Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Художник Stas Шляхтин. Table talk

  Все выпуски  

Художник Стас Шляхтин. Table talk


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка новостей Персональный сайт художника Стаса Шляхтина


Table talk. ЦВЕТ.

"В нашей жизни, как в палитре художника,
есть только один цвет, который придает смысл
искусству и жизни - цвет Любви".
Марк Шагал

- Почему, рассуждая о живописи, ты такое огромное значение придаешь цвету?

- Живопись - это живое письмо. А душа живописи, ее основа - цвет. Я не знаю, как действуют форма, рисунок… Цвет - как звук, волнующий, возбуждающий! Сильный вибрирующий голос разливается в пространстве, стекла дрожат - колокол! Воздействие цвета такое же, только беззвучно. Цвет - особое живое существо. Если "не-живое", то это называется раскраска. Жан-Луи Давид великолепно изображал объем, он делал почти скульптурный объем, а цветом он раскрашивал. А Матисс только цветом строил свои композиции. Он тоже прекрасный рисовальщик, но ему было дано работать цветом. Кандинский открыл природу цвета и написал теоретический труд "О духовном в искусстве", где сформулировал свои идеи, касающиеся психологической силы чистого цвета и связи между цветом и музыкой. Он считал, что в цвете заложены заряды духовного происхождения. А если художник только раскрашивает - то он физиолог, он не в контакте с этими духами. Таков Шилов - он отслеживает форму, фактуру, материал, передает внешнее состояние, но проникновения, цвета у него нет. Он материалист. А искусство - духовно. Искусство передает дух времени. Если образ человеческий - то дух человека определенного времени, если сюжет произведения религиозный - то дух конфессии. Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. И чтобы понять, что такое цвет картины, что такое художник-живописец - это все равно, что постигнуть тайну красоты.

- А что значит "чувствовать цвет"?

- А что значит "рисовать"?

- Ну, наверное, адекватно воссоздавать форму в определенном пространстве?

- Можно сказать и так. Но отношения между цветом и рисунком сложные. Сезанн сформулировал так: "Если цвет гармоничен, - то рисунок точен". Это формула и первая постановка вопроса. Если ты не чувствуешь цвет, то не сможешь и рисовать. Нет, ты что-то изобразишь, но все будет искажено. Мало кто чувствует цвет. Вот что это такое - "чувствовать цвет"?

- Не знаю…

- Я шел к этому открытию больше десяти лет. Цвет - это энергия Любви. И живописец, когда работает, находится в особом состоянии, он подключен к источнику Любви! Не сам он пишет, не сам! Где ты эту любовь в себе возьмешь? Истина сокрыта, Любовь недостижима, она - в Боге, в человеке ее нет! И только идущий к Богу получит от этого родника. Это проблема эстетического как нравственного. Отсюда мои размышления о конфессиональности красоты, о православной живописи…

- Подожди! Но ведь чтобы создать прекрасное произведение искусства необязательно чувствовать цвет, достаточно владеть законами гармонии. Или, по-твоему, если человек вне любви, то он не чувствует цвет и не способен создать красоту?

- Илья Эренбург был близко знаком с Пикассо. Он пришел к нему в мастерскую, это был, кажется, 1909 год, Пикассо был женат в то время на Доре Маар - очень красивой женщине. И Эренбург, увидев цикл портретов Доры, сказал, мол, что же ты ее так написал, ведь Дора так красива! А Пикассо ответил: "Я воспринимаю красоту как бомбу замедленного действия. Рано или поздно она должна взорваться. Я знаю только то, что могу рисовать. Но Матисс, Брак лучше по цвету". Пикассо - художник-конструктор и блестящий рисовальщик! Он сконструировал голову Доры Маар, там есть сила краски, сгармонизированность, но сказать, что это цвет любви, нельзя.

- А кто же, по-твоему, "чувствует цвет"?

- Матисс. Цвет любви, добра, искренности, детскости, нежности - Матисс. Он вложил в цвет все самые лучшие переживания, которые испытывает душа. Он пишет обнаженную женщину, и там нет запаха пота, секса - там красота цветового пятна! Он может писать синим, розовым, красным, и это будет очень красиво! Это и есть цветовик. А художник, который срисовывает, он сделает тело как тело, а это физиологизм, это не эстетическая проблема. Эстетические пробле-мы держатся на энергии любви.

- У Матисса цвет радостный, ясный, чистый, светлый. Это как мажор в музыке. А кто и как выражает в цвете трагическое содержание?

- Эль Греко. Рембрандт. У них цвет сострадающей, сочувствующей Любви. А у немецких экспрессионистов в цвет заложена такая трагедия, что это выше Матисса! Экспрессионисты вкладывали в цвет тот же трагизм, что Чаплин вкладывал в смех. Они открыли психологизм цвета. Ведь что такое экспрессионизм? Это психическое восприятие цвета и мощное эмоциональное воздействие цветом на зрителя, это обобщений, спонтанное письмо, обретение свободы…

- Удивительно, что этот стиль в живописи открыли немцы…

- Казалось бы, да. Немцы, протестанты. Конфессия от ума, искусство скучное, неинтересное. Сами дотошные, законопослушные, упорядоченные. Уж если немец пишет портрет старухи, то он изобразит все до одной морщинки, а их пересчитать немыслимо. Они же педанты, они не могут пропустить морщинку. А в экспрессионизме доходят до предельного обобщения! Исключительной силы живопись!

