Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Живопись Николая Рериха

  Все выпуски  

Живопись Николая Рериха . Выпуск 88


ЖИВОПИСЬ НИКОЛАЯ РЕРИХА

 Наталья ТЮТЮГИНА, канд. искусствоведения, г. Уфа

Образ Преподобного Сергия Радонежского в творчестве М.В. Нестерова и Н.К. Рериха как явление метаистории

Творчество М.В. Нестерова и Н.К. Рериха принадлежит к той звёздной плеяде Серебряного века русской культуры, которая с каждым столетием будет открывать новые грани своих излучений. По духовной и философской глубине восприятия бытия, по тонкости религиозного мироощущения в русском искусстве имена этих художников стоят рядом1.

М.В. Нестеров и Н.К. Рерих явились мастерами начала ХХ столетия, которые через осознание православной культуры, православной святости, пришли к пониманию особого метаисторического пути России. Исторический путь России, по мнению художников, предрешён Свыше, и ведущим духовным началом этого пути был и остаётся Преподобный Сергий Радонежский. Воплощением Души народа предстаёт Святой Сергий в творчестве М.В. Нестерова. Строителем Русской Духовной Культуры изображает Преподобного Сергия Радонежского Н.К. Рерих2.

Осознание неизменного заступничества и водительства «всея России чудотворца», духовного преобразователя России подвигло М.В. Нестерова и Н.К. Рериха, внешне независимо друг от друга, за несколько лет до начала Второй мировой войны, в 1931 – 1932 годах, создать образ Преподобного Сергия Радонежского, вновь спасающего Родину.

Но к этому осознанию каждый из художников шёл постепенно. Более того, как живописец старшего поколения, М.В. Нестеров по-своему оказывал влияние на творческое и духовное становление Н.К. Рериха. Спустя годы Николай Константинович запишет: «Ведь Куинджи, Шишкин, Репин, Суриков, Нестеров, Васнецовы — всё это было и близким, и поучительным»3.

Будучи современниками, М.В. Нестеров и Н.К. Рерих общались, их связывала художественная среда, творческое объединение «Союз русских художников». Началось это общение в связи с желанием М.В. Нестерова включить в свою коллекцию русского искусства для Уфимского художественного музея работы Н.К. Рериха. Михаил Васильевич заинтересовался творчеством молодого живописца после осенней выставки «Мира искусства» 1902 года в Москве. Выставка, как отмечает А. Гидони, «оказалась для Рериха очень успешной»4. В письме от 12 апреля 1903 года М.В. Нестеров благодарит Н.К. Рериха за подаренные для Уфимского музея эскизы: «Многоуважаемый Николай Константинович! Сердечно благодарю Вас за прекрасные эскизы Ваши, полученные мною только что. Они пополнили и украсили моё собрание, которое надеюсь в своё время передать родному городу. В первый же приезд свой в Петербург привезу на выбор Вам что-либо из своих работ. В каком положении дела художественных обществ и союзов? Если удосужитесь — сообщите. В Киеве остаюсь до 1 мая. Затем или на север, или прямо на юг в Гагры — Абастуман. Прошу передать мой поклон Вашей супруге. Уважающий Вас искренно Михаил Нестеров»5.

Н.К. Рерих подарил М.В. Нестерову три эскиза — к картинам «Заморские гости», «Идолы» и «Пляска», созданные до 1903 года6. В благодарность М.В. Нестеров преподнёс Н.К. Рериху акварель «Пустынник» с надписью «Н.К. Рериху. М. Нестеров». 

Прочесть статью полностью: http://rossasia.sibro.ru/voshod/article/51288

 
Сибирское Рериховское Общество. Новосибирск. sibro54@mail.ru
При воспроизведении материалов обязательно согласование с СибРО.

В избранное