Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Армения

  Все выпуски  

Армения #39


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

ПЕСНЯ ДЛЯ ВЕЧНОСТИ
Сегодня Арно Бабаджаняну должно было исполниться 80 лет
Марк Петросян
("Независимая газета" от 20 января 2001 г.)

НАСКОЛЬКО сложно представить его восьмидесятилетним, настолько же сложно поверить, что его с нами нет… В эти дни потребность в Арно особо ощутима. Его остроумные шутки, гротескные подражания, артистическая манера, насыщенные сочными фразами рассказы, добрая улыбка и общительный характер притягивали даже незнакомых людей, не говоря уже о друзьях.

Музыка Бабаджаняна проторила новые пути в музыкальном искусстве современности. В ней слышны отголоски мелодий средневековых армянских шараканов и основоположника армянской профессиональной музыки Комитаса, городской фольклор, творческое переосмысление музыки Арама Хачатуряна и других величин ХХ века. Свидетельство тому - "Героическая баллада", концерты для виолончели и скрипки, фортепианное трио, квартет, посвященный памяти Д.Шостаковича, фортепианные "Шесть картин" и ряд других незабываемых произведений, где явно прослеживается философия композитора, единство высокого профессионализма с интеллектуальными порывами эпохи. Неповторимая стилистика, именуемая бабаджаняновской, расширяет рамки армянской и мировой музыкальной литературы.

Говорят, что талантливый человек во всем талантлив. Арно Бабаджанян был блестящим пианистом и занимал достойное место в созвездии таких имен, как Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер. Вот что написал о своем воспитаннике знаменитый профессор Московской консерватории Константин Игумнов: "Мой студент Московской консерватории, Арно Бабаджанян, - личность редкой одаренности и талантливости. Помимо композиторского дара он обладает прекрасными исполнительскими, музыкальными и техническими данными… Можно с уверенностью предсказать ему прекрасное артистическое будущее".

Высшие силы, казалось, изначально предчувствуя рождение Мастера, погрузили его в "музыкальный сосуд", откуда вышел чудо-ребенок, которого годы спустя должны были наречь новоявленным Рахманиновым, а московские известные пианисты должны были возрадоваться, говоря, "как им повезло, что пианист Бабаджанян посвятил себя композиции".

Множество томов можно составить из отзывов прессы, посвященных гастролям пианиста-композитора. Своим исполнительским мастерством Бабаджанян покорил сердца почитателей высокого пианизма во многих странах мира.

Бабаджанян с особым порывом интерпретировал свои произведения. Речь идет, в частности, о "Героической балладе", фортепианном трио и "Шести картинах" и сонате.

"Бабаджанян - выдающийся музыкант, наделенный большим композиторским даром, а как пианист он заслуживает самого большого восторга", - Дмитрий Шостакович.

Несомненно, умение виртуозно использовать все нюансы и богатство инструмента сыграло большую роль в композиторской практике Бабаджаняна. Теоретики выделяли его симфонические и инструментальные произведения, между тем до сих пор поклонники считают, что композитор слишком много времени тратил на модные тогда эстрадные песни в ущерб крупным полотнам. Однако, думается, что эта точка зрения не учитывает многоликости, многогранности творчества композитора, который возвысил так называемый "легкий" жанр до вершин серьезной музыки: его песни отражали стремления целого поколения и, что самое главное, исходили из тайников души самого Художника.

Во многих произведениях композитора слышна песня. Вспомним "Вагарашапатский танец", "Элегию", посвященную Араму Хачатуряну. Говорят, жизнь песни равноценна жизни бабочки. Но неужели так быстротечны перебои бабаджаняновского сердца в "Песнь о первой любви", "Мой Ереван", "Славься, моя родина", в множестве песен, написанных на слова русских поэтов, которые удвоили славу Бабаджаняна и принесли более широкую известность армянской культуре, пополнив и обогатив сокровищницу ее песенного искусства прелестными жемчужинами.

Любой индивидуум воспитывается, формируется в какой-либо среде, имеет учителей, проходит определенный жизненный путь, строит и творит.

Провидение, преподнеся Арно Бабаджаняну талант и трудолюбие, одарило его дальновидными и мудрыми учителями: Вардкес Тальян, Владимир Шебалин, Константин Игумнов. Еще в юности Арно пророчили блестящее будущее и всячески помогали Егише Чаренц, Романос Меликян, несколько позже в Ереванской, затем в Московской консерваториях - Константин Сараджев, Арам Хачатурян, Дмитрий Шостакович. Неоспоримая реальность, что Арно Бабаджанян и его друзья композиторы - Александр Арутюнян, Газарос Сарьян, Эдвард Мирзоян, Адам Худоян являют собой блистательную пятерку длительного содружества - человеческого и созидательного, отразившегося на внутреннем мире каждого из них, на формировании их композиторского облика.

Еще в молодые годы друзья Бабаджаняна отмечали его особые способности, предчувствовали его своеобразную миссию трактовки национальной музыки в контексте общечеловеческих ценностей.

Несбыточная задача в рамках статьи угадать тайну творчества Арно Бабаджаняна. Искусство Арно Бабаджаняна похоже на величественный, густолиственный дуб, который из поколения в поколение дает плоды и отбрасывает тень для современников и, быть может, для тех, кто должен еще прийти за ними.
--------------

Ведущий рассылки Ара Акопян
hakopian@mtu-net.ru; hakopian@freenet.am

Армянский интернет-журнал "Аздарар"
http://www.armenia.ru/azdarar

Архив рассылки - http://subscribe.ru/archive/culture.armenia



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное