Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Живопись Николая Рериха

  Все выпуски  

НИКОЛАЙ РЕРИХ И ДРЕВНЯЯ РУСЬ


ЖИВОПИСЬ НИКОЛАЯ РЕРИХА

 

НИКОЛАЙ РЕРИХ И ДРЕВНЯЯ РУСЬ

 

Н.Ф.Василькова

асть 6.2)

 

Строительную деятельность Андрея Боголюбского, убитого по заговору бояр, продолжил его брат Всеволод по прозванию Большое Гнездо. Его мастера оставили потомству замечательный Дмитровский собор во Владимире (1194 – 1197) — величественный и нарядный, не имеющий аналогов ни на Руси, ни в Западной Европе. Его стены орнаментированы изящной каменной резьбой, напоминающей народную вышивку с изображением зверей, птиц и растительности. Этот храм, посвящённый Дмитрию Солунскому, небесному покровителю князя Всеволода, тоже запечатлён Н.К.Рерихом на этюде «Владимир. Дмитровский собор» (1903).

В 1152 году Юрий Долгорукий основал на Владимирской земле город Юрьев-Польской (то есть стоящий в полях). В том же году здесь была построена церковь Св. Георгия. Позже внук Юрия Долгорукого, князь Святослав Всеволодович, разрушил обветшалую постройку и в 1230 году соорудил новый Георгиевский собор, который снизу доверху был украшен замечательным ковровым орнаментом — белокаменной резьбой. Всё лучшее, чем славились владимиро-суздальские мастера, было воплощено в Георгиевском храме. Это была последняя белокаменная церковь владимиро-суздальского зодчества, построенная перед монгольским нашествием. В конце XV в. собор обрушился, был перестроен и утерял свой первозданный вид. Он отображён Рерихом на четырёх этюдах.

Характерной чертой белокаменной архитектуры владимиро-суздальских земель домонгольского периода стала резьба по камню, украшающая сооружения, — исключительное явление не только в древнерусском, но и в мировом искусстве.

Другой чертой храмостроительства той поры было умелое сочетание архитектурных сооружений с ландшафтом — зелёными массивами и водными пространствами. Н.К.Рерих писал: «Всегда твержу: если хотите увидеть прекрасное место, спросите, которое место здесь самое древнее. Умели эти незапамятные люди выбирать самые лучшие места»16.

К домонгольскому периоду относится и яркая, самобытная группа памятников архитектуры XII века в г. Гродно (древнем Городене). Зодчество Гродно заметно отличается от других архитектурных стилей. В кирпичную кладку строений вставлялись камни синих, зелёных и красных оттенков, что придавало всему зданию необычный и красочный вид. Помимо камней, в кладке использовались фигурные керамические плитки, покрытые глазурью, образующие кресты или иные узоры. Наиболее сохранившееся здание — Борисоглебская церковь на Коложе. Южная сторона её обрушилась в реку Неман, а северная, выложенная красивыми разноцветными изразцами, уцелела. Её и воспроизвёл Николай Константинович на четырёх этюдах 1903 г.

На одном из этюдов Рериха 1909 г. запечатлена Троице-Сергиева Лавра («У стен монастыря. (Сергиев Посад)»). Именно с неё в 1894 г. художник начал своё хождение «по святыням русским». «Из давних... воспоминаний встаёт посещение Троице-Сергиевой Лавры»17, — запишет художник много лет спустя в листах дневника.

Н.К.Рерих. У стен монастыря (Сергиев Посад).

Троицкая обитель началась с построения Сергием Радонежским деревянной церкви Святой Троицы в 1337 г., в самом начале создания Московского государства. Позже, в 1422 г., на этом месте был воздвигнут Троицкий собор. Это один из немногих сохранившихся образцов московского белокаменного зодчества XIII – XV вв. Украшением храма является широкий пояс из трёх лент искусно высеченного орнамента.
В 1425 – 1427 гг. собор был расписан Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным. В Троицком соборе впервые сложилась композиция иконостаса в том виде, который в дальнейшем получил развитие и воплощение во всех храмах Руси. Для Троицкого собора Андреем Рублёвым была написана икона «Святая Живоначальная Троица». Здесь же покоятся мощи Преподобного Сергия Радонежского.

