Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Живопись Николая Рериха

  Все выпуски  

Николай Рерих и Древняя Русь


ЖИВОПИСЬ НИКОЛАЯ РЕРИХА

 

  Нина Василькова

Николай Рерих и Древняя Русь

 Здравствуйте, уважаемые подписчики.
Мы предлагаем вашему вниманию продолжение третьей части выступления "Николай Рерих и Древняя Русь".

(часть 3_2)

Детство Ярослава было связано с крещением Руси. Вместе с другими братьями он принял крещение и получил имя Георгия, в честь святого, жившего в III - начале IV вв. Со временем этот святой стал одним из наиболее почитаемых на Руси. Сказания о чудесах св. Георгия широко распространились в древнерусской письменности, среди них самым популярным стало "Чудо святого Георгия о змие", рассказывающее о его победе над чудовищным змием. Так на Руси этот святой получил ещё одно имя - Георгий Победоносец. У Н.К.Рериха есть несколько картин, посвящённых ему - "Святой Георгий Победоносец" (1908 и 1920),
Святой Георгий убивает змея
"Святой Георгий убивает змея" (1920), а также "Свет побеждает тьму" (1933).

Во время смены правлений киевских князей Русь почти всегда подвергалась нашествиям печенегов. Так было и при Ярославе. Решающая битва с ними произошла на том месте, где ныне стоит собор Святой Софии Киевской. Печенеги были разбиты и, пока правил Ярослав (1036 - 1054), больше Русь не тревожили.
Князь Ярослав вошёл в русскую историю как один из самых мудрых и просвещённых правителей. Годы его правления стали временем расцвета Киевской Руси, её "золотым веком". Неузнаваемо изменился град Киев, соперничавший по красоте с самим Константинополем - столицей Византии.
Словно предвидя падение Византии (которое началось после её захвата крестоносцами в 1204 году), князь Ярослав задумал осуществить в Киеве архитектурные проекты, подобные тем шедеврам, которыми прославился Константинополь; среди них - собор Святой Софии, Золотые ворота, монастыри святого Георгия и святой Ирины и храм Пресвятой Богородицы, обновлённый при Ярославе, - это была та святость, которая несколько столетий освещала царствующий град святого Константина. Новое земное воплощение Божьего града Ярослав видел в Киеве. Так Киевская Русь приближалась к осознанию себя "новым Иерусалимом" и "новым Константинополем".
Забегая вперёд, скажем, что особое предназначение Руси в мировой истории с невероятной силой проявится в становлении Московской Руси, в эпоху Сергия Преподобного.
Итак, при правлении Ярослава за очень короткий срок в Киеве было возведено большое количество грандиозных памятников архитектуры. Подлинным украшением города стал Софийский собор, который считался на Руси "чудом света". Образцом для него послужила Константинопольская София - главная святыня православного мира. Так из Византии на Русь вместе с христианством переносился образ Софии - Премудрости Божией, соединяющей в себе красоту и мудрость; образ, воплотившийся в величественных соборах, иконах и фресках. Летописцы называли Ярослава учеником Святой Софии, "наполняющей Вселенную реками премудрости". Оттого, наверное, он и получил имя Мудрого.

