Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Живопись Николая Рериха

  Все выпуски  

Н.К.Рерих. ВЕСТЬ ТИРОНУ


Информационный Канал Subscribe.Ru


 

ЖИВОПИСЬ НИКОЛАЯ РЕРИХА


Н.К.Рерих. ВЕСТЬ ТИРОНУ.
Н.К.Рерих. ВЕСТЬ ТИРОНУ.

В 1940 году Н.К.Рерих написал картину «Весть Тирону» (или «Тирон, получающий записку»), о сюжете которой многие, изучающие художественное наследие Николая Константиновича, хотели бы узнать подробнее. Известно, что, будучи в Финляндии, Рерих в 1917—1918 годах написал такие картины как «Приказ», серия «Вечные всадники», «Облако-вестник», «Экстаз», «Неведомый судья», «Сыновья неба» и многие другие. В это же время была написана картина «Послание Фёдору Тирону». Спустя много лет художник вновь обратится к этому сюжету. Что же нам известно о Фёдоре Тироне?

В архиве Н.Д.Спириной хранится её многолетняя переписка с П.Ф.Беликовым — известным рериховедом, биографом Рерихов, автором книги о жизни и творчестве художника из серии «Жизнь замечательных людей». В одном из писем к Наталии Дмитриевне (от 15.03.75 г.), отвечая на вопрос о сюжете картины «Весть Тирону», он писал: «…Тирон — римское имя. Тирон Марк Тулий — римский грамматик, изобретатель древне-римской стенографии, получившей впоследствии название ''Тироновых письмён''. Мне не удалось найти имя Тирона в русской истории. Картина относится к событиям татарского ига, как это полагает Святослав Николаевич. Однако ему не пришлось беседовать об этой картине с самим Николаем Константиновичем». В письме (от 9.04.75 г.) П.Ф.Беликов добавляет: «''В имеющихся у меня книгах по истории нигде это имя не упоминается. (…) Нашёл ''великомученика Фёдора Тирона'' — по святцам 17 февраля. (…) Один дворянин Фёдор был убит в орде вместе с князем Михаилом Всеволодовичем Черниговским в 1246 году и оба они были канонизированы как мученики. Но назван ли был этот Фёдор — Тироном — не знаю и следов не нахожу. Подробнее о Михаиле Черниговском говорится в Любецком синодике, но у меня его нет. Должно быть также и в Симеоновской летописи. Михаил Черниговский и Фёдор Тирон в дальнейшем как бы ''патронировали'' русским в борьбе с татарами».

В трудах Н.К.Рериха также находим небольшие объяснения: «В Монголии поход объявляется посылкою стрелы князю-нойону. Стрела, прилетевшая к Фёдору Тирону, шла с Востока»1. «… ''Весть Тирону'' — призыв к обороне Родины»2. В древнерусской литературе известны стихи и апокрифы о Фёдоре Тироне. «В… сюжете, уже с ХII века входившем в древнерусские Прологи (''Мучения Феодора Тирона''), повествуется о воине-новобранце, отказавшемся выполнять повеления императора Максимиана и приносить жертвы языческим идолам. Фёдор Тирон сжигает языческий храм, за что его заточают в темницу, подвергают мучениям и сжигают»3. В апокрифе «Чудо бывшего святого Феодора Тирона, како выведе матерь от змея» рассказывается, как первый боярин Фёдор Тирон проникает в змеиное царство и одолевает дракона, похитившего его мать.

Известно, что «в самые тяжёлые годы ордынского ига народные стихи о Егории Храбром, о Фёдоре Тироне, о Дмитрии Солунском, о Борисе и Глебе имели… глубоко патриотическое звучание…»4



1 Рерих Н.К. Алтай-Гималаи. Рига, 1992. С. 76.
2 Рерих Н.К. Листы Дневника. Т. 2. М., 1995. С. 306.
3 В.Калугин. Струны рокотаху... М., 1989. С. 374.
4 Там же. С. 376.

Опубликовано:
Журнал «На Восходе» № 9 (65), Сентябрь, 1999

Сибирское Рериховское Общество.
Новосибирск. Тел. (383-2) 180-671, 10-34-55
www.sibro.ru   E-mail: sibro@ngs.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное