Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Живопись Николая Рериха

  Все выпуски  

Н.К. Рерих. ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ НАД РЕКОЙ ЖИЗНИ


ЖИВОПИСЬ НИКОЛАЯ РЕРИХА

 
ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ НАД РЕКОЙ ЖИЗНИ
1910 г., эскиз росписи храма Святого Духа в Талашкине, бумага, темпера, 104 х 47


ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ
1911 г., эскиз, бумага на картоне, гуашь, карандаш, акварель


Н.К. Рерих в Талашкино. Работа над росписью.


В христианстве утверждено самое высокое почитание Богоматери. Явлено много Её чудотворных икон, Её дни всегда торжественно отмечаются. 21 сентября празднуется день Рождества Пресвятой Богородицы.

Как сказано о Ней в акафисте: «Радуйся, Заступница Усердная рода христианского... Радуйся, путеводительница наша, к небесному отечеству нас возводящая».

Н.Д. Спирина. Заступница Усердная1

Высоко проходит небесный путь. Протекает река жизни опасная. Берегами каменистыми гибнут путники неумелые: не знающие различить, где добро, где зло.

Милосердная Владычица Небесная о путниках тёмных возмыслила. Всеблагая на трудных путях на помощь идёт. Ясным покровом хочет покрыть людское всё горе, греховное.

Из светлого града. Из красной всех ангельских сил обители Преблагая воздымается. К берегу реки жизни Всесвятая приближается. Собирает святых кормчих Владычица, за людской род возносит моления.

Трудам Царицы ангелы изумляются. Из твердыни потрясённые сонмы подымаются. Красные, прекрасные силы в подвиге великом утверждаются. Трубным гласом Владычице славу поют.

Из-за твёрдых стен поднялись Архангелы. Херувимы, серафимы окружают Богородицу. Власти, Престолы, Господствия толпами устремляются. Приблизились Начала, тайну образующие.

Духу Святому, Господу Великому передаст Владычица моления. О малых путников вразумлении, о Божьих путей посещении, о спасении, заступлении, всепрощении. Подай, господи, Великий Дух.

Подымается к Тебе мольба великая. Богородицы моление пречистое. Вознесём Заступнице благодарение. Возвеличим и мы Матерь Господа: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь».

Н.К. Рерих. Царица Небесная2

«Царица Небесная» изображена сидящей на троне без традиционного младенца на руках. (...) Основание трона опирается на незыблемую твердь земную, которую омывает «река жизни». К ногам Царицы, борясь с бурными волнами, устремляются в утлых челнах люди. ...Ангелы славят её. Роспись венчает шествие пророков, поклоняющихся кресту.

П.Ф. Беликов, В.П. Князева. Рерих3

...Вокруг Великой Матери объединяется всё сущее; как к единому центру мироздания, молитвенно обращены к Ней сонмы Ангелов и Святых. Перед Нею склоняются девы-монахини. Завершает композицию шествие Пророков к Трону Невидимого Бога.

Здесь присутствуют представители и других царств природы, но в необычном виде: одеяние Великой Матери украшено чудным орнаментом из растительных мотивов, фигурок птиц и животных. Ритмично повторяясь, этот орнамент напоминает лепное узорочье знаменитого Дмитриевского собора во Владимире-на-Клязьме. Это прекрасные идеализированные образы животных, птиц и всякой твари, как их замыслил Бог в своей премудрости. (...)

Не только в композиции, но и в колорите созданной Рерихом росписи отразилось его знание традиций древнерусской живописи. Образ Царицы Небесной, являющейся главным источником Божественного Света, был выполнен в светлой и радостной гамме серебристо-белых, золотых и розовых тонов. А далее, как в радужном круге, переливались зелёные, бирюзовые, жёлто-красно-карминные тона; на бархатно-тёмном фоне выделялись белые фигуры Святых.

«Пламенные, золотисто-алые, багряные, рдяные сонмы сил небесных, стены зданий, развёртывающихся над облаками, посреди них Царица Небесная в белом платье, а внизу неяркий земной облачный день и студёные воды будничной реки жизни» — так описал эту величественную картину поэт М. Волошин.

Глубоко символичен используемый Рерихом образ реки жизни. Течение всегда ассоциируется с движением, уходящим временем и непостоянством. В картине этому мотиву вечного движения и изменения противопоставляется нечто очень устойчивое, сильное, вечное — Богоматерь и Святые. Это подчёркивается и всей архитектурой сюжета. Впоследствии образ реки жизни не раз ещё встретится на картинах художника.


Н.М. Кочергина. Религиозная живопись Н.К. Рериха4

Примечания:
1 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 2. С. 214.
2 Рерих Н.К. Собрание сочинений. Кн. 1. М., 1914. С. 310 – 311.
3 Беликов П.Ф., Князева В.П. Рерих. Новосибирск, 2009. С. 160.
4 Восход. 2005, № 9. С. 10.

 
Сибирское Рериховское Общество. Новосибирск. sibro54@mail.ru
При воспроизведении материалов обязательно согласование с СибРО.

В избранное