Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Живопись Николая Рериха

  Все выпуски  

Гуань-Инь. Прогулка Куан-Ин.


ЖИВОПИСЬ НИКОЛАЯ РЕРИХА

 Н.К. Рерих. Гуань-Инь
Н.К. Рерих. ГУАНЬ-ИНЬ (КУАН-ИН)
1933 г., холст, темпера, 50 х 61

Н.К. Рерих. Прогулка Куан-Ин
Н.К. Рерих. ПРОГУЛКА КУАН-ИН
1925 – 1926 гг., эскиз

На картине Н.К. Рериха «Гуань-инь» изображена особо почитаемая китайским народом Бодхисатва Авалокитешвара, являющаяся олицетворением безграничного милосердия и сострадания, которое она изливает на весь мир.

Имя Гуань-инь (Куан-ин) означает «внемлющая звукам мира»; её также называют «Божественным Гласом», «Сладкозвучным Гласом». На картине Рериха мы видим, что сама природа находится под её властью: скалы наклонены в ту же сторону, что и фигура Гуань-инь; они находятся под влиянием ритма божественных звуков, извлекаемых ею из музыкального инструмента.

Гуань-инь — богиня-покровительница женщин, материнства, младенчества, подательница детей, а также покровительница профессий, связанных с опасностями. Гуань-инь часто изображали стоящей в окружении детей или сидящей в свободной позе, внимательно прислушивающейся к чему-то. Её также изображали многорукой богиней, на каждой ладони которой находится глаз; благодаря этому она может одновременно видеть всех находящихся в беде и оказать помощь. Считается, что произносящий её имя получает избавление от бед: она может облегчить страдания, утешить, спасти.

Древние легенды Китая рассказывают, что Гуань-инь при жизни была дочерью князя Мяо Чжуан-вана и носила имя Мяошань. Юная принцесса, вопреки воле её строгого отца, отказалась выходить замуж и ушла в монастырь. Рассерженный отец приказал Мяошань покончить с собой, но меч, который должен был поразить её, рассыпался на тысячу кусков... Поселившись на островах Путо, сострадательная святая исцеляла больных и спасала моряков от кораблекрушения. Как-то ей стало известно, что её отец тяжело заболел. Мяошань исцелила его, и отец воздвиг в её честь статую, что стало началом культа богини Гуань-инь — милосердной заступницы, обратиться за помощью к которой может любой человек.

В сутрах указаны 32 облика, которые принимает Гуань-инь в зависимости от личности того, к кому она обращается с проповедью. К старику она может прийти стариком, к монаху — монахом; к женщине — женщиной. В китайских легендах Гуань-инь выступает как в женском облике, так и в грозном обличье воина — активного борца со злом.

Н.К. Рерих в статье «Миссия женщин» пишет: «И на Востоке и на Западе лик Великой Матери-женщины есть мост полного Единения. Радж-Раджесвари — Всемогущая Матерь. (...) И когда Запад говорит о Сторучице православной церкви, то она есть иной аспект образа многорукой, всепомогающей Гуань-инь. Когда Запад говорит с почитанием о золототканом платье итальянской Мадонны и чувствует глубокое проникновение картин Фра-Анжелико, а мы вспомнили о символах Все¬окой, Всезнающей Дуккар. Вспомнили о Всескорбящей. Вспомнили о многих образах Всепомогающей и Вседающей. (...) Образ Матери Мира, Мадонны, Матери Кали, Преблагой Дуккар, Иштар, Гуань-инь, Мириам, Белой Тары, Радж-Раджесвари, Ниука — все эти благие образы, все эти жертвовательницы... как добрые знаки единения. И каждая из них сказала на своём языке, но понятном для всех, что не делить, но строить нужно. Сказала, что пришло время Матери Мира».

И.И. Сереброва. Внемлющая звукам мира


 
Сибирское Рериховское Общество. Новосибирск. sibro54@mail.ru
При воспроизведении материалов обязательно согласование с СибРО.

В избранное