Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Живопись Николая Рериха

  Все выпуски  

Святая Женевьева. 1933


ЖИВОПИСЬ НИКОЛАЯ РЕРИХА

Н.К. Рерих. СВЯТАЯ ЖЕНЕВЬЕВА

1933 г., холст, темпера, 74 х 102

На протяжении 15 веков французский народ чтит имя святой Женевьевы, покровительницы Парижа. Во Франции в честь Женевьевы сложены стихи и гимны, её именем названы улицы и предместья, о её жизни написаны книги и созданы картины.

Женевьева родилась в 422 году в Галлии (нынешняя Франция), в г. Нантерра, неподалёку от г. Лютеции (Париж). Её родители были христиане. Женевьева росла кротким и послушным ребёнком. Однажды их городок посетили почитаемые в Галлии христианские епископы Герман и Лупп. В толпе встречавших Герман обратил внимание на девочку, подозвал её, поцеловал в лоб и предсказал родителям славное будущее их дочери. С этого момента Женевьева осознала своё назначение — нести подвиг заботы и попечения о людях, среди которых она жила. Тогда же у неё открылась чудодейственная способность исцеления.

Вся жизнь Женевьевы была осуществлением предсказанной ей участи — долгим путём, полным пророчеств, чудес и деятельной помощи людям. С любовью и состраданием она относилась ко всем несчастным и обездоленным, в ней они находили свою заступницу.

Пятый век для Галлии ознаменовался постоянными нашествиями захватчиков. В 451 году полчища гуннов под предводительством Аттилы вторглись в Галлию и направились в Орлеан. Путь их лежал через Париж. Охваченные ужасом горожане хотели бежать в безопасные места. Женевьева стала убеждать жителей не покидать город, предрекая, что Париж будет охранён. По её призыву во всех храмах города стали возноситься молитвы об избавлении от опасности, и Высшая помощь не замедлила. Гунны неожиданно изменили направление и двинулись к Орлеану, далеко обойдя Париж. Народная молва нарекла Женевьеву заступницей Парижа.

В 486 – 487 годах город был осаждён войсками франков под предводительством короля Хлодвига. Чтобы спасти жителей от голодной смерти, Женевьева снарядила караван из 12 судов и направилась за провиантом в г. Арсис. Когда нагруженные хлебом корабли пустились в обратный путь, поднялась страшная буря, грозившая им потоп­лением. Но горячая молитва Женевьевы была услышана, и корабли благополучно прибыли в Париж. Жители были спасены.

Париж не выдержал осады и был взят франками, но король Хлодвиг проявил к св. Женевьеве глубокое почтение, он всегда уступал её просьбам о помиловании пленников, щадил христианских пастырей. Духовное влияние святой Женевьевы на Хлодвига и его жену Клотильду было очень велико и сыграло большую роль в том, что Галлия стала первым на Западе христианским государством.

В Париже началось строительство храмов. Святая Женевьева приняла самое непосредственное участие в сборе средств на возведение величественной базилики в честь апостола Галлии — святого Дионисия. Был построен храм Апостолов Петра и Павла. Именно здесь и была погребена святая Женевьева, ушедшая из жизни в начале 500-х годов.

 С годами почитание святой вышло далеко за пределы Франции. Её имя одинаково прославлялось и западной, и восточной церковью. И доныне образ легендарной подвижницы продолжает вдохновлять мастеров искусства на создание произведений, прославляющих имя той, которая всю свою жизнь посвятила родному народу.

В 1933 году Н.К. Рерих создал картину «Святая Женевьева». На ней изображена женщина в синем полумраке древнего храма, освещённого заревом далёкого пожара. Держа в руке крест, она стоит, погружённая в молитву. Изобразив Женевьеву лицом к лицу с бушующей стихией, художник противопоставляет два мира, два состояния: ярость пожарища войны — и тишину и святость молитвы.

Мы не видим черт лица Подвижницы, но чувствуем мощное духовное излучение и несокрушимость веры, исходящие от её облика. И это не оставляет никакого сомнения в том, что молитва Женевьевы привлечёт Небесное заступничество и город будет спасён.

На стенах храма различается скульптурный образ Иоанна Крестителя со Святым Агнцем на руках, символизирующим Христа. Художник изобразил святую Женевьеву в храме Иоанна Крестителя, что соответствует её жизнеописанию: она жила в домике рядом с крещальней (храмом для совершения обряда крещения). Образ Иоанна Крестителя, крещальня, крест в руках святой — так в картине трижды проводится мысль о главной миссии Женевьевы, ставшей Крёстной Матерью своей Родины.

Н.М. Кочергина. Святая Женевьева



 
Сибирское Рериховское Общество. Новосибирск. sibro54@mail.ru
При воспроизведении материалов обязательно согласование с СибРО.

В избранное