Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

XIX век: светская культура

  Все выпуски  

XIX век: светская культура. Развлекательная культура XIX века. Салонные игры




Добро пожаловать в мир XIX века - эпоху быта и культуры дворянства!
Данная рассылка рассчитана на широкий круг читателей и имеет цели:
- общеобразовательную - для тех, кто увлекается данным периодом;
- объединяющую - для желающих погрузиться в эпоху через создание костюмов и участие в мероприятиях.
В рассылке будут рассмотрены разнообразные темы о быте и культуре дворянства: история и персоналии, изменчивость и капризы моды, крой и шитье костюмов, этикет на все случаи жизни, балы и танцы, а также светские мероприятия в стиле 19-го века, проводимые во многих странах мира, участником которых можете стать и Вы.



Доброго времени суток, судари и сударыни,


     
Продолжаем повествование об играх, и на этот раз читайте о салонных забавах в XIX веке.
_____________________________________________

      Волчок

     В игре участвует от двух до шести человек. Используются волчки разных размеров и форм. Игра проводится как на столе, так и на полу.
     Играть в «Волчок» возможно разными способами.
     Первый вариант: играющие одновременно запускают все волчки. Чей волчок вращается дольше всех, тот и выигрывает.
     Второй вариант: на столе расставляют любые имеющиеся предметы: шарики, кубики и прочее. Волчки запускают по очереди. Чей волчок собьет наибольшее число предметов, тот и выигрывает.
     Третий: волчки запускают по очереди в воротца или между предметами, расставленными на столе. Выигрывает тот, чей волчок их не заденет.
     Четвёртый: из цветной бумаги вырезают круги или квадраты – игровое поле. Играющие одновременно пускают волчки каждый на своем игровом поле. Чей волчок не сойдет с игрового поля, тот выигрывает.


      Бирюльки

     Бирюльки – это небольшие соломинки (или палочки – деревянные, камышовые, костяные или из любого другого, даже искусственного материала) сантиметров в десять длиной, а числом от шестидесяти до ста. Бирюльками могут быть не только соломинки или палочки, а и любые подходящие для разбирания кучи мелкие предметы, сделанные из дерева, картона или проволоки.
     Бирюльки бросают на стол, или любую ровную поверхность, так, что они ложатся в хаотичном беспорядке одна на другую и рядом.
     Играющие участники забавы строго поочередно снимают их по одной – как удобнее: пальцами или специальным проволочным крючком, насаженным на палочку.
     Кто чуть только пошевелит соседнюю бирюльку, сразу передает крючок следующему игроку.
     Так продолжают, пока не разберут полностью всю кучу.
     Выигрывает тот участник, у кого накопилось самое большее число безупречно снятых соломинок (или палочек).
     Или, как вариант, играют до тех пор, пока у одного игрока не наберется условленное заранее число бирюлек.
     К некоторым палочкам приделывают головки, называя их: король, генерал, полковник и т.д.; можно также придать палочкам вид копья, ножа, пилы, лопаты и т.п.
     За такие особые отличающиеся бирюльки начисляют большее число очков – смотря по тому, которую труднее снять.


      Блошки

      Старая игра, ее еще называли пуговки. Правила игры: Два игрока разбирают "блошки" по цветам. Расставляют свои "блошки" вокруг плошки. Нажимают битой на край "блошки", так, чтобы она запрыгнула в плошку. Игроки "прыгают" по очереди. Выигрывает тот, чьи "блошки" первыми окажутся в плошке.
      Если играть без плошки, то необходимо расставить свои "блошки" друг напротив друга на расстоянии 50-70 см и по очереди прыгать друг к другу, стараясь покрыть своей "блошкой" "блошку" соперника. Пораженная "блошка" изымается из игры. Побеждает тот, кто сумеет "съесть" как можно больше "блошек" противника.


      Шахматы











      Шашки













      Нарды (трик-трак)

      Нарды (бэкгэммон, тавла) – настольная игра для двух игроков на специальной доске, разделенной на две половины. Бросая кости и передвигая шашки в соответствии с выпавшими очками, пройти шашками полный круг по доске, зайти ими в свой дом и выбросить их за доску раньше, чем это сделает противник.


      Лото

      Игра на особых картах с напечатанными на них рядами цифр. Состоит в том, что играющие закрывают на картах номера, обозначенные на специальных фишках (чаще деревянных или пластмассовых бочонках). Номера называет один из участников игры, которые он читает на бочонках, доставаемых из мешка «втёмную». Выигрывает тот игрок, который раньше закроет все цифры на своей карточке. При этом игроками могут назначаться промежуточные выигрыши, в которых выигрывает тот, кто закроет один и более горизонтальных рядов на своей карточке. В России лото известно с XIX века.


      Домино

     Игра домино родом из древнего Китая, где она называлась "Костяные таблички", и своим происхождением обязана еще более старой игре в кости. На китайских табличках, кстати, как и на костях, не было нулевого очка ("мыло"). Оно появилось в Европе, куда домино завез венецианец Марко Поло. Вначале этой игрой занимались монахи, затем из Италии она перекочевала во Францию, в конце XVIII веке появилась в Англии.
      Название "Домино" произошло от этого сочетания белого и черного цветов. "Домино" – французское слово. Так называли священники-христиане зимнее одеяние, которое было черным снаружи и белым внутри. "Домино" – это также тип маски, представляющей черный и белый мотив.
      В Корее и Индии домино до сих пор служит инструментом для предсказания судьбы. Так что первоначально эти костяшки предназначались исключительно для гадания и магических церемоний. На Востоке известно 47 различных игр с использованием домино.


      Гусек

      Тип настольных игр, который происходит от игры «Гусь», популярной в средневековой Франции и быстро распространившейся в Европе.
      В Гуся играли на доске, на которой нарисован фантастический свиток, называемый «жардин де л`уи» («гусиные гардины»), разбитый на 63 области, помеченных разными эмблемами, такими как гостиница, череп, мост и лабиринт. На 1-ой и на 63-ей областях, так же как и на каждой 9-ой между ними, эмблема изображала гуся.
      Цель игры – довести свою фишку до пункта 63 после серии ходов по незанятым областям, определяемым бросанием двух игральных костей. Фишка движется вперед, назад или временно стоит в зависимости от того, на каком пункте она очутилась. Попадание «в гостиницу» предписывает ожидание, пока играют двое других игроков; попадание к черепу предписывает начать сначала; попадание к гусю удваивает ход. В игру обычно играли на ставку, с разной платой за попадание на различные пункты. В конце 18-го в. появился вариант игры под названием «же де ля революсьон франсез» (игра французской революции).


      В следующем выпуске продолжим тему салонных игр XIX века.



С уважением, Мария Дмитриева, автор рассылки     




http://www.XIXcentury.com
Все интересующие Вас вопросы задавайте по электронной почте xixcentury@mail.ru
Номер выпуска: 8



В избранное