Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Армения

  Все выпуски  

Армения #31


Служба Рассылок Городского Кота

Здравствуйте!

Как вы, наверно, помните, 25 апреля вышел первый номер нашего журнала "Аздарар". Он был посвящен Геноциду армян в Османской империи. Теперь мы хотим посвятить один-два номера теме "Пути выхода из кризиса". Причем под словом "кризис" понимается не только экономический, но и политический, и общественный, и психологический и т.п. кризисы. Мы будем очень рады напечатать ваши статьи на эту тему, если вам есть, что сказать. Заранее спасибо. Пишите мне.

А теперь две статьи из "Лиги Наций". 29 сентября 2000 г. #29.

СТАРЫЕ ДРУЗЬЯ В НОВОМ ВЕКЕ

25 сентября в Москву с официальным визитом прибыл президент Армении Роберт Кочарян. На следующий день Роберт Кочарян и Владимир Путин подписали Декларацию о стратегическом взаимодействии между Арменией и Россией, направленном в XXI век. "Армения является традиционным союзником России, и это обстоятельно отражено в этой декларации", - отметил президент России. Роберт Кочарян, в свою очередь, отметил, что подписанный документ - это еще один шаг в развитии российско-армянского стратегического сотрудничества.

Тимофей КОННОВ

Установлено, что Россия с Арменией сохранят действующий порядок перемещения граждан еще на десять лет, затем - в случае непротивления сторон - он вообще будет продлеваться автоматически. Согласно межправительственному соглашению о взаимных безвизовых поездках граждан России и граждан Армении, проект которого уже одобрен российским правительством, граждане государства одной стороны могут въезжать, выезжать, передвигаться и пребывать на территории государства другой стороны без виз по одному из документов, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство их владельцев. Въезд и выезд граждан России и Армении будет осуществляться через пункты пропуска, открытые для международного пассажирского сообщения.

Обсудив проблемы политического, экономического и культурного сотрудничества, региональной безопасности, президенты России и Армении констатировали концептуальное согласие по всему спектру вопросов.

Одной из главных тем визита, в частности, было развитие экономических отношений Армении и России. В Ереване с беспокойством констатируют, что товарооборот торговли с Россией падает. По мнению президента Кочаряна, одна из помех расширению экономических связей - транспорт. Устранить эту проблему можно путем организации паромной переправы по Черному морю через грузинский порт Поти. В ходе визита достигнута договоренность о создании железнодорожной паромной переправы "Кавказ", которая позволит доставлять грузы из российского порта Кавказ (Краснодарский край) через порт Поти (Грузия) в Армению. После завершения строительства переправы ее грузооборот составит 2 млн. тонн в год. Работа переправы, по мнению специалистов, существенно снизит издержки при доставке грузов между Россией и Арменией и будет способствовать активизации экономического сотрудничества двух стран.

Разумеется, президенты России и Армении не могли обойти острую и болезненную проблему Карабаха. Разрешение карабахского конфликта - "это дело двух суверенных государств" - Армении и Азербайджана, заявил Владимир Путин. Президент РФ опроверг мнение о том, что "у России есть особые права и возможности" для разрешения любых конфликтов. Роберт Кочарян констатировал заинтересованность Еревана в активизации российских миротворческих усилий в Закавказье.

Однако обсуждение перспектив сотрудничества не обошлось без спорных моментов. Так, Владимир Путин, отвечая на вопрос о льготах для Армении, отметил, что Армения "в особых льготах не нуждается". Он заявил, что все новые государства, возникшие на территории бывшего СССР, нуждаются в справедливом мироустройстве и равных взаимоотношениях, основанных на уважении друг друга. Со своей стороны, Роберт Кочарян призвал Москву проводить на Кавказе ответственную политику, которая бы не привела к возникновению в регионе "новых разделительных линий".

В ходе визита президент Армении встретился также с председателем Государственной Думы РФ Геннадием Селезневым, премьер министром России Михаилом Касьяновым, секретарем Совета безопасности Сергеем Ивановым, министром по атомной энергии Евгением Адамовым, другими официальными лицами, а также с главными редакторами ведущих российских средств массовой информации.

После Москвы Роберт Кочарян посетил Саратов, где состоялась его встреча с губернатором Дмитрием Аяцковым и представителями деловых кругов области. Президент и его собеседники обсуждали вопросы развития сотрудничества саратовских предприятий и организаций с Арменией, представителями науки и творческой интеллигенции. "При выборе Саратовской области в качестве объекта для посещения определяющими стали два обстоятельства: ее хороший экономический потенциал и личность губернатора", - заявил Роберт Кочарян по прибытии. Во второй половине дня Кочарян посетил армянскую общину в районном центре Балтай Саратовской области.

Комментируя свой визит в Россию, Р. Кочарян отметил, что удовлетворен его итогами. По словам президента, во время переговоров уточнялись позиции сторон и не было никаких разногласий.
----------

АРМЕНИЯ: НА ГРАНИЦЕ ВОЙНЫ И МИРА

В сленге спортивной борьбы есть слово "дожать", то есть довести прием до конца - так, что противник уже и шевельнуться не может, и, обессиленный, укладывается на лопатки. Именно так в 96-97-х годах была предпринята попытка дожать Армению. В итоге президенту Армении Левону Тер-Петросяну пришлось подать в отставку, уступив власть тем, кого политические комментаторы поспешили назвать "ястребами", "партией войны". "Война с отставкой Тер-Петросяна стала ближе", - говорили они, не обременяя себя какими-либо аргументами.