Вокруг собора постепенно сформировался архитектурный ансамбль монастыря, включивший в себя более 50 построек, возведённых московскими, псковскими и ярославскими мастерами. «Все строения монастыря, — начиная с крепостных стен, башен, храмов и кончая небольшими часовнями, — ценные памятники русского зодчества. Каждая фреска, каждый камень имеют свою историю, по-своему красивы»18.

В середине XVI в. Троицкая обитель превратилась в мощную крепость, окружённую высокой каменной стеной с башнями, что позволило ей в 1608 – 1610 гг. выдержать в течение 16 месяцев осаду 30-тысячного отряда польско-литовских интервентов. Указом императрицы Елизаветы в 1744 г. Троице-Сергиев монастырь был удостоен почётного титула «Лавра». В 1993 г. он включён в список мирового художественного наследия ЮНЕСКО.

В Москве, ставшей столицей единого государства при Иване III (1462 – 1505), когда впервые появилось наименование «Россия» и гербом государства стал заимствованный из Византии двуглавый орёл, началось возведение каменных стен московского Кремля (1485 – 1495), сохранивших свой первоначальный облик до наших дней. Ансамбль Кремля формировался на протяжении нескольких столетий, до середины XIX в. Строили его итальянские архитекторы и русские мастера, с учётом традиций древнерусского зодчества, прежде всего владимиро-суздальского, и итальянской архитектуры эпохи Ренессанса. Московский Кремль представлен на двух этюдах Н.К.Рериха 1903 г.: «Вид Кремля из Замоскворечья» и «Вид Кремля».

Несколько этюдов художника знакомят нас с нижегородским Кремлём, его величественными стенами и башнями. Они напоминают о Смутном времени Земли Русской и о великих людях — Минине и Пожарском, поднявших в 1612 г. в Нижнем Новгороде народное ополчение на борьбу с польской интервенцией.

Знаменитому костромскому Ипатьевскому монастырю художник посвятил два этюда, написанные в 1903 г.: «Башня Ипатьевского монастыря» и «Ворота Ипатьевского монастыря». Точная дата его основания неизвестна. Историки полагают, что он появился в конце XIII века, но первое упоминание о нём в летописи относится к 1435 г. Согласно преданию, монастырь основал татарский мурза Чет, прибывший из Золотой Орды для сбора дани. Однажды, когда он был тяжело болен, ему привиделась Богородица в сопровождении апостола Филиппа и святителя Ипатия, епископа Гангрского. Божья Матерь обещала мурзе исцеление и попросила построить обитель в честь своих спутников. Мурза Чет (в крещении Захария) всячески поддерживал основанную им обитель; покровительствовали монастырю и его потомки — представители знатных боярских фамилий Годуновых и Сабуровых.

После Смутного времени, в 1613 г., в Ипатьевском монастыре Земским собором был избран на царство Михаил Фёдорович, первый из Романовых, и монастырь обрёл покровителей из их рода. Палаты Романовых в Ипатьевском монастыре тоже нашли своё отображение на этюде Н.К.Рериха «Терем бояр Романовых» (1903).

Двенадцать этюдов художник посвятил Ростову Великому, известному с Х века. Среди них — виды Кремля с озера Неро, величественные храмы и уютные дворики, терема княжеских палат. «Уголки Кремля дышат XVII веком, — записал в путевой книжке художник. — Палаты, иераршие теремки, расписные храмы — удивительны по настроению»19. «Помню, как владыка Антоний [Волынский], смотря на мою картину ''Ростов Великий'', проникновенно сказал: ''Молитва Земли Небу''»20.

Деревянная церковь XVII века на Ишне — образец архитектуры северных церквей — представлена на двух этюдах 1903 года из цикла «Ростов Великий». На этюде «Паперть» изображена галерея одного из храмов древнего Ростова — церкви Иоанна Богослова (XVII в.). Словно о ней писал художник в статье «Радость искусству»: «...Перенеситесь в лабиринт ростовских переходов, где каждая открытая дверка поражает вас неожиданным стройным аккордом красок. Или на пепельно-белых стенах сквозят чуть видными тонами образы; или пышет на вас жар коричневых и раскалённо-красных тонов; или успокаивает задумчивая синяя празелень; или как бы суровым словом канона останавливает вас серыми тенями образ, залитый охрой»21. Позже, в 1909 г., будет написан этюд с изображением полного вида церкви Иоанна Богослова.

Несколько полотен Рериха, созданных в 1903 г., представляют храмы города Ярославля (XVII в.): «Интерьер церкви Богоявления», «Церковь Рождества Богородицы», «Паперть церкви Иоанна Предтечи». Утраченная церковь Св. Власия осталась только на этюде Рериха и на фотографиях тех лет.

О церкви Николы Мокрого читаем в путевой книжке художника: «По расположению, по изразцам, по наличникам одна из замечательных церквей Ярославля»22. Этому памятнику старины Рерих посвятил несколько работ, на которых изображены вход, интерьер и портал церкви.

Могучие стены смоленского Кремля с многочисленными башнями, возведённые ещё при Борисе Годунове на высоких холмах над Днепром, изображены на нескольких этюдах художника, созданных после пребывания в Смоленске: «Башня» (1903), «Городские стены» (1903), «Смоленские стены» (1910). Здесь же были написаны два этюда женского монастыря.

В 1904 г. Н.К.Рерих снова путешествует по старинным русским городам и продолжает пополнять серию архитектурных этюдов новыми произведениями. «В 1904-м — Верхняя Волга, Углич, Калязин, Тверь, Высоты Валдайские и Деревская Пятина Новугородская. Одни названия чего стоят, и как незапамятно древне звучат они! — вспоминает художник много лет спустя. — (...) В 1905-м Смоленск, с Годуновскими стенами, Вязьма, Приднепровье. (...) От 1908-го до 1913-го опять Смоленск, Рославль, Почаев. В 1910-м раскопки Кремля Новгородского, оказавшегося неисследованным, а затем, до войны, и Днепровье, и Киевщина, и Подолье»23.

«Масса старых церквей... (...) Масса интересного»24, — писал в 1904 г. Николай Константинович своей жене о первых впечатлениях от увиденного в Угличе. Здесь были созданы этюды: «Крыльцо церкви Иоанна Предтечи», «Воскресенский монастырь», «Церковь царевича Дмитрия», «Углич с Волги».

В этом же году художник побывал в Саввино-Сторожевском монастыре под Звенигородом и посвятил ему несколько этюдов, в том числе «Святые ворота» — те самые, через которые «проходил на богомолье Тишайший Царь»25 — Алексей Михайлович Романов.

16 Н.К.Рерих. Алтай – Гималаи. М., 1999. С. 70.

17 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 3. С. 269.

18 Цит. по: Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 3. С. 361.

19 Николай Рерих в русской периодике. Вып. II. С. 246.

20 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 1. М., 1995. С. 45.

21 Н.К.Рерих. Глаз добрый. Кн. 1. М., 1991.

С. 92 – 93.

22 Николай Рерих в русской периодике. Вып. II. С. 245.

23 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 1. С. 228.

24 Петербургский Рериховский сборник. Т. II – III. Самара, 1999. С. 207.

25 Николай Рерих в русской периодике. Вып. II. С. 418.

 

 
Сибирское Рериховское Общество. Новосибирск. sibro54@mail.ru
При воспроизведении материалов обязательно согласование с СибРО.

В избранное