Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Живопись Николая Рериха

  Все выпуски  

Живопись Николая Рериха. ПОРТРЕТЫ НИКОЛАЯ РЕРИХА . Выпуск 87


ЖИВОПИСЬ НИКОЛАЯ РЕРИХА

 Владимир НИКИШИН, г. Москва 

ПОРТРЕТЫ НИКОЛАЯ РЕРИХА

 

С.Н. Рерих. Портрет Н.К. Рериха в восточных одеждах. 1928 

 Фигура Николая Константиновича Рериха (1874 – 1947) — самобытного художника и мыслителя-гуманиста — привлекала внимание широкой общественности уже с начала ХХ века. Многие художники, среди которых Александр Головин, Борис Кустодиев, Дмитрий Стеллецкий, Борис Григорьев, Давид Бурлюк, Исаму Ногучи, Глеб Дерюжинский, проявляли особый интерес к личности Николая Рериха и создали ряд портретных образов знаменитого художника. Но важнейший вклад в дело создания галереи портретов Николая Рериха принадлежит его сыну — Святославу Рериху.

С.Н. Рерих (1904 – 1993) — художник, просветитель, деятель культуры, сын Е.И. и Н.К. Рерихов. На протяжении всей своей плодотворной творческой жизни он уделял в живописи особое внимание жанру портрета и изобразил целую плеяду исторических деятелей — Джавахарлала Неру, Индиру Ганди, Сарвапалли Радхакришнана и Рабиндраната Тагора. Однако особо следует выделить уникальную серию портретов Николая Константиновича Рериха. Святослав Рерих глубоко ценил творческую взаимосвязь с отцом и считал его учителем жизни.

Известно свыше 50 живописных и графических портретов Николая Рериха, исполненных в различных техниках. В течение 30 лет Святослав Николаевич последовательно развивал своё художественное повествование и запечатлел Н.К. Рериха на важных этапах его творческого пути. Современники называли эти портреты «эпической данью великого сына великому отцу», и это действительно феномен: сын-художник сотворил многоликий образ своего отца-художника. Вполне возможно, что в истории искусства мы не найдём более значительного примера сыновнего почитания. (...)

Портреты Николая Рериха кисти Святослава Рериха находятся в музейных собраниях разных стран мира, но, если поставить их все в один ряд, в них действительно предстанет удивительная летопись великих событий на пути мастера.

Первые портреты отца исполнены Святославом в 1918, 1923 и 1924 годах в графике. Несмотря на то что в начале 1920-х он уже довольно успешно применяет цвет, эти портреты лишены его вовсе. Вероятно, автор намеренно до поры избегал колористического решения. Монохромные портреты более удобны для книжной печати и были использованы во многих изданиях, посвящённых жизни и творчеству русского художника.

Уже в юности Святослав Рерих избрал портретный жанр как основу для своего художественного творчества. В одном из его писем к П.Ф. Беликову читаем: «...истоки моего искусства неразделимо связаны с Н[иколаем] К[онстантиновичем]. Он всегда поощрял то, что, ему казалось, привлекало меня. Меня всегда как-то привлекал портрет человека. С самых ранних лет я любил портрет...»2 Портрет не только передаёт индивидуальные черты человека, но и выражает уникальность художественной личности автора. В ходе работы художник вживается в облик портретируемого, благодаря чему постигает его духовную сущность. 

Прочесть статью полностью и посмотреть портреты Н.К. Рериха можно здесь: http://rossasia.sibro.ru/voshod/article/51167 

Либо в журнале "Восход" за апрель 2017: http://knigisibro.ru/books/detail/47078

 
Сибирское Рериховское Общество. Новосибирск. sibro54@mail.ru
При воспроизведении материалов обязательно согласование с СибРО.

В избранное