Ярослав Мудрый
Греческие зодчие, приглашённые Ярославом из Константинополя, не стали копировать византийский собор. В отличие от Софии Константинопольской, перекрытой единым гигантским куполом, Киевский собор имел 13 куполов, что символизировало Христа и 12 апостолов. Он не превосходил размерами византийский храм, но по внешнему великолепию и особенно по красоте внутреннего убранства ему не было равных. Храм был украшен изумительными мозаиками и фресками греческих мастеров. Боковые приделы были посвящены Георгию Победоносцу, покровителю князя Ярослава, и Архангелу Михаилу - Архистратигу небесного воинства, покровителю княжеской дружины. На золотом фоне алтарной апсиды расположена фигура Богородицы с воздетыми в молитве руками. Она производит ошеломляющее впечатление, превосходя всё своими размерами, доминируя в пространстве храма. Богоматерь Оранта (от лат. orans - молящаяся) словно удерживает своей молитвой мир от падения. Этот монументальный образ Богоматери назван в народе Нерушимой Стеной. В 1240 году, во время нападения татаро-монголов на Киев, когда большая часть храмов была разграблена и сожжена, Софийский собор устоял. При штурме собора враги пытались пробить тараном именно эту стену, где находилось изображение Богородицы, но храм выдержал натиск. Это было чудом - сама Пресвятая Богородица стала Нерушимой Стеной.
"Нерушимая Стена Киево-Софийская, - пишет Н.К.Рерих, - стоит и будет стоять. (...) Кто не помнит эту Киевскую Святыню во всём Её византийском величии, Её молитвенно поднятые руки, иссиня-голубые одежды, красную царскую обувь, за поясом белый плат, а на плечах и на голове три звезды? Лик строгий, с большими открытыми глазами, обращён к молящимся. (...) Входящего во Храм охватывает особо строгое молитвенное настроение.
''Богородица - Нерушимая Стена!'' В произнесении такого народного названия, этого клика веры, вспоминаются и другие такие же храмы и изображения, неотъемлемые от смысла Руси. И в Печерском храме... и во многих других храмах были такие величественные изображения, большею частью не дошедшие до нас среди всяких смятений. (...)
Когда задумывался храм Святого Духа в Талашкине, на алтарной апсиде предположилось изображение Владычицы Небесной. Помню, как произошли некоторые возражения, но именно доказательство Киевской ''Нерушимой Стены'' прекратило ненужные словопрения. Тот же памятный нерушимый облик дал основу и для мозаики храма Голубевых под Киевом"13.
На несохранившейся парадной фреске Софийского собора Ярослав Мудрый был изображён "подносящим Спасителю выстроенный им храм, и не просто храм, а храм-символ, храм-образ христианского града Киева, украшенного и возвеличенного им"14.
В Новгороде - северной столице Руси - также по инициативе Ярослава Мудрого был воздвигнут храм Святой Софии.
"Великий Владимир сдвигал массы. Ярослав сложил их и возрадовался о красоте, - читаем в ''Листах дневника'' Н.К.Рериха. - Этот момент для старого искусства памятен. Восторг Ярослава при виде блистательной Софии безмерно далёк от вопля современного дикаря при виде яркости краски. Это было восхищение культурного человека, почуявшего памятник, ценный на многие века. Так было; такому искусству можно завидовать; можно удивляться той культурной жизни, где подобное искусство было нужно"15.
Витые лестницы Софийского собора были расписаны изображениями светской жизни того времени: сценами княжеской охоты, увеселений, княжеского суда и т.п. Возможно, именно эти фрески, сохранившиеся до сих пор, вдохновили Н.К.Рериха, побывавшего в 1895 году в Софийском соборе, на написание картин "Княжая охота. Утро" (начало охоты)
Княжья охота. Утро.
и "Княжая охота. Вечер" (сцена возвращения с охоты).
Княжья охота. Вечер.

При князе Ярославе в Киеве было трое въездных ворот. Главные ворота по аналогии с константинопольскими получили название "Золотых" (1037), их остатки сохранились до нашего времени, а в 1982 году Золотые ворота были восстановлены в своём первозданном виде. За мощь и великолепие их называли Великими. Ворота представляли собой две мощные каменные стены с аркой, над которыми на площадке возвышалась одноглавая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. По словам Н.Д.Спириной, именно с Благовещения - принесения Архангелом Гавриилом благой вести о приходе в мир Спасителя - началось наше спасение. Может быть, поэтому образ этого храма Рерих использовал как символ, который мы видели на его картинах в руках у святой Ольги и Преподобного Сергия, - символ начала духовного спасения Руси.
Николай Константинович пишет: "Летопись отмечает про Ярослава: ''Заложи Ярослав град великий Киев, в нём же Золотые Врата''... Вот бы фильму поставить! Имели огромный успех фильмы: ''Александр Невский'' и ''Пётр Великий''. Киевская Русь тоже могла бы дать отличный сюжет. Палаты были, может быть, получше палат Рогеров в Сицилии. Всё это надо знать"16.
На картине Н.К.Рериха "Радовашеся Ярослав граду Киеву" (1938) отображён момент, когда зодчие и художники представляют на утверждение князю Ярославу эскизы будущих шедевров Киева. В руках первого мастера - эскиз тринадцатикупольного храма Святой Софии; второй держит макет будущих архитектурных святынь Киева. В руках третьего мастера-иконописца видим эскиз росписи храма. Виден и четвёртый мастер, который тоже принёс на утверждение князю невидимый для нас эскиз.

"...Ярослав Мудрый украшал Мать городов русских - Киев - византийскими художниками, - пишет Рерих в статье ''Сокровище''. - ...Русский народ никогда не болел скверною болезнью шовинизма. Не боялся иноземцев, ибо сам знал своё великое сокровище, целину необъятную. Русский богатырь не терял своё творчество и знал, что никакие иноземцы не лишают его исконного достояния. (...) Велико оно, и потому могут быть допущены многие сотрудники"17.
За спиной князя Ярослава изображены женщины. И жена, и три дочери князя принимали участие во многих государственных делах. Эти женские облики на картине Рериха очень схожи с фресками Софийского собора, где изображены жена и дочери Ярослава.
Жена Ярослава - Ингегерда, дочь шведского короля, - была женщиной образованной и мудрой. На Руси её звали Ириной. Детям своим князь Ярослав и княгиня Ирина дали прекрасное образование. Королевские дворы Европы считали за честь породниться с князем Киевским. Вот как пишет об этом Н.К.Рерих: "Помните, три дочери Ярослава были королевами Европы. Одна - за королём Франции, другая - за конунгом Скандинавским и третья - за королём Венгрии. Вот как!"18 Старшая дочь Анна, жена французского короля Генриха I, после смерти мужа стала регентом при малолетнем сыне и правила Францией. Анастасия была женой венгерского короля Андрея. Младшая дочь, красавица Елизавета, после гибели мужа, Скандинавского короля Гаральда, вышла замуж за короля Дании и играла большую роль в политике.
Изобразив Ярослава в окружении жены и дочерей, Н.К.Рерих, возможно, хотел подчеркнуть значимость их участия в принятии таких важных решений, как построение христианских святынь.
Годы правления князя Ярослава ознаменовались распространением христианства по всей Руси и построением множества церквей и монастырей. К этому времени выросло поколение детей, которых князь Владимир отдал в книжное учение, и они стали священниками. Монашество как духовное движение пришло на Русскую землю от греков  - со Священной Афонской горы, расположенной на полуострове Афон в Эгейском море. Афон с древних времён стал известен как своеобразное монашеское государство. На Афонской горе начинал свой путь, ещё во времена правления князя Владимира, юный Антипа из города Любеча, впоследствии - Антоний Печерский, основатель киевского монашества, положивший начало созданию Киево-Печерской обители. Отсюда монахи расходились по всей Руси, неся свет и пример служения Высшему. Несли они и грамоту, и летописание. Здесь же трудились и первые русские художники, создавшие со временем свою школу иконописи. Так Киево-Печерская обитель стала духовным центром Киевской Руси. Особую мощь монастырь приобрёл при игуменстве Феодосия, который стал основателем общинного монашества на Руси.
Противостоять натискам орд азиатов, которые жили набегами и грабежом, могла лишь духовная крепость; отстоять себя мог народ, только укрепившись в духе.
"Из текста Киево-Печерского патерика19 знаем, что Печерский храм окружён особенными обстоятельствами, - пишет Н.К.Рерих, - крайне значительными как с религиозной, так и с бытовой стороны. (...) Сама Богородица даёт название церкви: ''Богородичина будет церковь''. И желает придти на Русь, чтобы видеть церковь - ''в ней же хощу жити''. Печерский храм был посвящён празднику Успения Пресвятой Богородицы. (...) Такою трогательною, чудесною памятью овеяны стены Печерского храма. Немало и других летописных и писательских показаний говорит нам о высоком благолепии храмов древней Руси, в которых так замечательно претворились наследия Византии, Романского стиля и всего Севера"20.
Киево-Печерский монастырь становится распространителем знания: здесь была открыта первая школа, создана библиотека, зародилось и получило развитие русское летописание.
Путь просвещения был избран и князем Ярославом; он не стремился искоренять язычество "огнём и мечом" и насаждать силой новую веру, а всячески способствовал распространению знания, тем самым оправдав имя Мудрого. Окружение князя и его сыновей состояло из людей грамотных, просвещённых. Но грамотность не была уделом лишь правящих верхов древнерусского общества. Открытые и исследованные в наше время берестяные грамоты киевских, новгородских, полоцких и других храмов показали, что грамотными были представители самых разных слоёв населения, чему способствовала в большой степени политика, проводимая Ярославом. По его распоряжению с греческого языка на славянский переводились и переписывались книги духовного содержания. Так составлялась первая библиотека на Руси, которую Ярослав приказал хранить в соборе Святой Софии. Таким образом Святая София стала вместилищем и книжной премудрости.
Об одной из переписанных при Ярославе книг - Евангелии, увезённом его дочерью Анной с собой во Францию, - пишет Н.К.Рерих в "Листах дневника": "Когда в мировую войну германские полчища вторглись во Францию и приближались к древнему городу Реймсу, угрожая чуду архитектуры - Реймскому Собору, я просил французов спасти хранившийся там драгоценный памятник русской письменности - Евангелие на славянском языке XI века нашей эры.
История этого рукописного документа такова: колыбель русской культуры - Киев стал уже в эту эпоху известен Европе, с ним начали считаться, и французский король Генрих I испросил себе в супруги дочь киевского князя Ярослава - Анну. Сделавшись французской королевой, она принесла присягу, положив руку на Евангелие, привезённое из Киева. С тех пор все французские королевы приносили присягу на верность Франции на том же русском документе"21.
Для установления порядка в русских землях Ярослав составил и ввёл свод законов под названием "Русская Правда". Это был первый рукописный правовой документ на Руси, по которому на протяжении нескольких веков жила Русь, временами лишь дополняя его.
Н.К.Рерих создал картину "Ярослав Мудрый". Н.Д.Спирина объясняет её так: "Ярослав Мудрый - созидатель Киевской Руси. На заднем фоне виден храм Святой Софии; князь занят своим любимым делом, которым он занимался во время отдыха от государственных работ, - переписыванием книг. Он говорил, что ''книги суть реки, напояющие премудростью всю вселенную''. Ярослав Мудрый был распространителем знания и просвещения".

И закончим словами Николая Константиновича Рериха из статьи "Радость искусству": "Нам почти невозможно представить себе великолепие Киева, где достойно принимал Ярослав всех чужестранцев. Сотни храмов блестели мозаикой и стенописью. Скудные обрывки церковных декораций Киева; обрывки стенописи в Новгородской Софии; величественный, одинокий Нередицкий Спас; части росписи Мирожского монастыря во Пскове... Все эти огромные большеокие фигуры, с лицами и одеждами, очерченными действительными декораторами, всё-таки не в силах рассказать нам о расцвете Киева времён Ярослава"22.


13 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 1. М., 1999. С. 468 - 470.
14 Карпов А. Ярослав Мудрый. М., 2005. С. 303. (Серия ЖЗЛ).
15 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 2. С. 60.
16 Там же. С. 321.
17 Там же. Т. 3. С. 363.
18 Там же. Т. 2. С. 321.
19 Патерик - сборник жизнеописаний монахов.
20 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 1. С. 468 - 470.
21 Там же. Т. 3. С. 178.
22 Николай Рерих в русской периодике. Вып. 3. СПб, 2006. С. 408.

 
Сибирское Рериховское Общество. Новосибирск. sibro54@mail.ru
При воспроизведении материалов обязательно согласование с СибРО.

В избранное