- Чем тебе близко это направление?

- У немецких экспрессионистов полотно заряжено колоссальной психической энергией - весь экспрессионизм держится на этом. А я очень рано понял, что экспрессионизм - моя основа. Все экспрессионисты были великолеп-ными цветовиками. Рисунок, композиция, пространственная передача для них второсте-пенны, материальное начало вообще начисто отсутствует. Цвет вложен в очень экспрес-сивные пятна. Пятна взрывные, хаотичные. Тема - страдание, гибель, распад. Они предчувствовали конец, что заканчивается сравнительно благополучный XIX век и наступает время, которое принесет концлагеря, гибель, войны. Что человечество ждет бесовство, человечество способно создать, воплотить ад и поселить в этот ад своих лучших людей. Экспрессионисты предчувствовали, что наступает ужас. Этим предсказанием, предупреждением, состраданием мне очень близки немецкие экспрессио-нисты. Они призывали, предупреждали и сострадали. Некоторые издевались, как Дикс, Гросс, их я не очень люблю. А художники-экспрессионисты второй волны (после второй мировой войны) более физиологичны, они не цветовики и мне не близки.

- Кого из художников-экспрессионистов ты выделяешь?

- Я выделяю Бекмана, Кирхнера, Шмидта-Ротлуфа, Кокошку. Но лучше всех - Нольде, так как он использовал библейскую тематику и очень красив по цвету. Он цветом создавал драгоценность! Краску из тюбика превращал в драгоценные самоцветы! Это и есть живопись. Джексон Поллок весь холст превращал в самоцвет. Он лил потоки краски, брызгал. Его открытие так и называется экспрессивный абстракционизм. Но немцы были содержательнее. У них были темы. Если портрет - то выражал трагедию. Судьба экспрессионистов тяжелейшая. Многие сходили с ума, кончали с собой. Господь грехи человеческие взял на себя. А есть художники, которые переживают за направление пути, которое выбрали люди и не просто болезненно это воспринимают, они страдают, заболевают и умирают.

- Ты считаешь, что психическая устойчивость, равновесие, благополучие художнику противопоказаны?

- Есть художники, такие, как Айвазовский, которые передают радость, потому что они абсолютно здоровы, ведут великолепный образ жизни, хорошо спят, они в почете, у них большие деньги. Но это благополучие - не такое значимое состояние для художника и полностью противопо-ложно тому состоянию, которое пере-живал автор поэмы "Москва-Петушки" Венедикт Ерофеев или экспрессионисты. Почему мне близок Ерофеев? Да он экспрессионист! Он страдал за Россию, за эту глупую эпоху. Семьдесят лет мрака, падения, ада, девальвации ценностей, красоты - безумие охватило такую страну! Это трагедия одураченного народа, который сам себя одурачил. "Я люблю мой глаза моего народа - он ничего не продаст, но ничего и не купит". И человек умный берет на себя безумие, боль этой эпохи и пишет произведение о любви "Москва-Петушки". Так и экспрессионисты - они в голубой, желтый, красный цвет вкладывали столько боли! Крик! Мунк так и назвал одну из своих картин "Крик". Крик сострадающей любящей души!
А какой крик у Айвазовского? Что он кричит: "Я генерал! Я абсолютно здоров! У меня дом на берегу моря! Я построил железную дорогу, фонтаны! У меня четыре дочери!" Очень напоминает текст таблички Хаммурапи "Я завоевал то-то! Я покорил то-то!"

Конечно, замечательно, что такой художник прославил русскую кисть, но меня это не так трогает и пленяет, как боль Вени. Экспрессионисты испытывали боль! Священники лечат в храме на исповеди, а трудно радоваться на исповеди. Экспрессионисты, Веня - это исповедальное искусство, но они исповедовали не столько себя, сколько все человечество. Они показывают тем, кто способен видеть - кто мы такие. Мы потеряли не просто божественный, ангельский вид, мы потеряли вообще человеческий вид! Мы преступили все мыслимые законы человеческие и божеские, мы преступники, мы ужасны! И сказано это с любовью, профессионально сказано - красиво по цвету! Какая у Венички ритмика, музыку! "Бубны гремели, кимвалы бряцали! И звезды падали на крыльцо сельсовета, и хохотала Суламифь!" Безумное сочетание красоты, свободы, грандиозного профессионального мастерства и глубочайшего трагического содержания. Боль до умопомрачения!

- А что ты выражаешь цветом?

- Это, конечно, вопрос. Мне говорили: "Ну, Стас, у тебя чистая живопись!" Что это значит? Звучание цвета. У меня только недавно появилась уверенность, что я цветовик. Но какой? Что я несу своим цветом? Композиция, рисунок, темы - это у других. У меня - только живопись…

Санкт-Петербург, март-апрель 2005.
Записала Юлия Тимофеева



 

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.arch.stas
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное