Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Художник Stas Шляхтин. Table talk

  Все выпуски  

Художник Стас Шляхтин. Table talk


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка новостей Персональный сайт художника Стаса Шляхтина

Подворье "Closerie des lilas"

"Дверь отперта. Переступи порог.
Мой дом раскрыт навстречу всех дорог"

Максимилиан Волошин

С юности у меня было огромное желание, чтобы на земле существовало такое заповедное место, где люди - братья, где происходит обмен творческими идеями. Мне хотелось, чтобы существовал уединенный клочок земли, свободный от давления советской идеологии, от официального прессинга. И когда из харьковской обыденной, серой, казенной действительности я попал в Коктебель - край голубых вершин, где трава зажигается от рук, где огонь гасится усилием слова, в страну чудес, творчества и свободы, я был счастлив! Я видел на горизонте корабль и думал, что он охраняет здешние места. Было очень высокое восприятие…

Впервые я появился в Коктебеле в 1980 году, и меня сразу ввели в круг местной богемы. После смерти Максимилиана Волошина здесь еще продолжались традиции людей искусства. В домах и вокруг этих замечательных людей собирались художники, скульпторы, писатели, придававшие Коктебелю самобытность и очарование.

В Коктебеле два музея - Волошина и Габричевских. Заслуга Александра Георгиевича Габричевского (1891-1968), профессора Московского университета, автора многих работ по истории и теории архитектуры, живописи, музыки и литературы и его жены художницы Наталии Алексеевны Северцовой (1901-1970) в том, что вокруг них собирались значительные представители искусства и культуры. И сами они представляли большой интерес.

Ариадна Александровна Арендт (1906-1970) - жена художника и скульптора Анатолия Ивановича Григорьева (1903-1986), тоже скульптор и художница, была дружна с Максом Волошиным. В 50-х годах они с мужем построила в Коктебеле дом и мастерскую. Работы Григорьева и Арендт находятся в Третьяковской галере и Русском музее. Их дети, внуки - все причастны к искусству. В доме Арендтов собираются священники, музыканты, художники. Это замечательное явление в Коктебеле.

Мария Николаевна Изергина (1904-1998), близкий друг Марии Степановны Волошиной, сама была яркой личностью и притягивала крупных людей. У нее был в Коктебеле домик, на веранде которого собиралось множество представителей творческой и научной интеллигенции, и где иногда гостила Анастасия Ивановна Цветаева. Мария Николаевна была независима в поведении, остра на слово, прекрасно пела. Однажды она была провозглашена вторым, после Волошина, президентом страны Обормотия, а меня вежливо просили продемонстрировать, как должен выглядеть обормотец. Но Марию Николаевну я застал уже старухой, она устала от жизни и уже ничего не хотела.

Ближе всех, по душе ближе, мне была художница Нина Владимировна Коновалова (1913 - 1998). Много лет она проработала в Доме Творчества, а в 64 года начала писать изумительные акварели. Есть люди, которые все видят обычно, обыденно, вульгарно, а есть люди, которые живут очень высокими понятиями: любовь к Родине, своей земле, друг к другу, Богу. Нина Владимировна была настолько чистое существо, настолько себя умаляла, а других возвышала, что когда в Москве увидела живопись Йогансона - она и это возвышенно восприняла. Ее акварели - это ангельский уровень, совершенно бесстрастный, сама бесплотность, до белого свечения. Такая чистота, что останавливается дыхание! Для акварели это вообще новый уровень, выше волошинского.

И я воспринимал Коктебель по принципу Волошина - мой дом открыт, заходи! Ради чего только пришел? Ты что-то можешь, умеешь? Приходи и делай, имеешь право. Подражая Волошину, я хотел во дворе создать братство, общение на культурно-духовном и братском уровне. Я думал, что все во дворе будут заниматься каким-то творчеством: поэты - писать стихи, композиторы - музыку, что со временем в Коктебеле будут построены выставочный зал, театральные подмостки, будет особое развитие.
Когда появился Коктебель, я, полагая, что у меня никакого дара нет, решил, что мне будут посылаться разные люди, благодаря которым я буду развиваться. (Я считал, что люди искусства - это особенные люди, обладающие благодатью святого Духа, как святые. Внутри меня жил образ художника Александра Иванова - а это монашеская жизнь, служение прекрасному, подчинение воле Божией и жертвенность).
И как только появлялся интересный человек, мне было очень важно поддерживать с ним отношения. Ведь ради этого я и сменил место жительства.

Летом дворы были переполнены. И с легкой руки Марьи Николаевны Изергиной, которая не могла принять всех, народ стал приходить ко мне. И постепенно сложилось так, что во дворе стали появляться очень интересные личности.

Наверное, тут еще во многом сыграли свою роль и антропософские лидеры, адепты Рудольфа Штайнера. Коктебель, благодаря Волошину, был местом паломничества антропософов, соединяющих веру и оккультные знания, христианство с эзотерикой, с тибетским духом, Рерихами, а это страшная гордыня. Волошин определил и мое антропософское семилетие. Я встречал католическое Рождество на могиле Волошина и на его дом смотрел как на храм!
Антропософы навязывали мне особую миссию после Волошина и посылали ко мне людей: "Вот в Коктебеле есть Стас - у него особая миссия. Будите - зайдите". И заходили. Раннее лето, дождь, сирень, приходят незнакомые люди, музицируют в саду. А я это как воспринимал? Ну ветер подул. В Коктебеле все может быть. Подул ветер и занес их, как листья. Я все думал "Какая же у меня миссия? Я ведь сам еле держусь".
В те годы слово "Бог" боялись произносить. А в 86 году вице-президент антропософского общества Генрих Бондарев читал в моем дворе лекцию о Волошине с точки зрения антропософии. Антропософия сильно влияла на московскую и питерскую интеллигенцию, и Волошина они использовали как платформу. Как же - жена Маргарита Сабашникова - антропософка. Так они Марью Степановну Волошину даже за жену не считали. Хотя Волошин, послушав лекции Штайнера и поучаствовав в строительстве "храма" Гетеанум в Дорнахе, с антропософами разошелся, сказав, что они "несчастные люди, изнасилованные истинами". А я разошелся с ними в 93-94 году, и, когда меня приглашали ехать в Дорнах, собирался туда ехать с целью опровергнуть антропософию.

Но самым значительным событием в моем дворе была лекция о русской религиозной философии, которую прочел Сергей Анатольевич Гриб, доктор физико-математических наук, президент Христианского фонда В.Соловьева. Собралось человек тридцать. Сергей Анатольевич называл двенадцать имен философов и давал исчерпывающие, емкие характеристики. Это было очень важное событие, потому что через эту лекцию, через общение с Грибом пришло православие. Центр русской религиозной философии - это Бердяев, а он был противником антропософии, и антропософы его ненавидят. Гриб все привел в систему, поставил на свои места. Эта лекция для меня стала открытием и во многом определила мой разрыв с антропософами и осознанный выбор православного пути.

А уже в 88 году появились поэты и художники: Евгений Рейн, Генрих Сапгир, Владимир Алейников, Виталий Калашников, Анатолий Брусиловский, Леонид Талочкин. Я три года накрывал столы. Приходит Рейн читать стихи - собирается море народу, двенадцать метров столов, накрытых белоснежными скатертями! Букеты цветов, стопка коржей, мед, варенье, сметана - ешь, сколько хочешь! Вино! И все это во дворе, в саду! Ну кто ж не будет читать стихи? Так появилось подворье "Хуторок в сирени" - по-французски "Closerie des lilas".

Но в 93 году Советский союз лопнул, и все пошло в другом направлении. Я остался во дворе один, и задачи стали усложняться. С тех пор многое изменилось… Мария Степановна Волошина как-то сказала Анастасии Цветаевой: "Макс, открыв Коктебель, навсегда его погубил".

Все разрушено, разрушено до основания! Нынешний Коктебель представляет опасность, как и дом Волошина, который захватили оккультисты. И я уже не читаю Волошина, я отказался от его поэзии, живописи - все это вызывает раздражение. Волошин прошел все мыслимые пути - магия, оккультизм, буддизм, антропософия. Он все принимал. И Коктебель принимает теперь все и всех: тут и хиппи, и индуисты, и буддисты, и антропософы. Но стержня, центра нет. Отсюда у меня такая ирония - картонный домик Волошина нужно построить на Тепсене, чтобы все увидели, как опасны иллюзии, как опасно играться! Хорошо было бы, если б взорвался Кара-Даг - и все очистилось! Дом надо создавать на камне, а не на песке. Надо создавать церковь, надо создавать приход, но это уже другой разговор.

Stas


Монолог записала Ю. Тимофеева.
Санкт-Петербург, март-апрель 2005 г.

_________________________________________________________________________________


Приглашаем Вас на персональную выставку Стаса Шляхтина "Экспрессия цвета".

Выставка будет открыта с 20 сентября по 20 октября 2005 года в Культурном, научном и информационном центре Венгерской республики.
Адрес - Москва, ул. Поварская, дом 21.

Вернисаж - 20 сентября в 17.00 (вход по пригласительным билетам).

Выставка работает:
- будние дни с 10.00 до 18.00;
- суббота с 11.00 до 15.00.

Выходной день - воскресенье.
Вход - бесплатный.

Подробнее - читайте на сайте Стаса Шляхтина





 

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.arch.stas
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное