Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Живопись Николая Рериха

  Все выпуски  

Живопись Николая Рериха: Тень Учителя. Христос в пустыне. Искушение Христа. . Выпуск 67


ЖИВОПИСЬ НИКОЛАЯ РЕРИХА
Составитель О.А. ОЛЬХОВАЯ

«...НОВАЯ  ЭПОХА  БЛЕСНЁТ НОВЫМ  ОСОЗНАНИЕМ  УЧЕНИЯ  ХРИСТА»*


Продолжение

«Тень Учителя» (1932)

 

Картина «Тень Учителя» была создана Рерихом на сюжет апокрифа, сохранившегося в Азии. Николай Константинович писал: «''Тень Учителя'' относится к апокрифам о Христе, когда говорилось, что при прохождении Его — следы тени Его не исчезали, а запечатлевались»12. Во многих сказаниях Востока повествуется о том, что высокодуховные люди оставляют свою тень. Она может показаться неожиданно в любом месте и напомнить человеку о его долге.

На картине Рериха на фоне скалы — образ Христа, который огнём своего сердца освещает путь людям. Но не каждый человек увидит этот Облик. Только высокодуховные люди, которые сумели победить свою низшую природу, смогут разглядеть Тень Учителя, усмотреть Его Знаки в каждой травинке, камне, полёте птицы...

Интересно исследование искусствоведа Е.П. Маточкина. Он пишет о том, что Николай Константинович в этом произведении глубоко проник в идейную суть духовного наследия Древнего Китая. «В древнекитайском трактате IV в. до н.э. ''Чжуан-цзы'' тень ассоциируется с человеком, который утратил своё профаническое ''я'' и осознал слитность с Единым. В таком случае тень выступает в роли учителя и мудреца»13.

«В творческом видении Рериха не только сам Учитель, но даже его тень, отражённая на скале, будто благословляет людей, не уставая в творении блага»14, — писал Р.Я. Рудзитис.


«Христос в пустыне» (1933)

 

Если в других произведениях о Христе Николай Константинович изобразил только нимб над головой Спасителя, то в картине «Христос в пустыне» мы видим поток Света, который льётся от Христа в мир. Этот Свет достигает ближних и дальних уступов гор, переливаясь разными оттенками, подобно неземной радуге. Такое художественное решение выделяет картину из ряда остальных работ мастера: в ней образ Христа обретает особую возвышенность и торжественность, становится глубоко сокровенным.

Сохранилось описание Христа современником — проконсулом Галилеи Публием Лентулом — в его письме римскому императору Тиберию Цезарю: «Выражение Его лица очень спокойно, у Него очень своеобразный и серьёзный взгляд, прекрасные ясные глаза; поразительно, что глаза Его сияют, как лучи солнца, никто не может пристально смотреть на Его Лик, потому что когда Он сияет, то внушает страх, а когда Он излучает мягкий свет — вызывает слёзы...»15

В символической форме Н.К. Рерих дал представление о высочайшей духовной энергетике Великого Учителя, преображающей и просветляющей земную материю, несущей спасение всему живущему. Художник писал: «Каждый носит при себе мерило своего духовного достижения. На изображениях святых мы видим сияние, то есть стилизацию общечеловеческой ауры, особо ярко выраженной у высокодуховных организмов. (...) Человек носит вечное цветное одеяние духа. Человек помыслами сам окрашивает свою драгоценную одежду в избранные им самим цвета»16.

Н.Д. Спирина описывает эту картину так: «У Николая Рериха есть поразительная по своему откровению картина ''Христос в пустыне''. В глубоком мраке движется светоносная фигура Спасителя среди мрачных, холодных скал, проливая на них тёплый, розовый, живительный луч. В своих холодных глубинах оживают каменные души и взирают на Христа с немой надеждой. А впереди на чёрном каменном выступе гнездится череп с оскаленными в страшной злобе клыками и выпученными пустыми глазницами, чуя своё неминуемое поражение. Светоносная фигура тихо, но неуклонно движется на него, и в этом неотвратимом движении залог того, что смерть и зло будут побеждены. Не вынесет тьма розового света вселенской любви, она обречена»17.


«Искушение Христа» (1933)

 

На этом полотне художник представляет канонический сюжет, описанный в Новом Завете. Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой Он пришёл на землю. Иисус сорок дней «ничего не ел, а по прошествии их напоследок взалкал [захотел пищи]». Тогда приступил к нему дьявол и, искушая его властью, славой и богатством, попытался соблазнить Его на грех, как всякого человека. («Не будем забывать, — говорят современные богословы, — что Иисус был не только Бог, но и Человек, одарённый свободой воли. Он мог подвергаться искушениям».)

Прежде всего сатана предлагает Иисусу сотворить чудо материальное — превратить камни в хлеб: «...если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами». Это не покажется нам чем-то странным, если мы узнаем, что в Иудейской пустыне было очень много плоских камней, похожих на хлебные лепёшки. Чудесным образом превратить мёртвые груды камней в хлеб, накормить толпу — за таким чудотворцем пойдут все...

Ответ Христа: «...написано: не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».

Второе искушение имеет в виду демонстрацию могущества. Дьявол предложил Христу поразить чудом воображение людей, ожидавших прихода Мессии. Поразить силой, запугать властью своей и через это стать господином над людьми:

«...если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею».

Ответ Христа: «...написано также: не искушай Господа Бога твоего».

Третье искушение — самое изощрённое и опасное. «...Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё».

Современные богословы комментируют это так: «Царство Божие как бы отодвигается на второй план или вообще забывается. Поклониться сатане — значит признать власть князя мира сего, признать этот падший греховный мир за единственно возможный и желаемый. Итак, самая главная уловка сатаны — представить этот мир как мир счастливый и благополучный и без Бога. Сатана предлагает Спасителю антихристов вариант мира. Христос, не колеблясь, мгновенно отвергает это искушение. Он отвечает: ''...отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи''.

Вспомним о том, что было самым главным в проповеди Христа: стержнем всей Его проповеди, всего Провозвестия было утверждение, что грядёт Царство Божие. Выражение "Царство Божие" означает то Царство, которым правит Бог. Другими словами, мир входит в совершенно новый этап своего бытия, мир подошёл к пределу, черте. Можно остаться здесь, по эту сторону черты, и тогда мы будем продолжать жить в мире, в котором правит сатана. Любимые чада сатаны — даже не отчаянные грешники: те находятся в состоянии движения, а значит, ещё могут от злого устремиться к доброму. Чада сатаны — ленивые обыватели. Люди, интересы которых стабильны и вращаются на уровне — поесть, поспать, отдохнуть, развлечься».

После третьего искушения, по словам евангелиста Матфея, «оставляет Его диавол, и Ангелы приступили и служили Ему».

Иоанн Златоуст в «Беседах на Евангелие от Матфея» пишет, почему искушение Христа произошло сразу после Его крещения. По мнению святителя, это было сделано для того, «чтобы никто из крестившихся, если бы ему случилось после крещения претерпевать ещё большие прежних искушения, не смущался ими как чем-то неожиданным, но мужественно переносил бы всякое искушение как дело обыкновенное».



Продолжение следует

* Из письма Е.И. Рерих от 26.05.1936. Письма Елены Рерих. Т. 2. Рига, 1940. С. 208.
12 Цит. по: Булгаков В.Ф. Встречи с художниками. Л., 1969. С. 264.
13 Маточкин Е.П. Древний Китай в творчестве Н.К. Рериха // Сборник материалов научной конференции, посвящённой 120-летию со дня рождения Н.К. Рериха. Нижний Новгород, 1994. С. 36.
14 Рудзитис Р. Космические струны в творчестве Николая Рериха. Минск, 2009. С. 96.
15 Цит. по: Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 4. С. 201 – 202.
16 Рерих Н.К. Цветы Мории. Пути Благословения. Сердце Азии. Рига, 1992. С. 98 – 99.
17 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 2. Новосибирск, 2008. С. 643 – 644.

 
Сибирское Рериховское Общество. Новосибирск. sibro54@mail.ru
При воспроизведении материалов обязательно согласование с СибРО.

В избранное