Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Живопись Николая Рериха

  Все выпуски  

Н.К. Рерих. ПЕСНЬ УТРА. ПЕСНЬ ВОДОПАДА.


ЖИВОПИСЬ НИКОЛАЯ РЕРИХА

Н.К. Рерих. ПЕСНЬ ВОДОПАДА (СТРУНЫ ЗЕМЛИ). 1937

ПЕСНЬ ВОДОПАДА (СТРУНЫ ЗЕМЛИ)

1937 г., холст, темпера, 100 х 61

Рерих умел слышать и ценить прекрасные звучания не только в концертах. Он различал музыку в звуках природы: «Человек должен слушать прекрасную музыку и пение. Иногда одна гармония уже навсегда пробудит чувство прекрасного. (...) Без осознания значения музыки невозможно понять и звучание Природы. (...) Песня водопада, или реки, или океана будет лишь рёвом. Ветер не принесёт мелодии и не зазвенит в лесах торжественным гимном. Лучшие гармонии пропадают для уха неоткрытого».

В его картине «Песнь водопада» женщина прислушивается к музыке льющейся воды и подбирает эти звучания на струнах музыкального инструмента.

Н.Д. Спирина. Рерих и музыка1

 Н.К. Рерих. ПЕСНЬ ВОДОПАДА. 1920

ПЕСНЬ ВОДОПАДА

Сюита «Сны мудрости»
1920 г., холст, темпера, 235 х 122

Ты — как лотос,
    Ты — как звон воды,
Ты — как зов
    всемирной Красоты.
С высоты
    струится водопад,
И звучит,
    и нет пути назад.
Музыка
    космических Высот
Нас зовёт туда,
    где Радость ждёт.
Н.Д. Спирина2

 

Н.К. Рерих. ПЕСНЬ УТРА. 1920.

ПЕСНЬ УТРА

Сюита «Сны мудрости»
1920 г., холст, темпера, 235 х 122

В некоторых картинах Рериха, как, например, «Песнь утра» и «Девассари Абунту» («Песнь водопада»), основным содержанием является сама музыка, её жанр — песня.

В «Песне водопада» слышатся нисходящие секвенции волн, скал и камней. Весь пейзаж и стоящая у воды женская фигура струятся в едином музыкальном ритме потока, и человек находится в полном гармоническом созвучии с природой. Это напоминает полифонию Баха, где несколько голосов текут в музыкальной ткани, сплетаются в причудливые созвучия, не нарушающие единства пьесы.

Какие плавные мелодические линии в «Песне утра»; имитирующие друг друга изысканные причудливые узоры. Всё подчинено одному неторопливому ритму песни радости светлому утру жизни. (...)

Рерих противопоставляет в своих картинах контрастные тона, усиливающие эффект красок, так же как композиторы сопоставляют в своих оркестровых пьесах тембры различных инструментов и добиваются таким путём особо яркого выявления звучаний каждого инструмента.

Ромен Роллан писал: «Постоянно наблюдается, что искусства влияют друг на друга, взаимно проникают друг в друга или же, в результате своего естественного развития, иной раз выходят, так сказать, за свои пределы, в области смежного искусства. То музыка становится живописью, то живопись становится музыкой».

Это высказывание как нельзя лучше соответствует необыкновенной по своему музыкальному звучанию живописи Рериха. (...)

О том, как слушание музыки объединяет людей и возвышает их чувства, Рерих писал: «Соединяет людские сердца прекрасная симфония. Люди делаются не только слушателями, в сердце своём они становятся соучастниками прекрасного действа. (...) Под лучшие звуки, в песне, и в труде, и в радости, спешите к суждённому Свету!»

Н.Д. Спирина. Рерих и музыка3

Примечания:
1 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 1. С. 98.
2 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. С. 245.
3 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 1. С. 100–101.

 
Сибирское Рериховское Общество. Новосибирск. sibro54@mail.ru
При воспроизведении материалов обязательно согласование с СибРО.

В избранное