Николай КАЛИНКИН

В 96-м началась известная возня вокруг каспийской нефти. Вначале "под ковром", затем все более открыто и жадно делился нефтяной пирог - каждому хотелось ухватить кусок побольше и по возможности урвать от куска партнера. Во всяком случае, другой объяснимой причины возникшей вдруг односторонней заинтересованности посредников в мирном урегулировании карабахского кризиса не видно. Именно в этот период сопредседатели Минской группы пытались протолкнуть документ, почти полностью дублировавший азербайджанскую позицию. А вскоре появилось заявление председателя ОБСЕ Ф.Котти с изложением "трех принципов, которые должны (?!) явиться составной частью урегулирования". Документ участниками конфликта не подписан, он не имел юридической силы, однако вопреки достигнутым ранее договоренностям стал использоваться в качестве базового.

Первым же принципом в документе рушились все компромиссы в определении правового статуса Карабаха. Вторым пунктом он уже был определен - "на основе самоопределения", но "в составе Азербайджана". Как эти два условия увязать - неясно. И последним пунктом документа декларировались гарантии безопасности для населения Нагорного Карабаха. Только декларировались, ибо ни одного ее механизма не было даже обозначено.

В январе 97-го произошла ротация сопредседателей и Минской конференции: Финляндию сменили две страны - США и Франция. Американским сопредседателем стал первый заместитель госсекретаря Строуб Тэлботт, Россию стал представлять ничем себя ранее не проявивший, никому доселе не известный Валентин Лозинский. Над Арменией стали сгущаться тучи.

В Армении и Карабахе еще не зажили раны, полученные в ходе депортаций в рамках "широкой автономии". Люди, захваченные в ходе "проверок паспортного режима", только-только вернулись в разрушенные дома, а многие уже нс вернутся никуда.

Воодушевившись международной поддержкой, усиленной пораженческими, по существу, заявлениями Тер-Петросяна, бакинское руководство уже решило, что вопрос с Карабахом решен окончательно, и стало строить дальнейшие планы - так это было расценено в Армении. "Территории азербайджанских ханств включали в себя 90 процентов нынешней Армении", - в первые дни 98-го заявил советник президента Азербайджана В. Гулизаде. А его шеф выступил с речью, содержащей уже прямые территориальные претензии: "Азербайджанские земли, где ныне расположена Армянская Республика... Часть азербайджанских земель, в том числе Ереван... Отданные земли когда-нибудь должны быть возвращены...".

Перед тем посредниками был предложен еще один план, детализировавший предыдущий. Карабах, согласно этому плану, должен вывести войска с оккупированных территорий, затем для "достижения всеобъемлющего урегулирования, которое включает определение статуса Нагорного Карабаха" переговоры должны продолжить Армения и Азербайджан. Карабах, освободив территории, должен отдать право без него решать его же собственную судьбу. Получив такой подарок, Азербайджан тут же теряет интерес к дальнейшим переговорам. Халява, сэры: не ударив палец о палец, оказаться на позициях 91-го, когда практически все населенные пункты Карабаха находились в зоне обстрела. И в обмен - никаких гарантий безопасности. И этот план был выдан за "баланс". При этом посредники явно превысили свои полномочия, выйдя за рамки мандатов Минской конференции.

Азербайджан сразу принял план за основу. Руководство Армении к нему присоединилось. Не совсем добровольно и никак не вследствие компромисса. К зажатой в кольце блокады Армении применялся и грубый шантаж, и предлагались крохи с "барского стола" - и кнут, и пряник...

Позиция Левона Тер-Петросяна вызвала в стране мощный протест. Вскоре под мощным давлением внутри страны он был вынужден подать в отставку. А в марте 98-го новым президентом Армении стал Роберт Кочарян. Война вопреки ожиданиям не очень информированных "специалистов" не возобновилась. И даже напротив - сорвать перемирие сейчас стало намного сложней, чем три года назад.

В наследство Кочаряну достался не только нерешенный карабахский конфликт. Первым делом были освобождены все политзаключенные. Были сняты основные проблемы оппозиционной прессы - ее перестали закрывать. В Армении коррупция, некомпетентность и ошибки руководства куда заметней, и проявляются они значительно болезненней, чем в России. Пошла работа и в этом направлении, и небезуспешно.

За время президентства Роберта Кочаряна позиции Армении в мире усилились во многом благодаря укреплению связей с Россией, а к нашим политикам пришло понимание того, что и позиции России усиливаются благодаря союзу с Арменией. Не случайно в наших странах действует Договор о статусе граждан России, проживающих на территории Армении, и граждан Армении, проживающих на территории России, практически уравнивающий наши права. Отрадно и безвизовое общение, первым принятое между нашими странами.

И прошедший визит президента Армении в Россию дает повод для новых оптимистических прогнозов.
------------

Всего доброго.
Ждем ваши статьи.

Ваш,

Ведущий рассылки Ара Акопян
hakopian@mtu-net.ru; hakopian@freenet.am

Армянский интернет-журнал "Аздарар"
http://www.armenia.ru/azdarar

Архив рассылки - http://subscribe.ru/archive/culture.armenia



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное