве случаев безопасность. Не следует выбирать очень молодых лошадей, так как они еще не вполне надежно дрессированы и не обладают достаточно спокойным темпераментом, составляющим необходимое условие. Наиболее рекомендуются лошади от восьми до двенадцати лет, здоровой организации, в особенности же с безукоризненными ногами. Кроме того лошадь должна быть хорошо выезжена, чувствительна к поводу, не очень тряская, приученная к собранному галопу, легко берущая барьеры и рвы и положительно без всяких пороков и дурных привычек, иначе сказать — лошадь под дамское седло должна быть хорошо дрессирована. Темперамент лошади должен быть живой, но не горячий, возбужденный или неровный. Все аллюры, в особенности шаг, должны быть чистыми и размеренными. Пугливые лошади совершенно непригодны. Чувствительность во рту дамской лошади должна быть такова, чтобы ею легко было управлять: тугоуздые лошади очень быстро утомляют руку наездницы и с течением времени становятся настолько не чувствительны, что влияние на них повода сводится к нулю. Иногда прибегают к заострению краев узды, но это только ухудшает дело. Порода лошади не имеет особенного значения, если только лошадь удовлетворяет прочим требованиям. Мы заметим только, что кровные лошади имеют более крепкие нервы и большей частью также более легкую походку, чем лошади простые, не кровные, а потому первые заслуживают предпочтение. Соблюдение этого правила особенно важно при назначении лошади под начинающую или неопытную наездницу. При выборе лошади необходимо, разумеется, принимать во внимание фигуру дамы, вообще же лошадь не должна быть выше среднего роста. На экипировку лошади, в особенности на взнуздывание, следует обращать особое внимание.


_____________________________________________



С уважением, Мария Дмитриева, автор рассылки     




http://www.XIXcentury.com
Все интересующие вас вопросы задавайте по электронной почте xixcentury@mail.ru
Номер выпуска: 71



В избранное